Налоги, взносы, пошлины

Считаем налоги на землю, транспорт и имущество

Интервью с Алексеем Валентиновичем Сорокиным, начальником отдела имущественных и прочих налогов Минфина России провела Н.В. Горшенина, заместитель главного редактора журнала «Актуальная бухгалтерия».

Интервью с Алексеем Валентиновичем Сорокиным, начальником отдела имущественных и прочих налогов Минфина России провела Н.В. Горшенина, заместитель главного редактора журнала «Актуальная бухгалтерия».

Земельный, транспортный налоги и налог на имущество (подробно о налоге на имущество мы писали на страницах «Актуальной бухгалтерии» № 7, 2008) вызывают у бухгалтеров подчас не меньше вопросов, чем федеральные. Взять хотя бы сроки получения или выбытия объектов налогообложения по этим налогам. От этого во многом зависит порядок расчета налога и размер налоговой базы. Иногда все карты может спутать то обстоятельство, что договор купли-продажи имущества подлежит госрегистрации. Когда в таком случае переходит право уплачивать налог на имущество от продавца к покупателю? На эти и другие интересные вопросы мы попросили ответить Алексея Валентиновича Сорокина, начальника отдела имущественных и прочих налогов Минфина России.

Здравствуйте, Алексей Валентинович! Вот наш первый вопрос. Фирма доплачивает транспортный налог за 2007-й и 2008 годы. Можно ли провести такую доплату одним платежным поручением? Есть ли в таком случае какие-нибудь особенности в заполнении платежки?

Поскольку в рассматриваемой ситуации речь идет о сумме, подлежащей доплате в отношении одного налога, то каких-либо ограничений в возможности уплаты этой суммы одним платежным поручением нет. При этом в платежке следует указать, за что и за какие периоды подлежат уплате перечисляемые суммы.

Автомобиль приобретен в I квартале 2009 года — 23 марта. Зарегистрировали его на компанию уже 10 апреля 2009 года. С какого месяца фирма обязана платить налог? Как оформить авансовый расчет по транспортному налогу за I квартал 2009 года (какие сведения указывать в графе 5 расчета)?

В данном случае следует учитывать, что плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства (ст. 357 НК РФ), а объектом налогообложения (ст. 358 НК РФ) — в частности, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Поскольку приобретенный организацией автомобиль зарегистрирован в органах ГИБДД МВД России в апреле 2009 года, то указанное транспортное средство признается объектом обложения транспортным налогом только со II квартала 2009 года. Следовательно, у организации возникают обязанности по исчислению сумм авансовых платежей по транспортному налогу в отношении вышеназванного автомобиля и, соответственно, представлению расчета по авансовому платежу только начиная с расчетов за II квартал 2009 года.

Организация в августе 2008 года поменяла юридический адрес и, соответственно, налоговую инспекцию. В итоге часть налогового периода транспортные средства состояли на учете в муниципальном образовании с одним ОКАТО, а часть налогового периода — с другим. Надо ли по итогам года подавать 2 налоговые декларации по транспортному налогу: одну в прежнюю налоговую инспекцию, а другую — в новую?

Согласно статье 363.1 Налогового кодекса нало­гоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый ор­ган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговую декларацию по налогу.

Следовательно, если в течение календарного года в организации изменился юридический адрес, повлекший за собой изменение места нахождения принадлежащего ему транспортного средства (места регистрации), то у организации возникает обязанность по подаче в налоговый орган декларации по новому месту нахождения транспортных средств. При этом указанная норма Налогового кодекса не содержит требований по представлению нескольких деклараций в налоговые органы в связи с изменением места нахождения транспортного средства в течение календарного года.

Необходимо учитывать следующее. Транспортный налог является региональным и зачисляется в бюджеты субъектов РФ. Поэтому если новым местом нахождения транспортных средств стала территория другого субъекта РФ, то организации следует представить в налоговую инспекцию каждого субъекта РФ налоговые декларации. В них рассчитывают суммы налога, исходя из количества месяцев фактического нахождения транспортных средств на территории соответствующего субъекта РФ.

Организация купила электропогрузчики, бывшие в употреблении. На учет в ГИБДД их поставить нет возможности, так как на них нет документов (паспорта самоходной машины и справки-счета). Как быть в таком случае?

Как уже отмечалось выше, объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, если приобретенные организацией электропогрузчики не прошли государственную регистрацию, то они не могут рассматриваться в качестве объекта налогообложения до их регистрации.

Надо ли начислять транспортный налог на транспортные средства, которые зарегистрированы в Госгортехнадзоре России, например пневмоколесные, гусеничные краны и другие грузоподъемные механизмы, в Ростехнадзоре — бульдозеры, экскаваторы, тракторы?

Понятие «транспортное средство» для целей применения главы 28 Налогового кодекса определено статьей 358 Кодекса. Транспортными средствами, которые признаются объектом налогообложения транспортным налогом, в частности, являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Порядок регистрации транспортного средства определен постановлением о государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ (пост. Правительства РФ от 12.08.1994 № 938). Из пункта 2 этого документа следует, что все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 километров в час, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регист­рируются в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (ГИБДД). Все другие самоходные машины, включая автомототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью 50 километров в час и менее, — в органах Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ.

Следовательно, если перечисленные в вопросе технические средства зарегистрированы в органах ГИБДД или органах Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, то независимо от того, для каких целей они предназначены и какое оборудование на них размещено, они будут являться объектом налогообложения транспортным налогом, если иное не установлено пунктом 2 статьи 358 Кодекса.

Компания получает в лизинг спецтехнику и автомобили. Техника зарегистрирована в ГИБДД на лизингополучателя, а на балансе учитывается у лизингодателя. Кто в этом случае будет являться плательщиком транспортного налога?

Обязанность государственной регистрации транспортных средств установлена Федеральным законом о безопасности дорожного движения (Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ). Также в соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона о финансовой аренде (лизинге) (Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ) по соглашению сторон лизингодатель вправе поручить лизингополучателю регистрацию предмета лизинга на имя лизингодателя. При этом в регистрационных документах обязательно указываются сведения о собственнике и владельце (пользователе) имущества.

Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России (правила, утв. приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001) предусмотрена возможность регистрации транспортных средств, используемых по договору лизинга, за одним из участников договора лизинга по их письменному соглашению. Таким образом, если по договору лизинга транспортные средства зарегистрированы за лизингополучателем, то плательщиком транспортного налога должен признаваться лизингополучатель.

Как правильно начислять транспортный налог на автомобиль, если в ПТС в категории автомобиля стоит «В», а в наименовании — «грузовой»?

Категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства на основании одобрения типа транспортного средства (пост. Госстандарта России от 01.04.1998 № 19). Паспорт транспортного средства (ПТС) — это документ, действующий на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает в том числе наличие одобрения типа транспортного средства, которое непосредственно указывается в ПТС. Следовательно, тип транспортного средства, указанный в ПТС, должен соответствовать сведениям, указанным в одобрении типа транспортного средства (сертификате соответствия).

Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (утв. приказами от 23.06.2005 МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134) в строке 4 «Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)» ПТС указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной конвенцией. При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации конвенции производится согласно указанному положению в соответствии со сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении (приведена в Приложении № 3 к приказу (приказы от 23.06.2005 МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134)).

Так, например, согласно Приложению № 3 к приказу к транспортным средствам категории «B» (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых — не более 3,5 тонны (грузовые). Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории «B» не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковому либо к грузовому транспортному средству.
В строке 3 «Наименование (тип ТС)» паспорта транспортного средства согласно вышеназванному положению указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в одобрении типа транспортного средства, например «Легковой», «Автобус», «Грузовой — самосвал, фургон, цементовоз, кран» и т. п.

Аналогично в соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и пунктом 2.2.2 раздела 2.2 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств в строке 2 паспорта транспортного средства «Марка, модель ТС» приводится условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например «1» — легковой автомобиль, «7» — фургоны, «9» — специальные. Таким образом, в рассмат­риваемом примере автомобиль относится к категории грузовых.

По мнению представителей Федеральной налоговой службы РФ (письмо ФНС России от 23.03.2009 № 3-3-05/192), сроки по уплате авансовых платежей по налогу на имущество необходимо исчислять в рабочих днях, если в законах субъектов РФ нет уточнения, что они рассчитываются в календарных днях. Можно ли руководствоваться данной позицией?

Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, определен статьей 61 Налогового кодекса. Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой — указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (пп. 1,2 ст. 61 НК РФ).

В пункте 6 статьи 61 Кодекса прямо указано, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным. Кроме того, пунктом 7 статьи 61 Кодекса установлено, что в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Согласно статьям 111 и 112 Трудового кодекса при 5-дневной рабочей неделе работникам предоставляются 2 выходных дня в неделю, при 6-дневной рабочей неделе — один выходной день, а при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной переносится на следующий после праздничного рабочий день.

Таким образом, в случаях, когда срок уплаты авансовых платежей по налогам в соответствии с законодательством субъекта РФ о налогах и сборах или нормативным правовым актом муниципального образования о местных налогах и сборах установлен периодом, который исчисляется днями, например не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, а работникам организации предоставляются 2 выходных дня в неделю, уплата авансовых платежей, например, за I, II и III кварталы 2009 года производится не позднее 14 мая 2009 года, 11 августа 2009 года и 12 ноября 2009 года.

Если ОС приобретается 1 января или 31 декабря, то входит ли его стоимость в расчет среднегодовой стоимости в целях исчисления налога на имущество? Если объект выбывает 1 января или 31 декабря, то учитывается ли он при расчете в этом случае? Включается ли стоимость основного средства, приобретенного 1-го числа месяца, в данные на 1-е число этого месяца?

Объектами налогообложения (ст. 374 НК РФ) для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в т. ч. имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьей 378 Кодекса.

Налоговая база по налогу определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (ст. 375 НК РФ). Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (ст. 376 НК РФ), за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода (т. е. 31 декабря т. г.), на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Исходя из этого следует, что при расчете среднегодовой стоимости имущества учитывается величина остаточной стоимости имущества на начало дня 1-го числа каждого месяца налогового периода и остаточной стоимости имущества по состоянию на конец года. Причем следует учитывать операции, произведенные 31 декабря и свидетельствующие о наличии и движении основных средств и их остаточной стоимости (т. е. берутся данные баланса на конец дня).

Обособленное подразделение компании выделено на отдельный баланс и имеет свой расчетный счет. На балансе филиала стоит автомобиль, который выполняет работы по месту нахождения головной организации. Филиал и головная организация находятся в разных районах и состоят на учете в разных ИФНС. Кто в таком случае должен начислять налог на имущество и представлять расчет (декларацию): обособленное подразделение или головная организация?

Особенности исчисления и уплаты налога на имущество организаций в отношении организаций, имеющих обособленные подразделения, определены в статье 384 Налогового кодекса. Согласно указанной статье организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по месту нахождения каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса, находящегося на отдельном балансе каждого из них.

При применении названной статьи следует учитывать, что обязанность организации по исчислению и уплате налога на имущество организаций по месту нахождения ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, возникает только в отношении имущества, учитываемого подразделением на его отдельном балансе, если иное не установлено статьей 385 Налогового кодекса. Поскольку автомобиль, являющийся движимым имуществом, учитывается на балансе об­особленного подразделения организации, налог на имущество должен быть исчислен и уплачен в бюджет организацией по месту нахождения указанного подразделения.

При этом декларация по налогу (расчет по авансовому платежу) может быть представлена в налоговый орган представителем обособленного подразделения организации при наличии документа, подтверждающего полномочия представителя налогоплательщика.

Фирма приобрела имущество, которое не используется в производственной деятельности, и в ближайшем будущем использовать его компания не собирается. Оборудование стоит на складе и не работает. Если имущество в бухгалтерском учете числится на счете 08, то надо ли включать его в базу по налогу на имущество?

Порядок учета на балансе организаций (за исключением кредитных и бюджетных) объектов основных средств регулируется, в частности, ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н). Пунктом 4 ПБУ 6/01 определены условия, при которых актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств. Исходя из этих условий объект принимается к бухгалтерскому учету в качестве основного средства и, соответственно, включается в базу по налогу на имущество организаций, когда данный объект приведен в состояние, пригодное для использования, то есть независимо от ввода его в эксплуатацию. Таким образом, если приобретенное имущество пригодно для эксплуатации и не требует монтажа, то оно должно подлежать учету в составе основных средств и включаться в объект обложения налогом на имущество организаций.

Компания продала часть здания (в т. ч. земельный участок под ним) в апреле 2009 года. Право собственности на часть здания и земельный участок фирма перерегистрировала в этом же месяце, а вот покупатель не зарегистрировал свое право собственности на часть здания и землю под ним. В каком порядке компания должна начислять налог на имущество и земельный налог?

В данном случае необходимо учитывать, что если между организациями был заключен договор купли-продажи рассматриваемых объектов недвижимости, то переход права собственности (т. е. прекращение права собственности у продавца и возникновение права собственности у покупателя) в соответствии с установленным порядком регистрации прав происходит одновременно. Учитывая это, следует полагать, что в рассматриваемой ситуации такого перехода права собственности юридически не произошло и собственником рассматриваемых объектов остается организация-продавец, которая, в свою очередь, остается плательщиком налога на имущество и земельного налога.

При этом необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 551 Гражданского кодекса в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации.

Если в декларации по земельному налогу был неверно указан кадастровый номер, а КБК и код ОКАТО указаны верно, то надо ли подавать «уточненку»?

В этой ситуации следует воспользоваться положениями пункта 1 статьи 81 Налогового кодекса. Данная норма предусматривает, что при обнаружении налогоплательщиком в декларации, поданной им в налоговый орган, недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию. При этом уточненная налоговая декларация, направленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока. Обратите внимание, что данная норма Налогового кодекса определяет права, а не обязанности налогоплательщика.

Н.В. Шорохова, налоговый консультант компании «UHY Янс-Аудит»
Из Приложения № 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (утв. приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Мин­экономразвития России № 134 от 23.06.2005) следует, что к категории «В» могут относиться:
•           механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя);
•           механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых — не более 3,5 тонны.
То есть транспортные средства категории «В» могут являться как грузовыми, так и легковыми.
По мнению Минфина России, категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в ПТС. При этом финансовое ведомство поясняет, что в строке 3 «Наименование (тип ТС)» ПТС указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением, например «Легковой», «Автобус», «Грузовой — самосвал,  фургон,  цементовоз,  кран» и  т. п. Аналогично в строке 2 ПТС «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения, при этом 2-я цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например «1» — легковой автомобиль, «7» — фургоны, «9» — специальные (письмо Минфина России от 17.01.2008 № 03-05-04-01/1).
Таким образом, если в рассматриваемом случае у компании в ПТС указано: «Категория «В», а наименование «Грузовой», то, по нашему мнению, организации следовало исчислять налог по ставкам, предусмотренным для грузовых автомобилей. Налогоплательщику надо представить уточненные декларации, доначислить и доплатить соответствующую сумму налога в бюджет, а также перечислить пени за периоды, в которых налог исчислялся неправильно (ст. 81 НК РФ).
Если компания не согласна с наименованием автомобиля, указанным в ПТС, ей следует обратиться в орган, выдавший ПТС.

ФСБУ 4/2023: с какими сложностями столкнется бизнес и как их избежать с помощью SUMRA?

С 2025 года в России будет действовать новый стандарт бухгалтерской отчетности — ФСБУ 4/2023. Он призван приблизить российские стандарты к международным, что, в свою очередь, потребует изменения многих внутренних процессов. Рассказываем, что изменится в отчетности для бизнеса, почему важно подготовиться к переходу уже сейчас и как это сделать.

ФСБУ 4/2023: с какими сложностями столкнется бизнес и как их избежать с помощью SUMRA?

Начать дискуссию