Учет в торговле

Продаем товары в кредит

Потребительское кредитование даже в условиях кризиса остается довольно популярным. Многие магазины и банки охотно предоставляют кредиты заемщикам, имеющим положительную кредитную историю.

Потребительское кредитование даже в условиях кризиса остается довольно популярным. Многие магазины и банки охотно предоставляют кредиты заемщикам, имеющим положительную кредитную историю.

Как правило, продавая товары в кредит, магазин может либо заключить договор с банком, либо самостоятельно предоставлять рассрочку по оплате. Рассмотрим особенности операций в обоих случаях.

Кредитование покупателя при участии банка

Такой вариант предполагает, что покупатель, приобретая товар, заключает договор потребительского кредита с банком, ко-торый в свою очередь перечисляет магазину денежные средства в оплату товара. В результате магазин практически сразу получает всю стоимость реализованного товара, а покупатель в дальнейшем расплачивается уже с банком. В настоящее время потребительским кредитованием занимаются многие банки, в том числе крупные. Если торговая организация решила привлечь банк для кредитования покупателей, необходимо предварительно заключить с ним договор об организации безналичных расчетов. Как правило, для подписания такого договора достаточно представить те же документы, что и при открытии банковского счета. После заключения такого договора покупатель сможет оформить в магазине кредит для приобретения того или иного товара.

ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ КРЕДИТА
Оформлением кредита в магазине может заниматься специалист банка, для которого оборудуется рабочее место, или же эту функцию может взять на себя работник магазина, при этом банк может обучить кого-либо из персонала магазина. Банк взимает комиссию со стоимости товаров, реализованных в кредит, размер которой, как правило, составляет несколько процентов от стоимости товара, оплачиваемой за счет банковского кредита. В данном случае все риски, связанные с возвратом кредита, несет банк.

При продаже товара в кредит при участии банка фактически заключается три договора:
1) между банком и магазином – об организации безналичных расчетов (в нем устанавливается порядок безналичного перечисления денежных средств торговой организации за товар, проданный покупателю на условиях полной или частичной оплаты за счет кредита);
2) между покупателем и магазином – о купле-продаже данного товара;
3) между покупателем и банком – о предоставлении кредита.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
В бухгалтерском учете выручка принимается в сумме, равной величине поступления денежных средств (иного имущества) и (или) размеру дебиторской задолженности (п. 6 ПБУ 9/99). Торговая организация признает выручку на дату передачи товара покупателю в размере полной стоимости проданного товара. Она будет складываться из суммы, которую внес покупатель в кассу магазина, и величины дебиторской задолженности на оставшуюся часть стоимости товара.

Обратите внимание: сумма банковской комиссии не уменьшает выручку магазина. Согласно пункту 11 ПБУ 10/99, эта сумма в бухучете признается прочим расходом магазина.
При поступлении от банка на расчетный счет торговой организации оставшейся части стоимости товара (за минусом комиссии) одновременно погашаются и дебиторская задолженность покупателя перед магазином, и кредиторская задолженность магазина перед банком.

ПРАВА ПОКУПАТЕЛЯ КРЕДИТ НЕ ОГРАНИЧИВАЕТ
Отметим, что приобретение товара в кредит не ограничивает покупателя в правах, которые предоставлены ему Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Покупатель может вернуть, обменять товар, предъявить претензии к его качеству и т. д.

В то же время следует учитывать: если кредитный договор предусматривает, что приобретенный товар является залогом, то при смене собственника заложенного имущества все обязанности в рамках отношений по предоставлению залога переходят к новому собственнику (ст. 353 Гражданского кодекса РФ). То есть при возврате такого товара в магазин к последнему переходят обязанности залогодателя. Соответственно, в случае, если покупатель не вернет кредит банку, у торговой организации возникают риски по возврату банку предмета залога.

ПРИМЕР
Магазин бытовой техники и электроники 5 марта продал компьютер стоимостью 59 000 руб. (в том числе НДС – 9000 руб.). Покупатель оплатил первоначальный взнос в размере 10 процентов стоимости товара, что составило 5900 руб. (в том числе НДС – 900 руб.). Одновременно на оставшуюся сумму 53 100 руб. (59 000 – 5900) покупатель заключил с банком кредитный договор.
Магазин 7 марта получил оставшуюся часть стоимости компьютера за минусом комиссии банка, которая составляет 3 процента от суммы кредита.
В бухучете торговой организации будут сделаны следующие записи.

На 5 марта:

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 62
– 5900 руб. – получен от покупателя первоначальный взнос за приобретенный им компьютер;

ДЕБЕТ 62
КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 59 000 руб. – отражена выручка от продажи компьютера;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Налог на добавленную стоимость»
КРЕДИТ 68
– 9000 руб. – начислен НДС с суммы выручки.

На 7 марта:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76
– 51 507 руб. (53 100 руб. – 53 100 руб. х 3%) – получена оставшаяся часть стоимости компьютера за минусом комиссии банка;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 76
– 1593 руб. (53 100 руб. х 3%) – начислена комиссия банка;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 62
– 53 100 руб. – отражено погашение обязательств продавца перед банком и покупателя перед магазином.

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ
Если торговая организация в целях исчисления налога на прибыль признает доходы и расходы по методу начисления, то доходы от реализации товара в полной сумме признаются на дату реализации. Причем независимо от фактического поступления денежных средств. При этом реализацией считается передача права собственности на товары одним лицом другому (п. 1 ст. 39 Налогового кодекса РФ). Согласно пункту 1 статьи 223 Гражданского кодекса РФ, право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента его передачи. А передачей имущества признается его вручение приобретателю (п. 1 ст. 224 Гражданского кодекса РФ).

Следовательно, в целях исчисления налога на прибыль доход от продажи товара в кредит будет признаваться в день продажи (передачи) товара покупателю. При этом сумма выручки будет складываться из двух частей:
– первоначального взноса, который покупатель вносит в кассу магазина;
– оставшейся стоимости товара, которую перечисляет банк на счет магазина.

Часть выручки, которую перечисляет банк, поступает в торговую организацию уже за вычетом банковской комиссии. При этом комиссия не уменьшает стоимость проданного товара. По-
этому в целях исчисления налога на прибыль продажная стоимость товара (без НДС) должна быть полностью включена в доходы от реализации.

Кредитование покупателя магазином
Если кредит предоставляется непосредственно торговой организацией, с покупателем заключается только договор купли-продажи. Поскольку такая сделка предполагает рассрочку либо отсрочку платежа, к ней применяются специальные правила.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
Согласно пункту 1 статьи 823 Гражданского кодекса РФ, договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде отсрочки и рассрочки оплаты товаров (коммерческий кредит).

Первый вариант – оплата товара через определенное время после его передачи покупателю (ст. 488 Гражданского кодекса РФ). В этом случае в договоре о продаже товара в кредит должен предусматриваться срок оплаты товара. Если такой срок не указан, то оплата товара должна быть произведена в разумный срок (ст. 314 Гражданского кодекса РФ). В ситуации, когда продавец не исполнил свои обязанности по передаче товара, необходимо руководствоваться статьей 328 Гражданского кодекса РФ. Покупатель вправе не оплачивать товар согласно условиям договора либо отказаться от его исполнения и потребовать возмещения ущерба. Если покупатель не оплачивает полученный товар в установленный срок, то продавец может потребовать возврата такого товара.

Второй вариант – оплата товара в рассрочку (ст. 489 Гражданского кодекса РФ). В этом случае договор о продаже товара в кредит считается заключенным, если в нем указаны цена товара, порядок, сроки и размеры платежей. В случае если покупатель не вносит очередной платеж в срок, установленный договором, продавец может потребовать возврата проданного товара, за исключением случаев, когда покупатель внес более половины стоимости товара. Если продавец не передал товар покупателю в сроки, установленные договором, то покупатель может не вносить очередные платежи либо потребовать прекращения действия договора и возмещения понесенного ущерба.

ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ДОГОВОРА
При предоставлении коммерческого кредита на покупку товара цена может устанавливаться следующими способами:
– в договоре указывается общая сумма, которую должен внести покупатель (проценты за пользование коммерческим кредитом либо скрыты в цене товара, либо не взимаются);
– в договоре отдельно указываются цена товара и сумма, которую покупатель должен заплатить за время рассрочки платежа. В целях налогового учета рекомендуется использовать именно этот способ.

ПРОЦЕНТЫ ЗА ПРОСРОЧКУ
При любом варианте оплаты товара, проданного в кредит, на просроченную сумму уплачиваются проценты в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса РФ (если иное не предусмотрено договором продажи). Проценты начисляются со дня, когда покупатель должен был внести плату по договору, до того дня, когда он фактически внес эту плату. Размер процентов определяется установленной в месте жительства покупателя учетной ставкой банковского процента на день исполнения обязательства по оплате товара. Также договором может быть предусмотрена иная ставка процентов на просроченную часть платежа.

В договоре можно установить обязанность покупателя уплачивать проценты на сумму, которая соответствует цене товара, начиная со дня его передачи продавцом (п. 4 ст. 488, п. 3 ст. 489 Гражданского кодекса РФ). В этом случае проценты, начисленные (если иное не установлено договором) до дня, когда оплата товара была произведена, являются платой за коммерческий кредит (ст. 809, 823 Гражданского кодекса РФ, п. 14 постановления Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 8 октября 1998 г. № 13 и № 14). В случае возврата товара ненадлежащего качества, проданного в кредит, потребителю возвращается не только уплаченная за товар денежная сумма в размере кредита, погашенного ко дню возврата указанного товара, но и возмещается плата за предоставление кредита, то есть уплаченные проценты (п. 5 ст. 24 Закона РФ № 2300-1).

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
В бухгалтерском учете при продаже товаров на условиях коммерческого кредита выручка принимается в полной сумме дебиторской задолженности (п. 6.2 ПБУ 9/99). Таким образом, сумма причитающихся процентов должна быть отнесена у продавца в кредит счета 90. Если договором не установлено иное, товар, проданный в кредит, до его полной оплаты находится в залоге у продавца. В этом случае торговая организация учитывает стоимость товара на забалансовом счете 008 по стоимости, определенной условиями договора (п. 26 ПБУ 5/01). На дату полного погашения задолженности суммы обеспечений, учтенные на счете 008, списываются.
В налоговом учете выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (п. 2 ст. 249 Налогового кодекса РФ). Если налогоплательщик исчисляет налог на прибыль методом начисления, то выручка должна признаваться независимо от поступления денег за товар.

Сумма процентов, которую получает магазин при продаже товара в кредит, включается в состав внереализационных доходов на основании пункта 6 статьи 250 Налогового кодекса РФ. Если срок действия договора приходится более чем на один отчетный период, доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец соответствующего отчетного периода. Об этом сказано в пункте 6 статьи 271 Налогового кодекса РФ.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Ассоциация Платежных Агентов провела мастермайнд для формирования стратегии развития на 2025 год

В рамках первого совещания Ассоциации платежных агентов, которое состоялось в октябре 2024 года, прошел мастермайнд — групповой формат для знакомства участников и эффективной совместной работы.

Ассоциация Платежных Агентов провела мастермайнд для формирования стратегии развития на 2025 год
1

Начать дискуссию