Любое оборудование периодически выходит из строя. Чтобы принять стоимость текущего ремонта к затратам, нужно оформить все необходимые документы. Кроме того, не следует забывать о проблемах, которые могут возникнуть при вычете НДС.
Елена Маврицкая, эксперт журнала
Относим на затраты
Налоговый кодекс предусматривает, что расходы на ремонт являются прочими затратами, связанными с производством и реализацией, и уменьшают облагаемую прибыль (подп. 2 п. 1 ст. 253, п. 1 ст. 260 НК РФ). Многие предприятия не создают специальных резервов и оплачивают починку основных средств по мере необходимости. Датой, когда компания понесла расходы, может считаться день подписания акта приемки-передачи выполненных работ. Об этом сказано в письме столичных налоговиков от 16 января 2003 г. № 26-12/3640. При этом плательщики, практикующие метод начисления, признают данные издержки в том отчетном периоде, в котором те были произведены, независимо от оплаты (п. 5 ст. 272 НК РФ). «Кассовики», напротив, ориентируются на момент погашения соответствующих счетов (п. 3 ст. 273 кодекса).
И те, и другие должны руководствоваться пунктом 1 статьи 324 НК РФ, где приведен предлагаемый порядок группировки расходов на ремонт по статьям в аналитическом учете, например «цена запчастей и материалов», «зарплата рабочих» и так далее. В письме от 21 июля 2003 г. № 26-12/40516 УМНС России по г. Москве разъяснило, что раз в кодексе нет никаких ограничений, то стоимость всех деталей, израсходованных на подобные работы, можно сразу и полностью относить на уменьшение прибыли. Минфин России также осветил этот вопрос и в письме от 7 октября 2003 г. № 04-02-05/3/75 напомнил, что фирмы, отдельно исчисляющие базу по разным операциям и видам деятельности в соответствии с пунктом 2 статьи 274 НК РФ, затраты на починку оборудования, применяемого при таких операциях, тоже должны учитывать обособленно. Это же требование применяется и в том случае, когда наряду с основной деятельностью организация использует обслуживающие производства и хозяйства. В декларации по налогу на прибыль, утвержденной приказом МНС России от 11 ноября 2003 г. № БГ-3-02/614, ремонт основных средств данного направления ей следует помещать в строку 190 приложения 2 к листу 02. А отладку остального имущества за минусом названного выше показателя необходимо отразить по строкам 050 и 051 того же приложения. Тогда данные не будут продублированы.
Амортизация и оформление
Нередко бухгалтеры сомневаются, можно ли начислять амортизацию на ремонтируемое оборудование. Осенью этого года специалисты из ФНС России опубликовали письмо от 27 сентября 2004 г. № 02-5-11/162@, где разрешили сомнения подобного рода. Так, фискалы назвали ремонт составляющей технологического процесса, направленной на поддержание объектов основных средств в работоспособном состоянии. Поэтому, по мнению авторов письма, сумма амортизации, которая начислена в период починки, должна рассматриваться как затраты, связанные с деятельностью, направленной на получение дохода. Иными словами, мы видим классическое соблюдение условий, изложенных в пункте 1 статьи 252 НК РФ. Так что временный простой из-за устранения неисправностей вовсе не повод приостановить амортизацию.
От себя добавим, что если организация владеет имуществом, стоимость которого полностью списана в налоговом учете, но фактически основное средство участвует в производстве, расходы на ремонт также показываются при расчете прибыли. Это справедливо, поскольку вышесказанное в равной степени относится как к оборудованию, имеющему остаточную стоимость, так и к полностью самортизированному.
Главное - оформить все должным образом. Сначала необходимо создать комиссию, в состав которой входят руководитель и главный инженер, а если такой должности на предприятии не существует, то начальник хозяйственного отдела, завхоз или кто-то другой, занимающий подобную позицию. Комиссия издает заключение, где зафиксирована неисправность такого-то объекта основных средств с инвентарным номером и прочими данными такими-то, принятого к бухгалтерскому учету тогда-то. При этом лучше подробно описать характер поломки с использованием специальных технических терминов.
Далее необходимо издать письменный приказ: привести данное основное средство (здесь нужно повторно изложить информацию об объекте) в рабочее состояние посредством текущего ремонта. После этого в ход идут унифицированные бланки, утвержденные постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7. Правда, там прямо не установлено, каким документом отражается передача основного средства в ремонт. Мы считаем, что надо использовать форму № ОС-2 «Накладная на внутреннее перемещение...». Причем она заполняется и при передаче основного средства на сторону (для того чтобы показать, что из производственного цеха объект выбыл), но здесь мы рекомендуем еще выписать накладную на передачу. В ней представитель ремонтной фирмы распишется, и будет доказательство, что он получил имущество. После успешного завершения работ надо оформить бланк № ОС-3 «Акт о приеме-сдаче отремонтированных... основных средств». Все сведения о направлении имущества на ремонт и возвращении его к работе необходимо отразить в инвентарной карточке. Те из них, что ведутся на ремонтируемые в настоящий момент основные средства, желательно хранить отдельно от карточек на работающие. Об этом сказано в пункте 68 Методических указаний по бухучету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.
Не стоит забывать и о материалах, использованных в данном процессе. Кладовщик должен отпустить их на основании первичного документа, которым обычно бывает требование-накладная (унифицированная форма № М-11, утвержденная постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а). В нем надо упомянуть, что материалы списываются на ремонт. Если плательщик сэкономит время на оформлении первички, ревизор может не признать операцию состоявшейся, а расходы правомерными, и начислить налог на прибыль, пени и штраф, ведь затраты должны быть не только экономически оправданными, но и документально подтвержденными (п. 1 ст. 252 НК РФ). В то же время нет необходимости составлять дополнительные документы, например форму № ОС-1 «Акт о приеме-передаче...», которую нередко заполняют на ремонт. Нигде не установлено, что этот акт нужен для таких работ, да и кроме того, его успешно заменяют бланки, перечисленные нами выше.
НДС к вычету?
Теперь предстоит разобраться, как поступить с НДС, уплаченным поставщику запчастей и материалов, которые пошли на замену испорченных деталей основного средства. В письме УМНС России по г. Москве от 15 января 2003 г. № 24-11/ 2809 сказано, что в случае технического обслуживания имущества, стоимость которого отнесена на издержки производства, налог на добавленную стоимость принимается к вычету в общеустановленном порядке. Мы с этим полностью согласны.
Но существует и другое письмо МНС России от 30 июля 2004 г. № 03-1-08/ 1711/15@, где говорится, что НДС по запчастям, принятый к вычету при их покупке, необходимо восстановить, когда детали передаются на строительно-монтажные работы для собственного потребления, и снова начислить после окончания данного мероприятия. Правда, в документе речь идет о капитальном строительстве, но не все обратят на это внимание. Налоговики могут по аналогии счесть, что если текущий ремонт начался, предположим, 1 октября, а закончился 18 ноября, то НДС подлежит восстановлению в октябре и повторному вычету в ноябре. Этот хитрый прием, как следует из письма, обусловлен смыслом пункта 3 статьи 170 НК РФ. Логика здесь сомнительная, поскольку в этом пункте речь идет о восстановлении НДС, учитываемого в стоимости товаров и услуг, а не при починке и наладке оборудования, который не включается в стоимость. Другого, более убедительного доказательства своей правоты налоговики не приводят по той простой причине, что его в кодексе нет. Однако взгляд чиновников из МНС разделяют специалисты из Минфина, с которыми согласовано письмо. Поэтому тот, кто не хочет доводить дело до споров и вероятного арбитража, может выполнить запутанный алгоритм, предложенный фискалами.
Начать дискуссию