ЕГЭ – не лучшие буквы алфавита

В течение последних пяти лет в начале каждого лета возникают бурные дискуссии вокруг единых государственных экзаменов (ЕГЭ), через которые проходят теперь уже все выпускники средних школ страны. Попытаемся взглянуть на эту проблему с юридической точки зрения.
ЕГЭ – не лучшие буквы алфавита
На фото Юрий Дмитриев

В течение последних пяти лет в начале каждого лета возникают бурные дискуссии вокруг единых государственных экзаменов (ЕГЭ), через которые проходят теперь уже все выпускники  средних школ страны. Попытаемся взглянуть на эту проблему с юридической точки зрения.

Конституция России (ст. 43) устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность основного общего образования в  государственных  и  муниципальных учреждениях и на предприятиях. Более того,  согласно этой статье основное  общее образование обязательно.

Затем в последующих Законах «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном  образовании» дополнительно появляется термин «среднее (полное) образование». Он означает, что общее образование сегодня – это не менее девяти классов,  а полное – не менее одиннадцати. Полное образование даёт право на  поступление  в  высшее учебное заведение.  И только в случае успешной сдачи единого государственного экзамена  (Федеральный закон от 19 февраля 2007 г.  N 17-ФЗ). Что это означает на практике?

Первое. Процесс  получения основного среднего образования, которое призвано стать для человека фундаментом  его  знаний  и последующего развития  на  всю  жизнь  в последних двух классах превращается в «натаскивание» с целью успешного  поступления  в ВУЗ.

Как  преподаватель высшей школы я,  разумеется,  не против высшего образования.  Более того, полагаю, что каждый современный взрослый  человек должен иметь высшее образование,  причём желательно не одно.  Но как человек, постоянно сталкивающийся с современным  студентом  (читай – человеком, успешно прошедшим конкурсные испытания при поступлении в ВУЗ), вынужден констатировать  катастрофическое снижение общего образования и культуры молодых людей. Причина, на мой взгляд, в том, что учитель средней школы, призванный нести базовые, основополагающие сведения, формирующие знания, кругозор, мировоззрение будущего российского гражданина, активного члена гражданского общества, превращается в поводыря, облегчающего последующее общение ученика с машиной, аттестующей его итоговые «знания».

Каждый на своем месте должен профессионально, честно и добросовестно делать свое дело.  Учитель, точнее, педагог в точном переводе  с греческого – это раб,  сопровождающий ученика к знаниям. Он не учит его профессии и тем более не готовит к поступлению в ВУЗ. Его задача – научить ребенка познавать окружающий его мир. Профессии учит высшая и средняя специальная школа.

В дипломе учителя об окончании ВУЗа не написано «химик», «историк», «математик», а указано – учитель такого-то предмета. Даже если он  и  готовит ученика к поступлению в ВУЗ,  то это должно делаться вне рамок обязательной школьной программы, предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом, следование которому  предусмотрено Конституцией.

Второе. Как известно,  ЕГЭ сдается путем тестирования ученика на компьютере. Здесь также есть ряд проблем.  Прежде всего – это умение пользоваться  компьютером. Опыт  периодического участия в тестировании так называемых «остаточных знаний» студентов  юридических  ВУЗов   показывает практически полную неготовность их к подобным испытаниям с помощью теста и компьютера. Причин несколько.   

Во-первых, даже если они и являются уверенными пользователями компьютера,  они научены другому – извлечению из него необходимых знаний.  Компьютер – это инструмент получения гуманитарных знаний, приложение к человеку, а не наоборот. И мы,  преподаватели высшей школы, передаем студенту профессиональные знания о предмете, а не учим запоминанию разрозненных фактов.  Хочется надеяться,  что и учитель средней школы делает то же, только в более широком спектре знаний и на первичном уровне.

Во-вторых, не берусь оценивать эффективность тестов по математике, физике,  химии и другим естественным наукам. Но гуманитарный предмет, прежде всего, учит вербальному общению, умению ясно и четко излагать свои  мысли в определенной сфере знаний. А на тестировании выпускник школы вынужден использовать шпаргалки, в изобилии  появляющиеся  в  интернете накануне проведения ЕГЭ, или угадывать правильный ответ. И это отнюдь не подтверждает фундаментальность его знаний. 

В-третьих, тесты составляют люди, со своими субъективными подходами к тем или иным сведениям.  И если в математике, физике, химии они, очевидно, являются объективными и не опровержимыми,  то в  истории,  литературе  и иных  гуманитарных  предметах подходы к оценкам могут быть различными. Кстати,  если уже проводить тестирование, то каждый год, при сдаче всех экзаменов, чтобы это вошло в привычку.

В-четвертых, к вопросу об объективности. Вышеупомянутый Закон называет ЕГЭ формой объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы. Иными словами, его авторы подвергают сомнению объективность оценки учителя, имеющего высшее  педагогическое образование (в средней школе,  в отличие от высшей,  не может преподавать человек, не имеющий высшего или среднего профессионального педагогического образования), работающего на постоянной основе в периодически подвергающемся государственной аттестации учебном заведении, действия и решения которого в ходе экзамена могут быть немедленно обжалованы руководству школы и в вышестоящий орган образования.  Вместо этого используется компьютерное тестирование,  итоги которого в принципе могут быть обжалованы, но использование при этом каких-либо черновых записей,  предварительных материалов, свидетельских показаний, помощи законных представителей  несовершеннолетних учеников запрещено.

Наконец, посмотрим на ситуацию с другой стороны. Даже если ЕГЭ теоретически исключает возможность коррупционной составляющей (хотя  результаты проведения пробных тестирований в отдельных регионах ставят этот вывод под сомнение),  существует высокая (до 5%) вероятность компьютерных погрешностей и средний бал итоговой аттестации по конкретному предмету (а он у всех  предметов почему-то  различный)  по  стране  становится проходным в ВУЗ. То есть, чем ниже этот бал, тем легче в ВУЗ поступить!

Таким образом,  учитель средней школы, которого ЕГЭ фактически освободил от ответственности за итоговые знания его  учеников, сдающих экзамен в виде тестирования,  не заинтересован в повышении качества этих знаний, поскольку, чем он ниже (в массовом масштабе) тем легче дальнейшее движение этих учеников к порогу высшей школы.

Являетесь ли вы сторонником введения ЕГЭ?

Проголосовали 108 человек

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

42
  • Шмымзик
    Второе. Как известно, ЕГЭ сдается путем тестирования ученика на компьютере. Здесь также есть ряд проблем. Прежде всего – это умение пользоваться компьютером. Действительно - эксклюзив ))).
  • Николаша
    Система ЕГЭ - ужасная вещь, которая обезличивает и усредняет весь процесс обучения для учащихся! Процесс получения оценок вообще покрыт мраком!
    Если по закону учащийся в течение 3 дней может обжаловать оцнеку, то у нас эта оценка объявляется толь на третий день!
    ЕГЭ, конечно, в первую очередь предназначен для борьбы с коррупцией.
    Но, к примеру, в нашем городе существует договоренность м/у школами и учителями в помощи своим ученикам на ЕГЭ. Естественно, родители тоже заинтересованы в этом процессе, и заранее подходят к "своим" учителям, или вообще решают этот вопрос через ГорОНО. (У нас просто маленький город)
    К чему тогда вообще этот экзамен?

  • Николаша
    Ну и замечательо! Просто я думаю, что в вашем городе уже давно существует договорнность пьяными ездить за рулем и граьить на улицах и милиция у вас в магазинах простых людей убивает!!!