Как известно, налогоплательщики вправе зачесть или вернуть суммы излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов <1>. Такой зачет или возврат налоговый орган производит по заявлению, поданному в течение 3 лет со дня уплаты этой суммы <2>.
А если вы пропустите этот срок, то для того, чтобы вернуть переплату из бюджета, придется обращаться в суд. Сделать это надо в течение 3 лет со дня, когда вы узнали или должны были узнать о факте излишней уплаты налога <3>.
Причины, по которым может возникнуть переплата, разнообразны, ведь никто не застрахован от ошибок. Это и счетные ошибки, и ошибки в платежках, и неприменение положенной по закону льготы, и, наконец, неправильная трактовка закона. И потому для разных случаев даты, когда вы узнали или должны были узнать о факте переплаты, будут различаться. Давайте посмотрим, какие конкретно даты суды признают началом исчисления трехлетнего срока для обращения с иском о возврате переплаты.
Даты, с которых судами исчисляется трехлетний срок
Практика последних лет показывает, что в большинстве случаев суды, не разбирая причин возникновения переплаты, для определения начала исчисления трехлетнего срока для обращения в суд опираются на даты получения налогоплательщиками документов, свидетельствующих о наличии переплаты, например:
- справки о состоянии расчетов с бюджетом или акта сверки <4>;
- акта выездной налоговой проверки, в котором зафиксирована образовавшаяся переплата <5>;
- извещения налогового органа о наличии переплаты по налогам <6>.
А в феврале этого года Президиум ВАС РФ дал такие рекомендации. Определяя момент, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, необходимо учитывать совокупность всех имеющих значение обстоятельств, в частности <7>:
- причины, по которым налогоплательщик допустил переплату;
- наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации;
- изменение налогового законодательства, повлекшее возникновение переплаты.
Исходя из этого, Президиум ВАС РФ, рассматривая заявление о возврате налога в связи с тем, что организация своевременно не воспользовалась льготой, пришел к выводу, что об излишней уплате налога она должна была узнать в день уплаты налога или при подаче первоначальной декларации. Как видим, в определенных случаях срок на подачу заявления в суд может быть равен сроку подачи заявления на возврат налога в налоговые органы.
Исчисление сроков при подаче уточненки
А в ситуации, когда налогоплательщик заявляет о наличии переплаты, представляя уточненную декларацию, все еще хуже. Единообразия в судебной практике нет.
Иногда суды признают "точкой отсчета" дату подачи уточненки <8>. Существует еще и практика, когда отсчет срока исковой давности производился даже не с момента представления уточненки, а с момента получения решения по проверке этой декларации <9>.
В похожей ситуации суды считали за отправную точку и дату уведомления, которым налоговая инспекция отказала организации в принятии уточненной декларации <10>.
Но некоторые суды отказывались считать срок исковой давности с даты подачи уточненной декларации. Они указывали, что факт ее подачи свидетельствует лишь о мерах, принятых организацией к исправлению ошибки <11>.
Именно эту позицию занял и Президиум ВАС РФ, придя к выводу о том, что дата представления уточненной декларации не может считаться моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога <12>.
И как повернется судебная практика после последних указаний Президиума ВАС РФ о более тщательном исследовании причин образования переплат и наличия возможности для правильного исчисления налога, предсказать вообще невозможно.
Однако в случае спора с налоговыми органами о моменте начала течения срока ссылайтесь на любые события, в результате которых вы узнали об ошибках, допущенных при исчислении налога. Ими могут быть, например:
- смена главного бухгалтера;
- аудиторская проверка;
- инвентаризация.
Кто знает, может быть, суд посчитает, что срок на обращение в суд должен быть исчислен с момента возникновения именно этих обстоятельств.
* * *
Дабы своевременно узнавать о своих переплатах, необходимо регулярно проверять правильность составления своей налоговой отчетности. Делать это можно как самостоятельно, образовав службу внутреннего аудита, так и пользуясь услугами аудиторских компаний.
Также регулярно проверяйте состояние расчетов с бюджетом. Вы можете получать информацию о расчетах с бюджетом:
- в электронном виде;
- в виде справок о состоянии расчетов с бюджетом;
- в виде акта сверки.
--------------------------------
<1> подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ
<2> п. 7 ст. 78 НК РФ
ст. 196, п. 1 ст. 200 ГК РФ; Определение КС РФ от 21.06.2001 N 173-О; Постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 N 6219/06; Письмо Минфина России от 31.01.2008 N 03-02-07/1-37
<4> Постановления Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 N 6219/06; ФАС ДВО от 24.11.2008 N Ф03-5115/2008; ФАС МО от 13.10.2008 N КА-А40/9332-08; ФАС ПО от 30.01.2008 N А65-12410/07-СА1-42; Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2009 N А42-4546/2008
<5> Постановление ФАС СКО от 07.07.2008 N Ф08-3754/2008
<6> Постановление ФАС ДВО от 22.09.2008 N Ф03-А73/08-2/3402
<7> Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12882/08
<8> Постановление ФАС СКО от 17.04.2008 N Ф08-1849/2008
<9> Постановления ФАС ЗСО от 25.12.2008 N Ф04-6975/2008(15873-А03-19); ФАС ВСО от 16.04.2008 N А78-5155/07-Ф02-1160/08; ФАС ДВО от 08.05.2008 N Ф03-А37/08-2/1366
<10> Постановление ФАС ВСО от 03.03.2009 N А19-9171/08-52-Ф02-591/09
<11> Постановление ФАС СКО от 23.04.2008 N Ф08-2090/2008-750а
<12> Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12882/08
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 10, 2009
Начать дискуссию