Кредитование

Автокредитная оттепель

На сегодняшний день вы вряд ли встретите человека, который не имел бы претензий к кризису, и не ощутил бы на себе его прямое или косвенное влияние. Ухудшение качества жизни, рост цен на многие товары и услуги, падение темпов промышленного производства, снижение темпов роста ВВП – вот негативные последствия финансового кризиса. Впрочем, актуальность выдвигаемых обвинений постепенно слабеет.
Автокредитная оттепель
На фото заместитель председателя правления Абсолют Банка Олег Скворцов

На сегодняшний день вы вряд ли встретите человека, который не имел бы претензий к кризису, и не ощутил бы на себе его прямое или косвенное влияние. Ухудшение качества жизни, рост цен на многие товары и услуги, падение темпов промышленного производства, снижение темпов роста ВВП – вот негативные последствия финансового кризиса. Впрочем, актуальность выдвигаемых обвинений постепенно слабеет.

Во-первых, это только в самом начале кризис казался чем-то непредсказуемым, а потому вдвойне ужасным. Во-вторых, в последнее время ситуация и в мировой, и в российской экономике постепенно улучшается. Это пока еще довольно робкие шаги в сторону подъема, но, тем не менее, они уже сделаны.

Не осталось незамеченным замедление темпов роста уровня безработицы, некоторое оживление в деловой среде, стабилизация обстановки в промышленном производстве в целом и в  автопроизводстве, в частности. Это чрезвычайно важная деталь. Еще бы: в автомобильном производстве задействованы миллионы людей – это миллионы рабочих мест. И представьте, что в одночасье предприятия-гиганты вдруг останавливают производство, распускают рабочих, а если и работают, то по неполному графику, ибо выпускаемая продукция вдруг перестала пользоваться спросом у покупателей. И это не страшный сон – это реальность, подтвержденная статистикой.

Хотелось бы обратить ваше внимание на данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), согласно которым за четыре месяца 2009 года продажи новых автомобилей только в России упали на 44%. Причина – рост цен, снижение платежеспособности и замирание рынка автокредитования, благодаря которому год от года объемы продаж автомобилей росли.

Думаю, не стоит никому доказывать очевидный факт: до начала кризиса автокредитование являлось одним из основных драйверов развития автопрома. Большинство автомобилей, произведенных как в России, так и за рубежом в основном приобретались населением на заемные средства, выданные банками. Но с наступлением мирового финансового кризиса ситуация кардинальным образом изменилась.

Главным образом, изменения коснулись финансовой сферы – банки одними из первых ощутили на себе негативное влияние кризисных явлений. Нужно понимать, что в создавшейся ситуации рынок банковского кредитования не мог оставаться в своем докризисном виде. Желая свести к минимуму риски кредитования и принимая на себя ответственность за сохранность средств вкладчиков, кредитные институты были вынуждены в соответствии с новыми условиями корректировать свою кредитную политику, повышая процентные ставки и ужесточая требования к платежеспособности потенциальных заемщиков.

В первую очередь, в условиях кризиса возросла стоимость заемных средств для самих банков, поэтому и кредиты для физических лиц подорожали. Во-вторых, изменилась и ситуация у потенциальных заемщиков (снижение реальных и потенциальных доходов, сокращение рабочих мест и т.д.). В результате риск того, что в связи с кризисными процессами многие заемщики окажутся не в состоянии погашать полученные кредиты оказался очень велик.

Российское правительство, дабы оживить ситуацию как на кредитном рынке, так и в секторе автопрома, предложило программу по субсидированию процентной ставки при покупке автомобиля стоимостью до 350 тыс. рублей. Но какой автомобиль можно купить за такую цену? Либо малолитражку-иномарку (Ford, Kia, Renault), либо автомобиль Lada. Очевидно, что правительственная инициатива была направлена на поддержку отечественного автопроизводителя. Как специалист, проработавший в банковской сфере уже более 15 лет, могу с уверенностью сказать, что принимаемые меры могли бы сдвинуть дело с мертвой точки, если бы не одно «но». На практике оказалось, что лишь единицы из сотен банков могут работать по правительственной программе.

Кроме государственных программ были и другие попытки вдохнуть жизнь в рынок автокредитования, предпринимаемые непосредственно как самими банками, так и совместно с автопроизводителями, берущими часть кредитных рисков на себя. В качестве примера могу привести General Motors, который анонсировал совместную с несколькими банками программу по кредитованию автомобилей Chevrolet, Opel и Saab. При этом процентные ставки здесь практически достигают докризисных уровней.

На мой взгляд, этот вариант наиболее оправдан: в выигрыше остаются все. И покупатели – у них появилась возможность купить автомобиль в кредит под приемлемые проценты, и банки – их кредиты будут востребованы, и автодилеры – их продажи возрастут, и автопроизводители – их продукция снова будет пользоваться спросом.

Думаю, с большой долей уверенности сегодня можно говорить о том, что заложен надежный фундамент для того, чтобы отечественная автомобильная промышленность начала выбираться из кризисной ямы. Конечно же, не в один миг, как по мановению волшебной палочки, все изменится к лучшему. Более того: не стоит строить иллюзий, и, ожидая лучших перемен, нужно все же готовиться к худшему. В роли «худшего», главным образом, выступает вторая волна кризиса – пока еще призрак, который, тем не менее, грозит превратиться в реальную угрозу. Но, думаю, очередного отката на дальние позиции, с которых российская экономика начинала свой подъем, возможно, не будет. Есть опыт, есть серьезные наработки для того, чтобы противостоять негативу.

Комментарии

1
  • lense
    Цитата:
    В качестве примера могу привести General Motors
    А потом он обанкротился...