Бухгалтерский учет

«В моем банке сошли с ума!»

В рамках борьбы с отмыванием «грязных» денег банкиров вынудили собирать сведения не только о своих клиентах, но и об их партнерах. Бухгалтеры, которых банки уже успели втянуть в этот процесс, пребывают в шоке.

В рамках борьбы с отмыванием «грязных» денег банкиров вынудили собирать сведения не только о своих клиентах, но и об их партнерах. Бухгалтеры, которых банки уже успели втянуть в этот процесс, пребывают в шоке.

Неожиданные обязанности

Счетовода не удивить многостраничными бланками, в которые нужно было внести показатели по своей фирме еще вчера. Именно так, срочно и задним числом, заполняли многие фирмы несколько лет назад «Анкету юридического лица», которую банки обязаны были получить с каждого своего клиента. Ее показатели Центробанк рекомендовал банкам после выхода закона о противодействии легализации «грязных» денег.

Но, согласитесь, когда банковский клерк требует с вас аналогичную анкету по вашим партнерам, причем в пятидневный срок, – остаться спокойным сложно. Пример тому – сообщение нашего подписчика Михаила Квача, главбуха фирмы-агента, которая выступает в роли торгового посредника для множества принципалов. Михаил рассказал, что «Судостроительный» банк, в котором у его фирмы открыт счет, присылает своим клиентам послания с просьбой сообщить, в интересах каких выгодоприобретателей работает фирма.

Собственно говоря, термин «выгодоприобретатель» упоминается в Гражданском кодексе лишь в одной главе – «Страхование», к фирме Михаила никакого отношения не имеющей. Хорошо, что в банковском письме была ссылка на закон о противодействии легализации (отмыванию). Это позволило бухгалтеру вычислить, что послание – реакция клерков на положение Центробанка от 19 августа 2004 г. № 262-П. Именно оно обязывает банки «идентифицировать» не только клиентов, но и выгодоприобретателей по проводимым клиентами операциям.

В этом положении как раз и сказано, что выгодоприобретатель – это фирма, в чьих интересах действует клиент. Более того, главный банк страны привел примеры, в которых возникает таинственный «выгодоприобретатель». Это – все посреднические договоры, доверительное управление. Список не закрыт, так как упомянуты еще и «иные сделки».

Учитывая то, что чуть ли не в любом договоре можно найти следы посредничества, под иными сделками можно понимать все что угодно. Михаилу повезло: его фирма занималась одним-единственным видом деятельности. Вот только принципалов было куда больше одного.

Решив для себя, что все они и есть выгодоприобретатели, бухгалтер открыл сайт банка. Дело в том, что банкиры не потрудились привести перечень необходимых им сведений в письме, посоветовав узнать о них на своем сайте.

Перечень был напечатан мелкими буквами, но то, что у последнего пункта был номер «11», Михаил разглядел хорошо. Вчитавшись внимательнее, он понял, что без регистрационных документов своих партнеров требование банка не выполнить. Тем более за пять дней.

«Чтобы обзвонить всех своих принципалов, попросить у них необходимые сведения и объяснить, зачем мне это нужно, мне придется нанимать дополнительного сотрудника! Да еще и неизвестно, как наши принципалы посмотрят на то, что я сведения о них отдам банку, который, возможно, затем передаст их в финразведку», – возмущается Михаил. В итоге он решил вообще не реагировать на письмо банка. «Операционистки всем такие письма разослали, а не только мне, – делится он своими соображениями. – Значит, пока не определились еще, кто с выгодоприобретателями работает. Так, подстраховались от финразведчиков».

В интересах клиента

Под видом бухгалтера фирмы, который «понял», что в отведенный «Судостроительным» банком пятидневный срок он не сможет собрать все нужные сведения, наш корреспондент позвонил в отдел по финансовому мониторингу этого банка. Нам ответила Лариса, ведущий специалист: «Главное, чтобы в пятидневный вы хотя бы начали передавать нам сведения. Иначе мы сообщим о вас и вашем выгодоприобретателе в финразведку. Вы должны нас понять – перечень сведений спущен нам сверху».

В действительности это не совсем так. Правда то, что перечень сведений приведен в приложении № 1 к новому положению Центробанка, а обязанность «идентификации» закреплена за банками в статье 7 закона о противодействии легализации. Остальное – стремление клерков переложить свои обязанности на ваши плечи.

Для «опознания» выгодоприобретателей банкам отведен целый год (п. 4.2 положение № 262-П). Ничто не мешает банковским спецотделам по финансовому мониторингу просмотреть ваши платежки и «вычислить» выгодоприобретателей по назначению платежа.

Как известно, в платежках указан ИНН фирмы. По нему несложно определить налоговую инспекцию и получить от нее выписку из госреестра. Она необходима для того, чтобы узнать, например, размер уставного капитала выгодоприобретателя и кто из его сотрудников может действовать без генеральной доверенности. Если же после присвоения ИНН фирма меняла «прописку», то и это не помешает банку получить выписку о ней из госреестра. Только обращаться банку нужно будет уже в свою инспекцию.

Так что «Судостроительный» банк, как и многие другие, видимо, решил не только не утруждать себя, но и сэкономить на запросах в налоговые. Ведь за информацию о каждом выгодоприобретателе банку придется платить 200 рублей.

А у некоторых банков даже мысли не возникло побеспокоить своих клиентов. «Вы представляете, что будет с клиентом, если ему сказать, что мы вот по вашей операции сведения в службу финансового мониторинга предоставляем? Да клиента и всю его деятельность сразу парализует. И он уйдет из банка», – объяснила нам Людмила Никифорова, начальник операционного отдела «Метракомбанка» из Ростова. Этот банк будет собирать сведения сам, не беспокоя своих клиентов.

Многие клерки согласны с Людмилой, но опасаются, что своими силами им не справиться. В рязанском «МКБ имени Сергея Живаго» сбор информации еще не начали. Сотрудник юридического отдела Александр Николаев не знает, как подступиться к этой проблеме: «Без помощи клиентов, видимо, не обойтись... А вообще, мы надеемся, что, приняв такое положение, Центробанк настоит и на встречном, со стороны правительства. Чтобы налоговые давали банкам выписки из госреестров бесплатно».

Неважно, на какую сумму выписано платежное поручение. Если в назначении платежа операционист банка усмотрит признаки того, что вы действуете в интересах некоего «выгодоприобретателя», то примется его идентифицировать.

Впрочем, как показал опрос банков в регионах, важность перехода на новый уровень сбора информации осознали пока еще не везде. Например, в оренбургском банке «Форштадт» даже не слышали о положении № 262-П. Марина, специалист юридического отдела этого банка, долго не могла понять, как можно требовать с клиентов какие-то дополнительные бумаги.

Безумство банков безгранично

«В моем банке сошли с ума!» – последнее время такая мысль приходит в голову бухгалтерам не только тех фирм, которые действуют в чьих-либо интересах. Так, Елена Кривцова, главбух небольшой производственной фирмы из Санкт-Петербурга, сообщила, что ее банк ни с того ни с сего затребовал договор аренды и документы, подтверждающие право собственности арендодателя на цех, который занимает фирма Елены.

«Ничего не понимаю! Мы уже два года ежемесячно перечисляем в общем-то небольшую сумму – 30 тысяч рублей арендной платы. Неужели это так подозрительно?» – удивляется бухгалтер.

Возможно, два года назад такое поведение банка было бы удивительно, но не сейчас, когда финразведка стала отслеживать даже беспроцентные займы на сумму больше 600 тысяч рублей (об этом наш журнал рассказывал в августовском номере на стр. 32). Кстати, это нововведение тоже вылилось в безумство банков.

По словам Олега Прохорова, главного бухгалтера торговой фирмы из подмосковных Мытищ, банк «МДМ» разослал своим клиентам письма с просьбой указывать в платежках, какой заем они перечисляют: процентный или беспроцентный. Причем независимо от суммы займа.

Более того, клиенты «МДМ», получая займы от фирм, которые обслуживаются в других банках, должны потребовать от компаний, чтобы те указали в назначении платежа вид займа. И все это на основании антиотмывочного закона. Так же повел себя «Балтинвестбанк», да и многие другие банки Северо-Западного региона.

Другой случай повышенного интереса операционистов к тексту назначения платежа бухгалтеры связывают с печально известным определением Конституционного Суда № 169-О. После его появления налоговики поголовно перестали принимать входной НДС, оплаченный из непогашенных займов и кредитов. По сообщениям наших читателей, в некоторых отделениях Сбербанка стали требовать, чтобы фирмы обязательно делали приписку в назначении платежа: «Из кредитных средств».

Возмущенным клиентам клерки говорят о некоем письме Центробанка. В информационных базах такого нет. Что это за письмо, нам узнать не удалось. Сотрудница Департамента банковского регулирования и надзора, не пожелавшая назвать себя, сказала – как отрезала: «Мы не спускаем сверху требования проверять назначения платежей клиентов. Центробанк лишь контролирует, как исполняется действующее законодательство».

Однако письмо, видимо, существует. По крайней мере клерки небольших банков, которым важно удержать клиентов, стали склонять бухгалтеров чуть ли не к подлогу.

Вот как о стремлении клерков скрыть «кредитное» происхождение денег рассказывает Татьяна из Поволжья: «Мы взяли кредит без указания цели его использования и тут же направили всю полученную сумму на погашение займа, который нам выдала дружественная фирма. Операционистка не стала принимать платежку. Мол, укажите, что это оплата товара, и выделите НДС, а в своем учете показывайте что хотите. Ссориться с банком мы не стали, сделали как велено».

Выход подсказывают сами клерки

В свете новых требований операционистки нередко просят убрать из платежки слово «комиссия». Причем не просто просят, а обзванивают всех клиентов и советуют впредь убирать из платежек все слова, которые могут вызвать ассоциации с посредническим договором и прочими, в которых возникает «выгодоприобретатель».

Пожалуй, поле «Назначение платежа» обычной, не налоговой, платежки – единственное, которое клерки уже давно разрешают заполнять клиентам с некоторыми вольностями. Тот минимум, который должен быть указан в этом поле, установлен в положении Центробанка о безналичных расчетах.

В частности, там должно быть указано само назначение платежа (оплата, аванс или что-нибудь другое, например, погашение кредиторской задолженности), наименование товара, работы, услуги, номер счета, договора и прочее. На практике же до недавнего времени операционистки обращали внимание лишь на одну деталь – НДС. Этот налог и его сумму клерки требовали непременно указывать отдельной строкой.

Теперь же, как мы уже выяснили, в банках все чаще реагируют на слова «заем», «комиссия», «вознаграждение» и все другие, которые наводят на мысль о выгодоприобретателях.

Поэтому, если вы еще не успели «засветиться» как посредник, доверительный управляющий или просто заемщик средств чужой фирмы, подумайте над текстом платежки. Начните с самого простого. Попросите партнера указывать в назначении платежа такой текст: «Оплата по счету №... от... НДС 18% – столько-то».

Для «объемности» текста можно указать и номер договора. Можно использовать безобидные слова «услуги», «работы» или совсем уж безликое «погашение кредиторской задолженности». Главное, не расшифровывать, в чем заключаются услуги и работы и за что вы гасите задолженность.

В этом нет ничего незаконного. Ведь нельзя же расшифровать наименование товара по счету, скажем, из пятидесяти позиций. Особенно когда речь идет о «погашении кредиторской задолженности» по нескольким операциям. То же самое можно сказать и об услугах. Даже если в счете их всего две, их названия могут просто не уместиться в узкое поле платежного поручения.

Вольготней всего в такой ситуации посредникам, которые удерживают свое вознаграждение из авансов, полученных на закупку товаров, сырья и выполнение прочих поручений доверителя (комитента, принципала и прочих). Принципал или комиссионер напишет в платежке: «Аванс согласно счету №... НДС 18% – столько-то», и платежки на перечисление посреднического вознаграждения уже не будет никогда. Даже если попадется чересчур придирчивая операционистка, можно оформить аванс как оплату счетов, перевыставленных комиссионером, и в платежке указать именно их.

Если текст назначения платежа не удается сделать безобидным или клерки уже затребовали сведения по сотне ваших доверителей, то выход один: менять банк. И в нем уже не «светиться» как посреднику. Или же подобрать себе таких банкиров, которые не станут перекладывать обременительные обязанности на ваши плечи.

Ссорится же со своим прежним банком накладно – он может сообщить о вас финансовым разведчикам. Это не означает, что к вам тут же нагрянет проверка. Просто названия вашей фирмы и ее партнеров будут болтаться в доступной всем проверяющим компьютерной базе финразведки. Самое меньшее, к чему это приведет, – потенциальный партнер с хорошей службой безопасности, которая благодаря связям «в органах» имеет доступ к базе, «простучит» по компьютеру вашу фирму и откажется заключать с вами сделку.

Досье на фирмы, которые работают через посредников, банк заведет независимо от сумм проходящих через него платежей

Чтобы не «засветить» партнера, не упоминайте в платежках слова «комиссия», «вознаграждение», «доверительное управление»

Получить выписку из госреестра о вашем партнере банк может самостоятельно. Вы при этом сэкономите 200 рублей госпошлины

Если банк потребовал предоставить ему непомерно много сведений о партнерах – меняйте банк на тот, который будет собирать их сам

Во многих банках еще не решили, как будут собирать информацию о партнерах своих клиентов. Есть «шанс», что это занятие банкиры переложат на ваши плечи

Наталья ЛЕЙМАН


Источник материала: «Расчет»

Начать дискуссию