Итак, случилось то, чего давно ждал весь игорный бизнес России. На имя Владимира Путина поступило письмо с просьбой пересмотреть целесообразность возведения игорных зон, строительство которых предусмотрено Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ. Это ожидаемый финал очередной бесславной инициативы центральной власти.
Теперь вернемся к ее началу. Названный Закон на словах преследовал благие цели: установить ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации "в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан". Для достижения этих целей были определены территории пяти субъектов Федерации, на которых должны быть до 1 июля 2007 г. созданы игорные зоны. Это Алтайский край, Приморский край, Калининградская область, Краснодарский край и Ростовская область (на территории последних двух субъектов должна была разместиться общая игорная зона). А на всей остальной территории страны игорная деятельность (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) с 1 июля 2009 г. должна быть запрещена. Такова официальная фабула Закона.
У официальной власти были два пути решения вопроса о дальнейшем развитии игорного бизнеса: европейский и американский. Что касается европейского, то в качестве примера можно привести немецкий Баден-Баден и Монако - столицу одноименного княжества.
Как известно, тот и другой населенные пункты имеют многовековую историю, лишь частично связанную с деятельностью казино, массу исторических памятников и развитую инфраструктуру, удобные трансферты из многих государств мира и сложившиеся традиции и правила поведения в игорном заведении. Так, мужчины обязаны появляться в этих заведениях в пиджаках и галстуках (при необходимости их можно взять в аренду здесь же - при входе в игорный зал), в самих залах царит благоговейная тишина, прерываемая лишь служебными командами крупье, весьма ограничен набор отдельно (в отличие от России и США) оплачиваемых спиртных напитков, фейс-контроль при входе. Отсюда и состав игроков: пожилая и среднего возраста публика, практически полное отсутствие молодежи и вытекающих отсюда конфликтных и спорных ситуаций. Таким образом, модель европейского игорного бизнеса заключается в том, что сначала возникает населенный пункт, затем с согласия местных властей в нем размещается игорное заведение, нравственность и соблюдение прав и законных интересов граждан в котором обеспечивается корпоративными нормами самого заведения, как правило более жесткими, нежели в иных увеселительных заведениях.
Американская модель исторически сложилась иначе. Как известно, в 30-е годы XIX столетия в связи с введением сухого закона в США чрезвычайно развилось бутлегерство (подпольная поставка спиртного из соседних государств). Местами его реализации в крупных городах стали подпольные бары и рестораны, в которых помимо всего прочего активно развивались азартные игры. Чтобы пресечь этот подпольный бизнес, федеральные власти отменили сухой закон, а власти большинства Штатов запретили игорный бизнес.
Однако, поскольку США - реально свободная страна с очень широкой, в том числе - и законодательной самостоятельностью Штатов, не все Штаты пошли на эту крайнюю меру. Поэтому по договоренности с местными властями, вдали от крупных населенных пунктов возникли два крупнейших центра игорной индустрии - Лас-Вегас и Атлантик-сити. Налицо стремление двух сторон: публичной власти и бизнеса в развитии сети казино.
В России этот процесс имеет принципиально иные корни и причины. Когда в начале 90-х годов прошлого века вступил в силу либеральный Гражданский кодекс Российской Федерации, ставший правовой основой для организации игорного бизнеса, казино и ларьки игорных автоматов стали возникать как на дрожжах. К началу века XXI игорная индустрия консолидировалась в Ассоциацию участников игорного бизнеса, финансово окрепла и возмужала. И составила угрозу нефтегазовому лобби, монопольно контролировавшему официальную власть.
Именно в этот момент (наивысшей цены на нефть и газ на мировом рынке) и родился вышеупомянутый Закон 2006 г. Представители энергетического и сырьевого комплексов рассчитывали «выдавить» игорный бизнес из столичных городов и ослабить его экономически за счет вынужденных расходов на развитие инфраструктуры игорных зон. Однако творцы описанной законодательной конструкции, копировавшие американскую модель, не учли одного: незаинтересованности местных властей в развитии игорных зон, поскольку доходы еще весьма далеки и идут они в основном в федеральный бюджет, а «суеты» по оформлению землеотводов, решению земельных споров, определению фактических границ зоны, организации инфраструктуры, поиск подрядчиков и заключение с ними договоров много.
Представители же игорного бизнеса рассудили по-своему. Во-первых, как говорил в свое время С.Ю. Витте: «Жестокость российских законов смягчается хроническим их неисполнением». Во-вторых, дембельским принципом: не торопись выполнять приказ, поскольку последует его отмена.
Так и вышло. К моменту вступления Закона в силу – 1 июля 2007 г. - ни одна из игорных зон не имела реально определенных на земле границ. Это еще более воодушевило капитанов игорного бизнеса. И, не смотря на то, что многие из них получили уведомления налоговых инспекций о снятии их с 1 июля 2009 г. с налогового учета (федеральные власти как будто своими руками подталкивают игорный бизнес к легальному уходу в подполье), они ищут пути преобразования в развлекательные центры, спортивные покерные
клубы, интернет-казино. Закон, правда, запрещает азартные игры в интернете, однако это столь же эффективно, как попытки запретить восход солнца. Также не оставлены попытки лоббирования своих интересов на уровне федеральной власти.
В условиях снижения цен на нефть и газ и ослабления в связи с этим позиций энергетического и сырьевого лобби, игорный бизнес воспользовался еще одной попыткой давления на власть. На встрече с главой ФНС Михаилом Мокрецовым, предлагавшим удовлетворить предложения представителей игорного бизнеса о переносе срока прекращения игорной деятельности в ее нынешнем виде на конец 2012 г. (уж он то прекрасно понимает, какие проблемы со всеми вытекающими последствиями возникнут у его службы с взысканием налогов с игорных заведений), Президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что новые правила должны вступить в силу в установленные сроки. Но, несмотря на это, игорный бизнес предпринял новую попытку воздействовать на власть.
Как отмечалось выше, мишенью лоббистов на сей раз стал Владимир Путин, а ходатаями – Минэкономразвития (как раз тот, кто отвечает за собираемость налогов в стране) и Министерство спорта, туризма и молодежной политики (тот орган, который обязан контролировать ход создания игорных зон). Также в письме предлагается, оставив за федеральной властью контроль за ходом выполнения Закона, возложить ответственность за создание игорных зон на соответствующие субъекты Федерации.
Вопрос лишь в том, пойдет ли Путин на конфликт с мнением Президента?
Комментарии
4ЗЫ сам ни разу не был в казино
порядок наводить надо, но предложенный способ - бред!