17 июня 2009 г. Областная газета опубликовала долгожданный закон Свердловской области № 31-ОЗ от 15.06.2009 г. «Об установлении на территории Свердловской области дифференцированных налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов» (далее – Закон № 31-ОЗ) [1].
Ставки названы дифференцированными, поскольку ряд налогоплательщиков, которые применяют упрощенную систему налогообложения объектом налогообложения «доходы минус расходы» и занимаются определенными видами деятельности, будут иметь возможность уплачивать налог по ставке 5%, а все остальные «упрощенщики» с таким объектом – по ставке 10%.
Нуждающимися в сниженной до 5% налоговой ставке признаны 24 вида деятельности (см. п.1 ст.3 Закона № 31-ОЗ), в частности, сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, включая напитки, текстильное производство, производство одежды, обработка древесины, строительство, деятельность автомобильного (автобусного) транспорта, подчиняющего расписанию, образование, здравоохранение.
Наименования значимых для Свердловской области видов деятельности сформулированы в Законе № 31-ОЗ в соответствии Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и поэтому у налогоплательщиков не должно быть особых затруднений относительно того, относится деятельность, в которой он занят, к перечню, установленному Законом № 31-ОЗ, или нет.
Для применения 5-процентной ставки помимо вида деятельности Законом № 31-ОЗ к налогоплательщику установлено еще одно требование. Так, удельный вес доходов от осуществления такой деятельности в общей сумме доходов до их уменьшении на величину расходов должен быть не менее 70%.
Необходимо обратить внимание, что уплата налога по ставке 5 и 10 процентов станет возможной только с 1 января 2010 года. Свердловский законодатель, по всей видимости, из-за финансовых соображений не стал придавать Закону № 31-ОЗ обратную силу, то есть распространять его действие на текущий год, хотя поправки в Налоговый кодека РФ, позволяющие снизить в регионах ставку по УСН, вступили в силу с 1 января 2009 г.
В завершение обзора Закона № 31-ОЗ ответим вопросы, с которыми с большой вероятностью может столкнуться налогоплательщик в 2009 -2010 гг.
1. Надо ли писать какое-либо заявление для применения дифференцированных ставок?
Если вы уже находитесь на упрощенной системе с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», то писать заявление нет необходимости.
2. Применяю УСН с объектом налогообложения «доходы». Что необходимо сделать для того, что применять дифференцированные ставки с 1 января 2010 г.?
Не позднее 20 декабря 2009 г. направить в налоговый орган по месту своего учета соответствующее уведомление об изменении объекта налогообложения.
3. Необходимо ли определить уже за 2009 г. удельный вес доходов от деятельности, при осуществлении которой возможно применение ставки 5%?
Нет, такой расчет надлежит произвести лишь по итогам 2010 г., поэтому применение ставки в размере 5% будет являться для хозяйствующего субъекта определенным риском.
4. Как доказать, что осуществляемая организацией деятельность подпадает под перечень, установленный ст.2 Закона Свердловской области № 31-ОЗ от 15.06.2009 г., и плательщик, соответственно, может уплачивать налог по ставке 5%?
Переход на уплату налога по ставке 5% не является разрешительным, поэтому для начала применения указанной ставки налоговому органу не потребуется доказывать соответствие фактически осуществляемой деятельности тем видами, которые указаны в Законе. Однако при осуществлении дальнейшей деятельности налогоплательщику следует быть готовым к документальному подтверждению как вида своей деятельности, так и удельного веса выручки по ней в общем доходе, то есть должным образом оформлять договоры, первичные, банковские, кассовые документы, указать в уставе, что вид деятельности, в связи с которым применяется ставка 5%, основной, обратиться в случае неясностей в территориальный орган Росстата и т.п.
5. Что будет, если налогоплательщик перейдет в 2010 году на уплату налога по ставке 5%, а к концу года установит, что удельный вес выручки по видам деятельности, установленным ст.2 Закона № 31-ОЗ, ниже 70%?
Тогда разница между вашими доходами и расходами подлежит обложению по ставке 10%, а неполная уплата налога должна быть компенсирована бюджету за счет начисления пеней исходя из 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Что касается штрафа за неуплату налога, то, во-первых, перспективы обосновать законность его наложения у налоговой инспекции достаточно невелики, а, во-вторых, до того, как налоговый орган узнает о неправильном применении Вами налоговой ставки, Вы сами по итогам года сможете исчислить верную сумму налога, заплатить пени, и тем самым избежать налоговых санкций.
6. Применяю систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Могу ли я в 2010 г. перейти на уплату налога по ставке 5% по упрощенной системе налогообложения?
Пп.1 п.2 ст.2 Закона Свердловской области № 31-ОЗ от 15.06.2009 г. предусмотрен такой вид деятельности, как сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях, поэтому при выполнении условия о соответствии осуществляемого Вами вида деятельности указанному в законе, а также о необходимой доле выручки Вы сможете воспользоваться налоговой ставкой в 5%, подав не позднее 15 января 2010 г. заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.
7. Применяю УСН с объектом налогообложения доходы. Что будет, если я опоздаю подать уведомление о смене объекта налогообложения (к примеру, подам его позднее, чем 20 декабря 2009 г.)?
Наверняка Вы получите отказ в переходе на УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов».
Однако данный отказ лишь на первый взгляд является правомерным, поскольку смена объекта носит уведомительный, а не разрешительный порядок, а срок подачи уведомления носит дисциплинирующий, а не пресекательный характер, поэтому само по себе нарушение срока направления уведомления о смене объекта налогообложения не может являться достаточным основанием для отказа к применения нового объекта налогообложения. Указанный вывод поддерживается и судебной практикой, в частности, постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 июля 2008 г. N А33-16170/07-Ф02-2763/08.
8. При каком соотношении расходов и доходов выгоднее выбрать объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» при налоговой ставке 10?
Выбор объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» станет экономически оправданным, если расходы будут составлять более 40% от получаемых налогоплательщиком доходов.
[1] О ходе принятия Закона мы уже рассказывали в рассылке № 202
Начать дискуссию