Торговые организации на практике сталкиваются с тем, что правила соблюдения кассовой дисциплины могут проверить как налоговики, так и сотрудники обслуживающего банка. В статье мы проанализировали нормы действующего законодательства и разъяснения чиновников по этому вопросу.
Что проверяют банковские контролеры
В пункте 41 раздела IV Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (далее – Порядок) установлено, что систематические проверки на соблюдение организацией кассовой дисциплины организуют работники обслуживающего банка.
Порядок ведения кассовых операций утвержден решением совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. № 40.
В Положении о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 5 января 1998 г. № 14-П даны разъяснения, что в ходе проверки рассматриваются:
– полнота оприходования денежной наличности, полученной в банке;
– полнота сдачи денег в кассу банка;
– соблюдение согласованных с банком условий расходования поступающих в кассу организации наличных денежных средств;
– соблюдение предельных сумм расчетов наличными деньгами;
– соблюдение установленного банком лимита остатка наличных денег в кассе организации;
– правильность ведения кассовой книги и других кассовых документов.
Проверяют кассовую дисциплину не реже одного раза в два года.
Рассмотрение дел по выявленным нарушениям
При установлении фактов нарушений порядка работы с денежной наличностью в налоговую инспекцию по месту учета организации банк передает Справку по форме № 0408026. На основании этого документа инспекция определяет меры ответственности. Ведь рассмотрение дел по нарушениям порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций возложено именно на налоговые органы (ст. 15.1, 23.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В письме УМНС России по г. Москве от 18 декабря 2003 г. № 11-24/69763 уточнено, что налоговики составляют протоколы об административных правонарушениях и налагают штрафы по сведениям, представляемым банками.
В этом же письме указано, что если инспектор в ходе проведения проверки обнаружил нарушения (превышены предельные суммы расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, не соблюден порядок хранения свободных денежных средств в кассе, то есть превышен лимит остатка кассы), он должен уведомить соответствующее учреждение банка. В этом случае банк на основании уведомления проводит проверку организации в соответствии с Положением № 14-П.
Что проверяют налоговики
Соблюдение правил применения контрольно-кассовой техники при наличных денежных расчетах и расчетах с использованием платежных карт контролируют налоговые инспекции (ст. 7 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»).
Они могут:
– осуществлять контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований Закона № 54-ФЗ;
– осуществлять контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
– проверять документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;
– проводить проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;
– налагать штрафы в случаях и порядке, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования Закона № 54-ФЗ (ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Обратите внимание: фирмы, которые работают на «вмененке» и принимают от покупателей наличные, от обязанности применения контрольно-кассовой техники не освобождены. Об
этом напомнили финансисты в письме от 5 февраля 2009 г. № 03-01-15/1-48*.
Соблюдение лимита наличных расчетов
Как показывает практика, в ходе проверок достаточно часто выявляется превышение предельного размера расчетов наличными деньгами.
Необходимо учитывать, что Указанием ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. № 1843-У установлено следующее. Расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами в рамках заключенного между ними одного договора могут производиться в размере, не превышающем 100 000 руб.
Лимит ограничивает расчеты в рамках одного договора, заключенного между:
– юридическими лицами;
– юридическим лицом и индивидуальным предприни-
мателем;
– индивидуальными предпринимателями (при этом предмет договора должен быть связан с осуществлением ими предпринимательской деятельности).
Дополнительно скажем, что в письме ЦБ РФ от 4 декабря 2007 г. № 190-Т уточнено, в каких случаях лимит не применяется. К ним относятся ситуации, когда:
– наличные деньги выданы работникам организации (расчеты связаны с выплатой заработной платы и иными выплатами, в том числе социального характера);
– за оказанные услуги рассчитывается подотчетное лицо от своего имени (например, командированный работник оплачивает проезд, проживание).
Обратите внимание: действие лимита не распространяется на расчеты организаций и предпринимателей с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (например, на расчеты, осуществляемые при закупе продукции у населения).
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Согласно статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб., на юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб.
Отметим, что постановление по делу об административном правонарушении в области финансов не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения такого нарушения (ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях). В случае вынесения налоговиками постановлений о привлечении к административной ответственности с нарушением такого срока суды признают их незаконными и отменяют (постановление ФАС Северо-Западного округа от 29 февраля 2008 г. по делу № А05-9566/2007).
Кассовая книга должна быть верно оформлена
Пунктами 22 и 23 Порядка предусмотрено, что все поступления и выдачи наличных денег необходимо учитывать в кассовой книге. Каждая фирма ведет только одну такую книгу. Она должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью.
Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера.
Записи нужно вести в двух экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служат отчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Оба экземпляра должны иметь одинаковый номер.
Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера торговой организации или лица, его заменяющего.
В соответствии с пунктом 24 Порядка записи в кассовую книгу вносятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подводит итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами.
Следует помнить, что одним из критериев установления факта неоприходования денежной наличности является разница между показателями контрольно-кассовой техники и кассовой книги. Поэтому отсутствие кассовой книги будет свидетельствовать о неправильном оприходовании денежных средств (например, постановление ФАС Поволжского округа от 26 июня 2008 г. по делу № А65-29513/07-СА3-44).
Начать дискуссию