Проблема исчисления НДС при распространении рекламной продукции: актуальная арбитражная практика
Вопрос о необходимости уплаты НДС при распространении рекламной продукции является неоднозначным. Фискальные ведомства полагают, что налог в данном случае подлежит уплате, однако арбитражные суды последовательно поддерживают по данному вопросу налогоплательщиков.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе на безвозмездной основе, признается объектом налогообложения НДС. В свою очередь реализацией товаров признается передача права собственности на них на возмездной, а в определенных случаях, в том числе для целей исчисления НДС, на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ).
По мнению фискальных ведомств, при распространении рекламной продукции происходит передача на безвозмездной основе права собственности на нее, т.е. происходит реализация.
Но арбитражные суды, в том числе Московского округа, не соглашаются с такой позицией, отмечая, что целью распространения рекламной продукции является не передача права собственности на нее, а привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 Федерального закона «О рекламе»). В качестве примера можно привести дело №А40-12749/08-142-37, в котором мы представляли интересы налогоплательщика. Суды трех инстанций поддержали налогоплательщика, указав, что цель рекламной акции состоит не в передаче полезных свойств товаров, а в распространении информации о налогоплательщике среди неопределенного круга лиц, поэтому распространение в ходе такой акции рекламной продукции не может рассматриваться как реализация товаров применительно к п. 1 ст. 146 НК РФ.
Федеральным законом от 22.07.2005 № 119-ФЗ п. 3 ст. 149 НК РФ с 1 января 2006 года дополнен подпунктом 25, согласно которому передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб., освобождаются от обложения НДС. Из чего можно было бы сделать вывод, что прочих случаях стоимость товаров, переданных в рекламных целях, включается в налоговую базу по НДС.
Однако и после принятия данных правок арбитражные суды Московского округа не изменили свою позицию. Так, рассматривая дело №А40-41784/08-98-123, Арбитражный суд г. Москвы отклонил довод налогового органа на пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ, справедливо пояснив, что установление отдельно исключения из какого-либо правила не дает оснований считать установленным само правило, а именно: установление данной нормой с 1 января 2006 года исключения из объекта налогообложения по НДС ряда конкретных операций не является основанием считать операции по распространению рекламной продукции, не подпадающие под это исключение, подлежащими налогообложению. Постановлением судов апелляционной и кассационной решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Таким образом, и после дополнения п. 3 ст. 149 НК РФ подпунктом 25 налогоплательщики имеют все шансы отстоять свое право на не признание объектом налогообложения по НДС распространения рекламной продукции безотносительно ее стоимости.
Изложенное не умаляет право налогоплательщика на вычет НДС по рекламной продукции, так как ее стоимость представляет собой обычный расход, связанный с получением выручки от реализации товаров, облагаемых НДС.
Начать дискуссию