Учет в туризме

Продажа билетов через интернет. Варианты оплаты

В условиях кризиса небольшие турфирмы, сокращая текущие расходы, переходят на торговлю через Интернет. Для этого не нужен офис, персонал.

В условиях кризиса небольшие турфирмы, сокращая текущие расходы, переходят на торговлю через Интернет. Для этого не нужен офис, персонал.

Достаточно лишь создать свой сайт и заключить договор с провайдером. Однако продавать через Интернет путевки не получится, поэтому виртуальная торговля обычно используется для продажи билетов. А как клиент может оплатить билет, забронированный таким способом?

СПОСОБЫ ОПЛАТЫ
Способ оплаты билетов, которые клиент покупает через Интернет, определяет турфирма. Чаще всего это оплата:
1) наличными деньгами через курьера;
2) с помощью банковской карты;
3) с использованием электронной платежной системы.
Рассмотрим эти варианты подробнее.

Оплата наличными курьеру
Как правило, билеты через Интернет продаются с условием, что они будут доставлены покупателю по тому адресу, который он укажет (в пределах города). Поэтому после того, как покупатель оформит заказ, турфирма проверяет все необходимые для доставки сведения и отправляет курьера по указанному адресу.

Для покупки билетов через Интернет клиенту необходимо сделать заявку, в которой он должен указать: свою фамилию, имя и отчество; адрес, по которомунужно доставить билет; маршрут приобретаемого билета его цену; способ оплаты.

Оплата с помощью банковской карты
Если расчеты за билеты осуществляются с помощью банковских карт, турфирма должна зарегистрироваться в системе электронных платежей и получить личный код. Помимо этого турфирме необходимо заключить с обслуживающим банком договор интернет-эквайринга, на основании которого кредитная организация откроет ей специальный счет, куда будут поступать денежные средства от клиентов. Ежедневно банк по электронной почте направляет турфирме выписку о проведенных за день операциях. После получения выписки, подтверждающей, что клиент оплатил заказанный билет, турфирма доставляет ему билет.
Конечно же, услуги банка не бесплатные. За перевод денежных средств банк снимает с турфирмы комиссию, которая в бухгалтерском учете относится к прочим расходам (п. 11 ПБУ 10/99), а в налоговом учете учитывается в составе внереализационных расходов (подп. 15 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ).
Получив деньги за проданные билеты на свой расчетный счет, турфирма перечисляет их компании-перевозчику (за вычетом своего вознаграждения, поскольку обычно фирмы работают с перевозчиками по посредническим договорам).

Оплата с использованием электронной платежной системы
Расчеты с использованием платежных систем, зарегистрированных в Интернете, представляют собой расчеты с помощью так называемого электронного кошелька». Чтобы использовать данную систему расчетов, турфирма должна зарегистрироваться в выбранной платежной электронной системе, заполнив специальную заявку, размещенную на сайте администратора системы, и заключить посреднический договор с агентством, которое в дальнейшем будет осуществлять перевод электронных денег. После регистрации турфирма размещает на сайте информацию для клиентов, через какую систему следует производить расчеты за билеты.

Клиент, желающий приобрести билет, зарегистрировавшийся в платежной системе, указанной на сайте турфирмы, вносит деньги в банк, который перечисляет необходимую сумму на счет гарантийного агентства электронных платежей. Эти средства аккумулируются агентством в «электронном кошельке» клиента. После оформления заказа денежные средства из «электронного кошелька» клиента переводятся в «электронный кошелек» турфирмы.
За услуги по переводу денег агентство взимает вознаграждение. И в бухгалтерском, и в налоговом учете такие расходы относятся к прочим (п. 11 ПБУ 10/99, подп. 25 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

ПРИМЕР
ООО «Елена-Тур» продает через Интернет авиа- и железнодорожные билеты. Фирма зарегистрирована в электронной системе платежей по договору с оператором ООО «Айти». Клиент, зарегистрированный в этой же системе, сделал заказ на авиабилет, стоимость которого 12 200 руб. За продажу билета турфирма получает от авиакомпании вознаграждение – 1000 руб.

За услуги по оплате билета через «электронный кошелек» турфирма оплачивает ООО «Айти» вознаграждение в размере 0,7 процента от стоимости билета. Иначе говоря, вознаграждение составит 85,4 руб. (12 200 руб. × 0,7%).
В учете ООО «Елена-Тур» бухгалтер отразит данные операции следующим образом:
ДЕБЕТ 62
КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с авиакомпанией»
– 12 200 руб. – отражена стоимость билета, оплаченного покупателем через электронную систему платежей;
ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с авиакомпанией»
КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 1000 руб. – отражено вознаграждение турфирмы за продажу билетов;
ДЕБЕТ 90 субсчет «Налог на добавленную стоимость»
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 152,54 руб. (1000 руб. : 118% × 18%) – начислен НДС с вознаграждения;
ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с агентством электронных платежей»
КРЕДИТ 62
– 12 200 руб. – оплачен билет покупателем на счет оператора платежной системы;
ДЕБЕТ 44
КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с агентством электронных платежей»
– 72,37 руб. (85,4 руб. – 85,4 руб. : 118% × 18%) – отражена сумма комиссии агентству электронных платежей;
ДЕБЕТ 19
КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с оператором платежной системы»
– 13,03 руб. (85,4 руб. : 118% × 18%) – отражен НДС с комиссии;
ДЕБЕТ 51
КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с агентством электронных платежей»
– 12 114,6 руб. (12 200 – 85,4) – получены денежные средства за проданный билет (за вычетом комиссии);
ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с авиакомпанией»
КРЕДИТ 51
– 11 200 руб. (12 200 – 1000) – перечислены авиакомпании деньги за проданный билет (за минусом вознаграждения турфирмы).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАССЫ
Бланки авиа- и железнодорожных билетов являются бланками строгой отчетности, поэтому при расчетах за них с населением наличными или с помощью банковских карт контрольно-кассовую технику можно не применять.

Однако если билеты продаются юридическим лицам, то применять ККТ придется (ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники…»). Причем по закону кассовый чек должен выдаваться на руки покупателю в момент оплаты билета (ст. 5 Закона № 54-ФЗ). Чтобы выполнить это требование, курьера нужно снабдить портативной кассой. Это идеальный, но довольно дорогой путь решения проблемы. Поэтому многие турфирмы при доставке билета через курьера просто выбивают чек заранее. Могут ли наказать за это?

Формально турфирма выбила чек и передала его покупателю. Поэтому наказать ее за отсутствие кассы нельзя. Другое дело, если к вам придут с проверкой в тот момент, когда курьер доставляет билет (то есть когда чек выбит, но денег за него в кассе нет). Тогда турфирму могут оштрафовать по статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (такое мнение высказали и московские налоговики в письме от 29 июня 2007 г. № 22-12/61982). Штраф для должностного лица турфирмы составит от 4000 до 5000 руб., для самой турфирмы – от 40 000 до 50 000 руб.

ВОЗВРАТ БИЛЕТА
Правовые аспекты возврата товаров установлены главой 30 Гражданского кодекса РФ и Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Так, если клиент при доставке билета отказался от покупки, турфирма вправе взыскать с него штраф за возврат мест в систему, агентский сбор за бронирование билета, а также стоимость бланка билета (п. 4 ст. 497 Гражданского кодекса РФ).
К сожалению, в данной ситуации очень сложно доказать в суде факт заказа билета через Интернет. Поэтому турфирме лучше каким-то образом требовать, чтобы клиент подтвердил заказ, скажем, по электронной почте.

Денежные средства, уплаченные клиентом за билет, турфирма обязана вернуть ему не позднее чем через 10 дней со дня предъявления соответствующего требования (п. 4 ст. 26.1 закона о защите прав потребителей).

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию