Учет в туризме

Накопительные бонусные карты. Особенности учета операций

Нередко турфирмы выпускают накопительные бонусные карты. Например, при первом обращении клиенту начисляется бонус в размере 1 процента от стоимости приобретенного тура, а при втором обращении он сможет расплатиться за поездку с учетом ранее начисленной на карту суммы. В статье мы рассмотрим правовые, бухгалтерские и налоговые последствия применения подобных бонусных карт.

Нередко турфирмы выпускают накопительные бонусные карты. Например, при первом обращении клиенту начисляется бонус в размере 1 процента от стоимости приобретенного тура, а при втором обращении он сможет расплатиться за поездку с учетом ранее начисленной на карту суммы. В статье мы рассмотрим правовые, бухгалтерские и налоговые последствия применения подобных бонусных карт.

ПРАВОВЫЕ НЮАНСЫ

Современное гражданское законодательство России не регулирует вопросы предоставления скидок и действия дисконтных систем. В Гражданском кодексе РФ термин «скидка» вообще не упоминается, хотя, конечно, в нем есть указания относительно общих правил формирования и изменения цен по договору.
На практике это означает, что конкретные условия предоставления скидок по бонусным картам или порядок действия дисконтной системы каждая турфирма должна установить самостоятельно. Поговорим о некоторых особенностях.

Как изменить действующую систему скидок
Раз фирма сама может утвердить условия дисконтной программы, значит, и менять действующую систему она вправе по своему усмотрению. Например, если турфирма решила, что применяемая ею бонусная система оказалась нерентабельной, она может отменить эту систему или изменить ее, уменьшив размер предоставляемой скидки.

Конечно, в этом случае возникает резонный вопрос: а можно ли отказать клиенту, предъявившему карту при повторном обращении в фирму, в предоставлении ему накопительной скидки при очередной покупке путевки? Ведь во времена нестабильности экстренно отменить бонусные программы норовят многие турфирмы.

Итак, поскольку гражданское законодательство не устанавливает даже такого понятия, как «скидка», и не регулирует вопросы действия различных бонусных и дисконтных систем, в большинстве случаев все зависит прежде всего от внутренних документов турфирмы или иных регламентирующих документов.

Например, турфирма может быть участником какой-либо единой дисконтной программы, действующей в регионе. Тогда об уменьшении размера предоставляемых скидок или об изменении иных условий их предоставления турфирме необходимо сообщать по правилам такой дисконтной программы. За нарушения могут быть предусмотрены санкции.

Если турфирма не входила ни в какую «единую» дисконтную систему, а просто выпустила свои собственные дисконтные карты, то, по мнению автора, она вправе в любой момент изменять условия предоставления скидок и бонусов либо вообще отменить дисконтную систему. Ведь, как мы уже отметили, гражданское законодательство не регулирует вопросы предоставления скидок и установления дисконтных систем, а значит, и не устанавливает никакой ответственности за отказ турфирмы предоставлять обещанные ранее скидки.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
- Клиент приобрел путевку в начале года. Турфирма выдала ему накопительную бонусную карту, которая предоставляет скидку при заказе следующего тура. Однако в связи со сложным финансовым положением турфирма отказалась от скидок. Могут ли на фирму быть наложены какие-либо санкции, если клиенту при втором заказе тура не будет предоставлена скидка? Распространятся ли на такую ситуацию положения Гражданского кодекса РФ о неисполнении договора? Ведь фактически при выдаче карты с клиентом был заключен договор о предоставлении скидки при повторной покупке.
- Если бонусная карта является персонифицированной (именной), то ее выдача при заказе первого тура приравнивается к заключению с клиентом договора в письменной форме о предоставлении скидки.
При этом турфирма вправе зафиксировать определенные условия данного договора своими внутренними положениям, либо соглашением с держателем карты. Тогда, получив карту, клиент заведомо соглашается на эти условия. А в данном документе может быть, в частности, прописано, что турфирма имеет право в одностороннем порядке изменить или отменить заявленные скидки.
Если такое условие было предусмотрено, то никаких санкций в отношении турфирмы применить нельзя. А вот если подобных условий не было прописано, а фирма отказалась предоставлять скидку, то такое действие действительно приравнивается к неисполнению условий договора. С.В. Соломатин,
адвокат «Специализированного правового бюро № 1» Московской коллегии адвокатов «Межрегион»

Документальное оформление дисконтной программы
Вообще, чтобы избежать проблем, связанных с предоставлением скидок и их отменой, имеет смысл изначально при вводе дисконтных (бонусных) карт разработать Положение о бонусных (дисконтных) картах или иной внутренний документ, регулирующий порядок предоставления скидок. В нем лучше предусмотреть возможность изменения условий предоставления или отмены скидок – с предупреждением держателей карт за несколько дней, недель или месяцев до отмены (например, путем размещения соответствующей информации на сайте турфирмы в Интернете, в офисе турфирмы, путем отправки SMS-сообщений держателям карт или иным способом) или вообще без предупреждения.
В любом случае в момент вручения клиенту дисконтной бонусной карты – и соответственно в момент принятия клиентом данной дисконтной карты – юридически происходит заключение договора о предоставлении скидок в устной форме, а условия такого договора будет не лишним зафиксировать на бумаге.
Причем совершенно не обязательно, чтобы клиент, получающий карту, подписывал такой договор или получал экземпляр данного договора. По мнению автора, достаточно лишь факта принятия им карты, чтобы подтвердить, что он согласился на условия предоставления скидок, действующие в данной турфирме. Предполагается, что менеджер турфирмы, вручивший карту, все условия разъяснил, а клиент все, что ему интересно, расспросил.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
Если клиент расплачивается бонусами, накопленными за предыдущие поездки, при последующих обращениях в турфирму, скидка предоставляется не задним числом за уже оплаченные путевки, а на текущую путевку.
Поэтому в бухгалтерском учете следует признавать доход от продажи данной путевки за вычетом суммы предоставленной клиенту накопительной скидки. Это соответствует требованиям пунктов 6, 6.5 ПБУ 9/99. Там сказано, что выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности, а величина этого самого поступления и (или) дебиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организацией согласно договору скидок и накидок.

Дополнительным обоснованием размера предоставленной скидки будут являться Положение о бонусных картах (скидках) или иной внутренний документ, регулирующий порядок предоставления скидок, а также расчет суммы скидки, сделанный менеджером турфирмы (возможно, в автоматизированном режиме) при оформлении документов на данного клиента.

ПРИМЕР
В турфирме «Морской берег» действует накопительная система скидок по бонусным картам. Турист, приобретающий путевку в данной турфирме во второй раз, получает скидку 1 процент от стоимости путевки, в третий раз – 2 процента от стоимости путевки, и так далее до 10 процентов.
В июле 2009 года турист Иванов И.П. приобрел четвертую путевку в данной турфирме, поэтому ему была предоставлена скидка в размере 3 процентов. Обычная стоимость данной путевки составляет 45 000 руб., однако с учетом скидки с Иванова И.П. взяли:
45 000 руб. – 45 000 руб. × 3% = 43 650 руб.
Бухгалтер турфирмы отразил расчеты с Ивановым И.П. так:
ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 62
– 43 650 руб. – получено от Иванова И.П. за путевку;
ДЕБЕТ 62
КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 43 650 руб. – отражена выручка от продажи путевки Иванову И.П. со скидкой.

Порядок бухгалтерского учета операций, связанных с выдачей бонусных карт, зависит от условий их получения. Если карта выдается клиенту бесплатно, ее стоимость (расходы турфирмы на изготовление карт) списывается в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». Если же за карту клиент уплачивает некоторую сумму, операции по продаже карт следует отражать точно так же, как и операции по продаже товаров, – признавать выручку от продажи карты по кредиту счета 90 «Продажи» и списывать стоимость изготовленных (приобретенных) карт в дебет этого счета с кредита счета 41 «Товары».

ТОНКОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Особенности отражения операций с использованием бонусных карт есть и в налоговом учете. Рассмотрим их.

Признание выручки
Доход от продажи путевок со скидкой в налоговом учете признается точно так же, как и в бухгалтерском. Ведь, согласно пункту 2 статьи 249 Налогового кодекса РФ, выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги). А поступления в случае применения системы скидок (бонусных, дисконтных карт) будут идти за вычетом предоставленных клиентам скидок.
То же правило действует и в турфирмах, применяющих «упрощенку». Поскольку, согласно статье 346.15 Налогового кодекса РФ, при признании доходов «упрощенцы» руководствуются вышеуказанными нормами.

Расходы на изготовление карт
Даже если карты выдаются бесплатно, затраты на их изготовление вполне можно признать в целях налогообложения прибыли на основании статьи 264 Налогового кодекса РФ – в составе прочих расходов. Такие расходы обоснованы, ведь они произведены для осуществления деятельности, направленной на увеличение продажи путевок, а следовательно, и получение дохода. Данный вывод подтверждает и письмо Минфина России от 13 февраля 2007 г. № 03-03-06/1/84.
А вот турфирмам на «упрощенке» не так повезло, ведь в закрытом перечне расходов (ст. 346.16 Налогового кодекса РФ) затраты на изготовление бонусных и дисконтных карт не значатся. Рекламными такие расходы признать нельзя, потому что реклама должна быть направлена неопределенному кругу лиц, а держатели дисконтных карт – вполне определенные лица. Да и под материальные расходы они не подпадают.
Впрочем, отчаиваться не нужно, ведь можно не выдавать дисконтные карты, а продавать их как «самостоятельный» товар. Тогда, конечно, придется включить сумму, взимаемую с клиента, в состав доходов, но и стоимость изготовления карты можно будет отнести на расходы как стоимость проданных товаров.

ЕСЛИ ТУРФИРМА УПЛАЧИВАЕТ НДС…
Если турфирма находится на общем режиме налогообложения и уплачивает НДС, нужно обратить внимание на один важный нюанс. Согласно статье 40 Налогового кодекса РФ, по общему правилу при налогообложении должна приниматься та цена товаров, работ, услуг, которая была указана сторонами сделки, – предполагается, что именно эта цена соответствует уровню рыночных цен. Однако иногда налоговые органы вправе проконтролировать правильность применения цен в целях доначисления налогов (в частности, НДС).
Одним из случаев, когда налоговые органы имеют полное право проконтролировать уровень цен турфирмы, является обнаружение отклонений цен отдельных сделок (отдельных путевок) более чем на 20 процентов от среднего уровня цен данной турфирмы на те же (аналогичные) путевки в пределах непродолжительного периода времени.

Иными словами, проблемы могут возникнуть, если турфирма продавала аналогичные путевки разным клиентам по разным ценам (потому что у кого-то были бонусные карты и право на получение скидок, а у кого-то нет, да и размеры скидок у разных клиентов могут быть разными).
По большому счету, если уровень скидок не достигает 20 процентов, можно вообще не беспокоиться. Но даже если у отдельных клиентов скидка составляет больше этого лимита, это не означает, что однозначно придется доплачивать НДС по рыночным ценам. Ведь речь идет не об отклонении цены одной сделки от максимальной цены продажи путевки в турфирме, а об отклонении цены каждой сделки от среднего уровня продажи аналогичных путевок.

Но и в случае, когда цены на путевки для отдельных клиентов турфирмы отклонятся более чем на 20 процентов от среднего уровня цен на аналогичные путевки, доначисления НДС еще можно избежать. Ведь, согласно пункту 3 статьи 40 Налогового кодекса РФ, при определении рыночной цены учитываются скидки, вызванные:
– сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
– маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
– другими факторами.
Поэтому если обосновать необходимость применения бонусных (дисконтных) карт и закрепить условия и порядок предоставления скидок в маркетинговой политике турфирмы, претензий налоговых органов можно избежать.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию