Прикрытие для схем с посредниками

Будь на то воля налоговиков, посреднические договоры уже давно были бы объявлены вне закона - так хорошо они подходят для минимизации налогов. Именно поэтому сделки через посредников-упрощенцев инспекторы проверяют с особым тщанием. Так что даже «чистые» с точки зрения закона посреднические схемы требуют дополнительного прикрытия.

Будь на то воля налоговиков, посреднические договоры уже давно были бы объявлены вне закона - так хорошо они подходят для минимизации налогов. Именно поэтому сделки через посредников-упрощенцев инспекторы проверяют с особым тщанием. Так что даже «чистые» с точки зрения закона посреднические схемы требуют дополнительного прикрытия.

Возьмем распространенную схему: используя дружественного посредника, бухгалтер радует хозяина своей фирмы высокими дивидендами, ради которых совершенно не обязательно показывать значительную прибыль.

Для этого учредитель вашей фирмы становится основателем еще одной, тут же переведенной на упрощенку. Заключаете между двумя фирмами посреднический договор и перегоняете нужную сумму «дивидендов» под видом комиссионных. Вся их сумма за вычетом расходов комиссионера после уплаты 6-процентного единого налога оседает в кармане учредителя.

Точно так же часто экономят на налоге на прибыль, передавая всю ее сумму упрощенцу в виде посреднического вознаграждения. Он с этой суммы отдает бюджету всего 6 процентов, в отличие от 24, которые пришлось бы платить фирме в обычных условиях.

Создав такую фирму, ее иногда еще и используют для экономии на ЕСН, который упрощенцы, как известно, не платят. Для этого в нее переводят весь персонал компании, которая потом по договору аутсорсинга берет его в аренду. Получается, что с зарплаты сотрудников нужно платить только 14 процентов в качестве пенсионных взносов.

Старый добрый хозрасчет

Однако прельщаться такой легкостью не стоит. Профессиональный налоговый адвокат Андрей Николаев-Полыновский, приглашенный группой компаний «Основы Вашего Бизнеса» на октябрьский семинар по налоговой оптимизации, предупреждает: «Нельзя применять схемы, единственная цель которых – уйти от налогов».

Действительно, отсутствие других очевидных целей позволит налоговикам доказать, что сделки в рамках схемы – притворные. Поэтому у нее должны быть явные неналоговые цели.

Андрей Николаев-Полыновский говорит, что внедрение в компанию хозрасчета, популярного в середине 80-х прошлого века, является законным способом оптимизации. Сегодняшние бизнесмены для того, чтобы найти «слабое» звено, переводят на своеобразный хозрасчет отдельные структурные подразделения компании – чтобы итоги их работы не терялись в общей массе.

Легче всего это сделать, зарегистрировав, скажем, отдел продаж как отдельную фирму. То есть создать своеобразный мини-холдинг. Для того чтобы не распугать покупателей, привыкших общаться с прежней «большой» фирмой, нужно заключить с выделенным в отдельную фирму подразделением агентский договор. Он позволит агенту действовать от имени принципала, ставя именно его наименование в договорах и других документах. Сгодится для этого и договор поручения.

В целях экономии на ведении бухучета, составлении налоговой отчетности и зарплате бухгалтера «малую» часть мини-холдинга переводят на упрощенку. Для того чтобы это было возможно, доля головной компании в уставном капитале малых фирм должна быть не больше 25 процентов. Остальную его часть должны оплатить физические лица – учредители «большой» фирмы.

Как видно, в этом случае схема приобретает экономический смысл. Все названные причины реорганизации компании и перехода ее на такую схему работы нужно закрепить в оформляемых при этом документах. Тогда уже никто не сможет заявить, что работа через специально созданного посредника на упрощенке была затеяна исключительно ради экономии на налогах.

Прочие выгоды

Если фирму на упрощенке организовать именно так, то и не понадобится договор аутсорсинга, явно заключенный с единственной целью экономии ЕСН. Он к тому же чреват колоссальным потоком заявлений, отчетов, табелей и прочего, а также проблемами с лицензированием. Ведь для того, чтобы получить лицензию, фирма должна иметь штатных, а не «арендованных» работников.

Другую выгоду от такой схемы получат фирмы, которые уже работают на упрощенке, но хотят открыть филиал или представительство в другом городе. Сделав это, фирма тут же теряет право на дальнейшее применение упрощенной системы.

Эту проблему решает опять же создание новой фирмы и посреднический договор, позволяющий ей работать от имени «основной» компании. Неналоговое обоснование такой структуры есть и в этом случае. Вы просто хотите наладить отношения с местными властями, а они лучше идут на контакт, если фирма зарегистрирована на их территории.

Пунктик по НДС

Еще один довод, который можно привести проверяющим, связан с НДС. Ведь схемы с посредником на упрощенке, на первый взгляд, кажутся бессмысленными из-за того, что от упрощенца не приходится ждать входного НДС с суммы выплачиваемого ему вознаграждения.

Для себя же нужно понять, что то, ради чего схема затеяна – выплата дивидендов, заработной платы, перечисление налогов, в частности единого социального, – не облагается НДС так же, как и выплаты упрощенцу. Поэтому неважно, на какие необлагаемые расходы вы потратите деньги покупателя, которые пришли вам с налогом на добавленную стоимость. К вычету в любом случае вам ставить будет нечего.

Тем временем, действуя от вашего имени, счета-фактуры покупателям посредник на упрощенке будет выставлять вместе с НДС.

Схемам дали еще год

В правительстве зреет проект закона, который запретит применять упрощенку посредникам. По словам Анатолия Мельниченко, начальника Управления налогообложения малого бизнеса МНС, такие поправки в Налоговый кодекс готовы уже давно. В октябре правительство должно было внести их в Госдуму. Однако на момент подписания номера в печать все еще не внесло. Так что вероятность того, что думцы успеют этот закон принять, сенаторы – одобрить, президент – подписать и официально опубликовать до 1 декабря, чрезвычайно мала.

А значит, упрощенцы смогут заключать посреднические договоры как минимум до 2006 года. Ведь для того, чтобы изменяющий налоговое законодательство закон мог вступить в силу 1 января 2005 года, он должен быть официально опубликован не меньше чем за месяц до этой даты.

Наталья ЛЕЙМАН

Начать дискуссию