2 июля 2009 года на Клерк.Ру прошла интернет-конференция «Подготовка бухгалтерской отчетности. Изменения в российских стандартах бухгалтерского учета в 2009 году». На вопросы пользователей в режиме он-лайн ответила Ирина Юцковская, директор департамента бухгалтерского консалтинга компании ФБК.
Пользователь О, бух: Противоречия в ПБУ - что делать?
1) п. 6.2. ПБУ 9 и 10 про оценку расходов по коммерческим кредитам (относить на обычные) как увязать с ПБУ 15 (относить на прочие)?
2) п. 15 ПБУ 19 про оценку вкладов по ДПТ и п. 13 ПБУ 20 - это когда-нибудь устранят?
Ирина Юцковская: По первому вопросу:
Ст. 823 ГК РФ «Коммерческий кредит» гласит: Договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.
Соответственно, к таким договорам относятся договоры: купли-продажи (ст. 454 ГК); поставки (ст. 506 ГК); контрактации (ст. 535 ГК); продажи недвижимости (ст. 549 ГК); продажи предприятия (ст. 559 ГК); мены (ст. 567 ГК); подряда (ст. 702 ГК) и др.;
Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (утв. Приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г. № 44н) предписывает:
Пункт 5. Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
Пункт 6. Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение. К фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов относятся суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу)…………, а так же затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования. Данные затраты включают, в частности, и начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит); и начисленные до принятия к бухгалтерскому учету МПЗ проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих запасов.
Согласно Приказу Минфина РФ от 06.05.1999 N 33н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99":
6. Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности (с учетом положений пункта 3 настоящего Положения).
6.2. При оплате приобретаемых материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки платежа, расходы принимаются к бухгалтерскому учету в полной сумме кредиторской задолженности.
7. Расходы по обычным видам деятельности формируют, в частности, расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов.
Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 N 107н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" ПБУ 15/2008 установлено, что расходы по займам признаются прочими расходами, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива. В стоимость инвестиционного актива включаются проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива. Под инвестиционным активом понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует длительного времени и существенных расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление. К инвестиционным активам относятся объекты незавершенного производства и незавершенного строительства, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету заемщиком и (или) заказчиком (инвестором, покупателем) в качестве основных средств (включая земельные участки), нематериальных активов или иных внеоборотных активов.
Таким образом, налицо две допускаемые законодательством нормы в отношении правил капитализации расходов по коммерческим кредитам. В подобной ситуации организация вольна выбрать способ учета, позволяющий наиболее адекватно представить ее положение в финансовой отчетности, руководствуясь Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н, которым утверждено "Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)" и пункт 7 которого гласит:
При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности.
Следует так же принимать во внимание, что ПБУ 15/08 (от 06.10.2008), ПБУ 5/01 (от 9.06.2001) и ПБУ 10/99(от 06.05.1999) являются нормативными правовыми актами одного иерархического уровня в системе правовых актов Российской Федерации.
По общему правилу при расхождении норм действующего законодательства по одному и тому же вопросу применению подлежит норма, изданная позднее.
На это, в частности, было указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.06.2001 N 9П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом депутатов Государственной Думы".
По второму вопросу:
Согласно п. 15 Приказа Минфина РФ от 10.12.2002 N 126н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02" первоначальной стоимостью финансовых вложений, внесенных в счет вклада организации-товарища по договору простого товарищества, признается их денежная оценка, согласованная товарищами в договоре простого товарищества. Это норма полностью соответствует п. 2 ст. 1042 ГК РФ, где установлено, что денежная оценка вклада товарища производится по соглашению между товарищами.
При этом стоимость вкладов (как объединяемого имущества) фиксируется сторонами в договоре и не подлежит изменению после отражения товарищем, ведущим общие дела, данного вклада на счетах бухгалтерского учета на отдельном балансе, за исключением случаев внесения изменений и дополнений в названный договор простого товарищества.
Пункт 15 ПБУ 19/02 объясняет, в какой оценке принимается к учету в обособленном балансе простого товарищества тот объект финансовых вложений, который одна из сторон внесла в качестве своего вклада.
Согласно же п. 13. Приказа Минфина РФ от 24.11.2003 N 105н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация об участии в совместной деятельности" ПБУ 20/03" активы, внесенные в счет вклада по договору о совместной деятельности, включаются организацией-товарищем в состав финансовых вложений по стоимости, по которой они отражены в бухгалтерском балансе на дату вступления договора в силу.
Таким образом,
- в бухгалтерском балансе у передающей стороны финансовые вложения «Вклад в СД» имеет балансовую стоимость передаваемого имущества
- в обособленном бухгалтерском балансе совместной деятельности (т.е. у принимающей стороны) имущество, внесенное товарищами, принимается в оценке Договора.
Противоречия между этими двумя стандартами учета не имеется.
Пользователь О, бух: ПБУ 2/2008.
1) можно ли применять счет 46??? показатели формировать нарастающим итогом с начала до окончания договора?
2) ожидаемый убыточный договор не приводит к списанию еще не понесенных расходов?
Ирина Юцковская: Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утвержденном Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. N 94н для обобщения информации о законченных в соответствии с заключенными договорами этапах работ, имеющих самостоятельное значение, предназначен счет 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам". Этот счет используется при необходимости организациями, выполняющими работы долгосрочного характера, начальные и конечные сроки выполнения которых обычно относятся к разным отчетным периодам. Аналитический учет по счету 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам" ведется по видам работ.
Согласно ПБУ 2/2008:
- главным в учете договоров строительного подряда и сопутствующих договоров, неразрывно связанных со строящимися объектами, является распределение доходов и затрат по таким договорам на отчетные периоды, в которых производились работы.
- для определения выручки и затрат ПБУ 2/2008 предусмотрен только один способ - "по мере готовности".
Суть данного метода в том, что строительный подряд представляет собой непрерывный процесс производства и реализации, растянутый во времени. Выручка и затраты формируются в каждом отчетном периоде - накопительным итогом c начала договора. Прибыль по договору должна быть распределена, по возможности равномерно, по всем отчетным периодам, тогда как убытки признаются немедленно.
Выручка по договору и расходы по нему признаются способом "по мере готовности", если финансовый результат (прибыль или убыток) исполнения контракта на отчетную дату может быть достоверно определен. Данный способ предусматривает, что доходы и затраты определяются исходя из подтвержденной организацией степени завершенности работ на отчетную дату и признаются в отчете о прибылях и убытках в тех же периодах, в которых выполнены соответствующие работы (п. 17 ПБУ 2/2008).
Такой порядок признания выручки и затрат соответствует МСФО 11 "Договора на строительство" (IAS 11. Construction Contracts).
Для признания выручки по договору и расходов по нему методом "по мере готовности" организация может использовать следующие способы определения степени завершенности работ на отчетную дату:
- по доле выполненного объема работ в их общем количестве;
- по доле понесенных на отчетную дату расходов в расчетной величине общих расходов по договору (п. 20 ПБУ 2/2008).
Выбранный способ определения степени завершенности работ также необходимо отразить в учетной политике организации подрядчика.
При применении способа "по мере готовности" в каждом периоде определение выручки, расходов и финансового результата производится с учетом доходов и затрат, признанных в предыдущие кварталы (п. 25 ПБУ 2/2008), т.е. нарастающим итогом.
Величина ожидаемого убытка признается независимой от того, на какой стадии исполнения договора возник ожидаемый убыток.
Если у организации возникли сомнения в поступлении сумм, включенных в выручку за отчетный период (например, претензий, поощрительных платежей и др.), то такие суммы признаются расходами по обычным видам деятельности отчетного периода. Корректировка выручки на эти суммы не производится.
При этом величина ожидаемого убытка признается расходами по обычным видам деятельности отчетного периода (без уменьшения суммы ранее признанной выручки по договору).
Пользователь Татьянаав: Многие банки сейчас не распечатывают платежные поручения по приходу и расходу денежных средств на наш расчетный счет. Приходится распечатывать самим из клиент-банка. Очень большой обьем. Можно ли распечатывать только саму выписку банка, а документы нет?
Ирина Юцковская: Согласно Положению ЦБ РФ от 10.04.2006 N 285-П 2О порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями» (см. п.3.1) платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Платежное поручение составляется владельцев счета на бланке формы 0401060.
Согласно "Положению о Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (утв. ЦБ РФ 26.03.2007 N 302-П), пункт.1.7.3 При передаче распоряжений владельцев счетов в виде электронных платежных документов должно быть обеспечено использование в них аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей или иных средств, подтверждающих, что распоряжение составлено уполномоченным на это лицом.
То есть, платежное поручение – это:
- первичный документ владельца счета
- распоряжение банку на списание средств со счета
На основании статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. Составление и хранение первичных учетных документов на машинных носителях информации осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" с применением электронной цифровой подписи, равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе информации, и с учетом особенностей использования электронной цифровой подписи в сфере государственного управления.
Статьей 5 Федерального закона от 20.02.95 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" установлено, что документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью. Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно - технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и при соблюдении установленного режима их использования.
Таким образом, если платежные поручения оформлены с применением ЭЦП в соответствии с российским законодательством , то, по моему мнению, их бумажная версия с подписями руководителей необходима, в основном, в спорных ситуациях.
Анонимный пользователь: ООО занимается 2мя основными видами деятельности - брокерской и дилерской, что прописано в уставе. В середине квартала произойдет отказ от дилерской лицензии, будут внесены изменения в устав и в учетную политику, останется один основной вид деятельности, как при этом будет составляться отчетность? До дня Х мы отражаем доходы и расходы по купле-продаже ценных бумаг на счетах выручки и себестоимости, а после дня Х в составе прочих доходов и расходов? И, соответственно, в форме 2 и декларации по налогу на прибыль все отражаем в соответствии с этим делением?
Ирина Юцковская: Описанная ситуация для целей представления информации в отчетности регулируется Приказом Минфина РФ от 02.07.2002 N 66н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация по прекращаемой деятельности" ПБУ 16/02". Под информацией по прекращаемой деятельности понимается информация, раскрывающая часть деятельности организации (такую как операционный или географический сегмент, его часть либо совокупность сегментов) по производству продукции, продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, которая может быть выделена операционно и (или) функционально для целей составления бухгалтерской отчетности и в соответствии с принятым организацией решением подлежит прекращению.
Прекращение части деятельности организации может осуществляться:
а) путем продажи имущественного комплекса (предприятия) или его части, представляющих собой совокупность активов и обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности, в результате заключения единой сделки;
б) путем продажи отдельных активов и прекращения (исполнения) в установленном законодательством порядке отдельных обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности;
в) путем отказа от продолжения части деятельности. Именно этот случай описан автором вопроса.
Организация в годовой бухгалтерской отчетности раскрывает следующую информацию по прекращаемой деятельности:
Раздел отчетности // Информация, необходимая к раскрытию в отчетности
Пояснительная записка к годовой бух.отчетности - описание прекращаемой деятельности: операционный или географический сегмент (часть сегмента, совокупность сегментов), в рамках которого (которых) происходит прекращение деятельности;
дата признания деятельности прекращаемой;
дата или период, в котором ожидается завершение прекращения деятельности организации, если они известны или определимы;
стоимость активов и обязательств организации, предполагаемых к выбытию или погашению в рамках прекращения деятельности
Отчет о прибылях и убытках - суммы доходов, расходов, прибылей или убытков до налогообложения, а также сумму начисленного налога на прибыль, относящиеся к прекращаемой деятельности
Отчет о движении денежных средств - движение денежных средств, относящееся к прекращаемой деятельности, в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности в течение текущего отчетного периода.
Организация раскрывает информацию по прекращаемой деятельности начиная с отчетного года, в котором деятельность признана прекращаемой, до отчетного периода (включая его), когда завершается прекращение деятельности, то есть когда программа по прекращению деятельности фактически выполнена (несмотря на то, что расчеты по ней могут быть не закончены) или организация от нее отказалась.
Информация за периоды, предшествующие отчетному, представленная в бухгалтерской отчетности, подготовленной после признания деятельности прекращаемой, должна быть скорректирована с целью выделения активов, обязательств, доходов, расходов и потоков денежных средств по прекращаемой деятельности для сопоставимости отчетных данных с показателями предшествующих отчетных периодов.
С практической точки зрения, в описанной ситуации и в 2009 и в 2010 году в Отчет о прибылях и убытках надо добавлять новые столбцы:
- Продолжающаяся деятельность
- Прекращаемая Организация в целом
Примеры раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности организации приведены в Приложении к ПБУ 16/02.
Признавать или не признавать доходами по обычным видам деятельности операции по купле -продаже ценных бумаг в периоде отсутствия лицензии (т.е. отражать их по срокам 010/020 или 090/100 формы 2) – это вопрос самоопределения организации.
Согласно Приказу Минфина РФ от 06.05.1999 N 32н"Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" для целей бухгалтерского учета организация самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями исходя из характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения.
Если купля-продажа ценных бумаг происходит на регулярной основе и именно прибыль/убыток от этих операций находится под неусыпным контролем владельцев компании и формирует основные финансовые потоки, то можно такую деятельность отражать по 010/020 строкам формы 2. Если же, напротив, подобные операции единичны и не существенны, то можно и прочими доходами/расходами их признавать.
Пользователь Елизавета Д: Ирина, огромное Вам спасибо за ответ по вопросу изменения основного вида деятельности! К сожалению, не могу добавить сообщение в той же теме, поэтому открыла новую, простите!
Нижеуказанная ситуация (отказ от дилерской деятельности) должна быть реализована в 3 квартале 2009 г., а в 4 квартале должна быть смена оставшегося основного вида деятельности (с брокерской на еще неизвестно какую). Как поступить в такой ситуации?
Получается, что за 3 квартал форма 2 будет иметь колонки «всего» и в т.ч.:
«по прекращаемой дилерской деятельности»
«по продолжающейся деятельности»,
а в 4 квартале «всего» и в т.ч.
«по прекращаемой дилерской деятельности»
«по прекращаемой брокерской деятельности»
«по новому виду деятельности»?
Нужно ли придерживаться в таком случае положений еще каких-то нормативно-правовых актов кроме ПБУ 16? Кроме того, получается, что в обоих случаях надо внести измениния в учетную политику. Очень пугает несопоставимость всех данных, особенно доходов и расходов в течение года...А отчетность у нас сдается электронно и выгружается из программы баланс 2W, а там похоже нет возможности ввода дополнительных столбцов...Еще раз спасибо!
Ирина Юцковская: Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.
Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если при составлении бухгалтерской отчетности исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету, организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.
К сожалению, я не смогу дать совет по поводу сдачи отчетности в ИФНС РФ в электронном виде. Отправляйте заказным письмом, например.
Изменения в учетную политику вносить нужно обязательно.
Согласно п. 12 ПБУ 1/2008 изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения. Так, причинами изменения могут быть, в частности, изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, существенного изменения условий хозяйствования.
Последствия изменения учетной политики, в зависимости от того, на какие объекты бухгалтерского учета будут распространяться такие изменения, могут привести к изменению активов, обязательств, капитала, доходов и расходов в бухгалтерской отчетности организации и стать причиной для уточнения расчетов налогов и сборов, а также предоставления в соответствующие адреса уточненных налоговых деклараций.
С целью формирования отчетности в такой непростой период деятельности компании необходимо так же учесть общие требования к отчетности, изложенные в ПБУ 4/99 «Отчетность организации», "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/01", "События после отчетной даты" (ПБУ 7/98), "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2000).
Пользователь pno-meridian: Согласно новой редакции ПБУ 15/2008 проценты по нецелевым займам (кредитам) относятся на стоимость инвестиционного актива в той пропорции, в которой использованы нецелевые заемные средства на создание этого актива. Ответьте пожалуйста, куда следует относить проценты в 2009 году в случае если в 2008 году заемные средства по нецелевому займу были израсходованы полностью на строительство объекта, признаваемого инвестиционным активом, в 2009 году используемых для строительства объекта заемных средств нет, а значит нет и базы для распределения процентов. По нашему мнению экономически неправильно относить их на текущие расходы.
Ирина Юцковская: Согласно Приказу Минфина РФ от 06.10.2008 N 107н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008)" расходы по займам признаются прочими расходами, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива.
В стоимость инвестиционного актива включаются проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива. Под инвестиционным активом понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует длительного времени и существенных расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление.
К инвестиционным активам относятся объекты незавершенного производства и незавершенного строительства, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету заемщиком и (или) заказчиком (инвестором, покупателем) в качестве основных средств (включая земельные участки), нематериальных активов или иных внеоборотных активов.
В случае, если на приобретение, сооружение и (или) изготовление инвестиционного актива израсходованы средства займов (кредитов), полученных на цели, не связанные с таким приобретением, сооружением и (или) изготовлением, то проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), включаются в стоимость инвестиционного актива пропорционально доле указанных средств в общей сумме займов (кредитов), причитающихся к оплате заимодавцу (кредитору), полученных на цели, не связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением такого актива.
При этом, так же изменена норма в отношении правил формирования первоначальной стоимости объектов основных средств. Изменения, внесенные Приказом Минфина РФ от 12.12.2005 N 147н затронули абзац «фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются, …………………….в частности, начисленные до принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения, сооружения или изготовления этого объекта». Фраза про капитализацию процентов исключена из ПБУ 6/01.
Полагаю, что обсуждаемые изменения в ПБУ 15/08 были внесены сознательно. И рассматривать их следует с точки зрения усиления финансового контроля за целевым расходованием заемных средств.
Обращаясь в банк за кредитом, предприятие-заемщик обязано указать цель привлечения средств, от этого может зависеть как стоимость заимствования, так и сама возможность получения средств. Если же предприятие-заемщик, обозначая фиктивную цель привлечения кредита, вводит в заблуждение кредитную организацию, то это может рассматриваться как мошенничество.
Более подробно эту тему можно обсудить со специалистами ФБК, в том числе и с точки зрения финансового и государственного контроля кредитных организаций.
Пользователь Стройка2009: Как правильно отразить в учете ген. подрядчика расходы на временные здания и сооружения (жилые корпуса для вахтового поселка из блок-контейнеров), возводимые ген.подрядчиком для обслуживания данного строительного процесса? Расходы на эти конструкции заложены в смете заказчика.
Ирина Юцковская: Взаимоотношения заказчика и подрядчика регулируются Договором подряда, в том числе и их права и обязанности обеспечения процесса строительства и его снабжения.
Базовых варианта два:
Вариант 1 – временные здания и сооружения являются собственностью подрядчика и не передаются заказчику по окончании строительства
Вариант 2 - временные здания и сооружения являются собственностью заказчика и передаются подрядчику только в пользование до окончания строительства.
Для обеих ситуаций имеет место общий вопрос – для целей РСБУ следует ли рассматривать временные здания и сооружения как объекты основных средств ?
То есть, в отношении этих имущественных объектов одновременно выполняются ли следующие условия:
а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Это требование изложено в Приказе Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01".
Для варианта 1.
Временные здания и сооружения многократного использования являются основными средствами и переносят свою стоимость на себестоимость СМР в течение срока полезного использования.
Уникальные здания и сооружения, однократного использования и подлежащие утилизации (уничтожению) по завершении работы на стройплощадке, должны рассматриваться в свете Приказ Минфина РФ от 26.12.2002 N 135н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды", т.е. признаваться спец.активом и могут отражаться как в составе основных средств, так и в составе материалов.
Для варианта 2.
Аналогично. Временные здания и сооружения либо признаются основными средствами, либо спец.активом, либо материалами.
Если описанное в запросе положение «Расходы на эти конструкции заложены в смете заказчика» подразумевает обязанность подрядчика оставит заказчику по окончании работ все временные здания/сооружения, то подрядчик в РСБУ спишет у себя на расходы все затраты, связанные с созданием и содержанием этих конструкций, а подрядчик примет их себе на учет. Примет на учет или в составе основных средств или в составе материалов или в составе товаров – в зависимости от планов и дальнейшей судьбы этого имущества.
Конкретную ситуацию надо рассматривать в комплексе договорных отношений.
Анонимный пользователь: От чего зависит объем отчетности, которую нужно сдавать?
Ирина Юцковская: Задачей бухгалтерского учета является, в частности, формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
В соответствии со ст. 13 Закона «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ, «все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.
Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из:
а) бухгалтерского баланса;
б) отчета о прибылях и убытках;
в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
г) аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;
д) пояснительной записки…
Общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), представляют бухгалтерскую отчетность … в упрощенном составе:
а) бухгалтерский баланс;
б) отчет о прибылях и убытках;
в) отчет о целевом использовании полученных средств».
При этом Приказом Минфина РФ № 67н утвержден следующий состав промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций, страховых организаций и бюджетных учреждений:
Бухгалтерский баланс (форма № 1);
Отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
Отчет об изменениях капитала (форма № 3),
Отчет о движении денежных средств (форма N 4),
Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5),
Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6).
Согласно ст. 5 Закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ, ПБУ 4/99 и ст. 7 Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» № 209-ФЗ, субъекты малого предпринимательства могут применять упрощенный порядка формирования бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.
Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если при составлении бухгалтерской отчетности исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету, организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.
Таким образом, организация самостоятельно определяет объем отчетности, необходимы для предоставления заинтересованным пользователям. При этом в состав отчетности в обязательном порядке включаются бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала (кроме субъектов малого предпринимательства), отчет о движении денежных средств(кроме субъектов малого предпринимательства), приложение к бухгалтерскому балансу(кроме субъектов малого предпринимательства), отчет о целевом использовании полученных средств (в случае наличия операций по целевому использованию средств), аудиторского заключения (если организация подлежит обязательному аудиту), пояснительной записки.
Анонимный пользователь: Какие последствия могут ожидать организацию, выплачивавшую сезонным рабочим (весной) зарплату ниже МРОТ?
Ирина Юцковская: Прожиточный минимум представляет собой стоимость потребительской корзины, обязательных платежей и сборов.
Данная величина в том числе используется для обоснования федерального МРОТа (статьи 1-3 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ). На федеральном уровне прожиточный минимум один раз в квартал утверждает Правительство РФ, в регионах — органы исполнительной власти.
Федеральный МРОТ устанавливается на всей территории Российской Федерации законом и не может быть меньше федерального прожиточного минимума трудоспособного населения. Он применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности (Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ).
Субъекты РФ вправе заключать региональные соглашения о минимальной зарплате с учетом местных социально-экономических условий и собственного прожиточного минимума. Данное соглашение распространяется на всех работников, работающих на территории субъекта РФ, кроме тех, кто трудится в организациях, финансируемых из федерального бюджета (статьи 133 и 133.1 Трудового кодекса РФ). Региональная минимальная зарплата не должна быть меньше федерального МРОТ.
Ст. 2 ТК РФ декларирует, что основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 133 Трудового кодекса РФ - месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Во всех территориальных органах УФНС сформированы и действуют Комиссии по легализации заработной платы, которые совместно с государственной инспекцией труда производят систематические плановые проверки соблюдения трудового законодательства.
Нарушение законодательства о труде грозит должностным лицам — штрафом от 1000 до 5000 руб., организациям — штрафом от 30 000 до 50 000 руб. либо приостановлением деятельности до 90 суток (ст. 5.27 КоАП РФ). При этом за невыполнение обязательств по региональному соглашению применяется отдельная санкция: представителя работодателя оштрафуют на сумму от 3000 до 5000 руб. (ст. 5.31 КоАП РФ).
Задержка обернется выплатой зарплаты и процентов в размере не ниже 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки. По решению суда или соглашению сторон работник также вправе претендовать на компенсацию морального вреда (ст. 236 Трудового кодекса РФ).
Невыплаты из корыстной или иной личной заинтересованности в течение двух месяцев и более наказуемы уголовно. В данном случае с директора взыщут штраф до 120 000 руб. и могут лишить права занимать руководящие должности на срок до пяти лет либо свободы на срок до двух лет (п. 1 ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ).
Анонимный пользователь: Если мы в середине года внесем изменения в учетную политику нашей компании, то как это может отразиться на отчетности? Или изменения лучше вносить с нового года?
Ирина Юцковская: Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.
Согласно п. 12 ПБУ 1/2008 изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения. Так, причинами изменения могут быть, в частности, изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, существенного изменения условий хозяйствования.
Последствия изменения учетной политики, в зависимости от того, на какие объекты бухгалтерского учета будут распространяться такие изменения, могут привести к изменению активов, обязательств, капитала, доходов и расходов в бухгалтерской отчетности организации и стать причиной для уточнения расчетов налогов и сборов, а также предоставления в соответствующие адреса уточненных налоговых деклараций.
Пользователь aw: Как закрыть деньги, выданные в подотчет директору?
Ирина Юцковская: Немного странный вопрос. Директор предприятия обязан соблюдать российское законодательство и внутренние локальные акты предприятия, как и все остальные работники предприятия. То есть отчитываться по авансовому отчету.
Я понимаю, что руководитель сам собственноручно вряд ли будет брать бланк авансового отчета и его заполнять. Обычно происходит так:
- референт обращается к руководителю с просьбой передать все документы, относящиеся к расходованию наличных средств, полученных по расходному кассовому ордеру
- полученные от руководителя документы служат основанием для подготовки авансового отчета от его имени
- подготовленный референтом авансовый отчет, после проверки его бухгалтером, подается на подпись руководителю как подотчетному лицу,
- а затем – происходит утверждение авансового отчета и формирование бухгалтерских записей.
Если же Ваш руководитель не сохранил никаких первичных документов, то сумма денежных средств им потраченных присовокупляется к его доходам и облагается НДФЛ.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организации и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (действуют с 01.01.2001), для обобщения информации о расчетах с работниками по суммам, выданным им под отчет на административно - хозяйственные и операционные расходы, предназначен счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами".
На выданные под отчет суммы счет 71 дебетуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, как правило, со счетом 50 "Касса".
Подотчетные суммы, не возвращенные работниками в установленные сроки, отражаются по кредиту счета 71 и дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
Согласно ст.124 КЗоТ РФ для погашения задолженности работников предприятию, учреждению, организации, где они работают, по распоряжению администрации могут производиться удержания из заработной платы, в частности для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного на служебную командировку или перевод в другую местность, на хозяйственные нужды, если работник не оспаривает основания и размера удержания. В этих случаях администрация вправе сделать распоряжение об удержании не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для погашения задолженности.
Подотчетные суммы, не возвращенные в срок, если они по распоряжению руководителя организации удерживаются из заработной платы работника, списываются со счета 94 в дебет счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".
Пользователь spheroid-esse: Наш руководитель не может никак определиться, кто из нас главнее – я (главбух) или наш финдир. Сможете помочь?
Ирина Юцковская: Закон РФ «О бухгалтерском учете», существующий в России с 1996 года, (ст.6) указывает нам, что ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, а так же за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организации.
При этом главный бухгалтер, только в рамках законодательства о бухгалтерском учете, подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (ст. 7 Закона).
В 1998 году в России введен в действие «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих», который рекомендован Минтруда РФ для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
В квалификационных характеристиках представлены наиболее характерные для той или иной должности работы, поэтому при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях.
Одновременно определяются требования к необходимой специальной подготовке работников.
В обязанности главбуха, согласно упомянутому Квалификационному справочнику, входит постановка и ведение бухучета организации. Он же формирует учетную политику организации, руководит подготовкой рабочего плана счетов, участвует в организации системы внутреннего контроля за оформлением операций и документооборота, отвечает за своевременное перечисление налогов и сборов в бюджет, сдачу соответствующей отчетности в ИФНС, филиалы ПФР, ФСС и ФОМС.
И если должность «главный бухгалтер» всегда включалась в тарифно-квалификационные справочники, то требования к должности «финансовый директор (заместитель директора по финансам)» Минтруда РФ утвердил лишь в 2003 году, вменив в обязанности заместителя директора по финансам, в частности:
- организацию разработки информационной системы по управлению финансами в соответствии с требованиями бухгалтерского, налогового, статистического и управленческого учета,
- контроль достоверности и сохранности конфиденциальности информации,
- обеспечение предоставления необходимой финансовой информации внутренним и внешним пользователям.
Разница между уровнями менеджмента заключается в масштабе, пределах полномочий, ответственности, степени детализации выполняемых функций. Даже беглый анализ требований Квалификационного справочника позволяет сделать вывод о наличии как пересекающихся функциональных обязанностей у главного бухгалтера и заместителя директора по финансам, так и очевидно более широкую сферу ответственности у финансового директора, так как именно он «руководит деятельностью финансовых подразделений организации» и «определяет финансовую политику организации».
Учетный процесс, традиционно локализованный в бухгалтерской службе, является одновременно и вспомогательным (обслуживающим) бизнес-процессом и конечным потребителем информационных потоков о движении активов и обязательств бизнес-единиц.
И если в понимании главного бухгалтера цель и результат учетного процесса, только лишь достоверная и своевременная бухгалтерская и налоговая отчетность компании, при этом автоматизированные учетные системы не адаптированы к требованиям управленческого учета, то непонимание и почва для конфликта между этими руководителями возникает именно в классической связке «план – факт – анализ». Ответственность за «план» и за «анализ» несет финансовый директор, сбор же фактических данных (учет) - удел главного бухгалтера.
Единственно верного ответа на вопрос, какой из видов учета и отчетности важнее – бухгалтерский, налоговый, управленческий или статистический – не существует. Каждый выполняет свою роль.
Равно нет и единственно верного ответа на вопрос, кто главнее – заместитель директора по финансам или главный бухгалтер. В каждой компании этот вопрос решается индивидуально, в том числе и исходя из личностных качеств того или иного руководителя. В каждой компании свои условия: род деятельности, численность персонала. Поэтому организациям лучше разработать индивидуальные должностные инструкции для сотрудников.
Несмотря на то, что в Трудовом кодексе не содержится упоминания о должностной инструкции, она является важным документом, содержанием которого является не только трудовая функция работника, круг должностных обязанностей, пределы ответственности, но и квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой должности и поскольку порядок составления инструкции нормативными правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и как вносить в нее изменения при необходимости.
Федеральная служба по труду и занятости своим письмом от 31 октября 2007 г. № 4412-6 указывает, что должностная инструкция может являться приложением к трудовому договору, а также может утверждаться как самостоятельный документ.
Должностная инструкция, как правило, составляется в двух экземплярах, один из которых может быть вручен работнику. При подготовке должностной инструкции и внесении в нее изменений следует учитывать требования государственного стандарта (ГОСТ Р) 6.30-2003 "Унифицированные системы документации.
Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", введенного в действие постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст.
Трудовой кодекс не содержит упоминания о должностной инструкции, хотя должностная инструкция является неотъемлемым инструментом регулирования трудовых отношений. Это не просто формальный документ, а документ, определяющий задачи, квалификационные требования, функции, права, обязанности, ответственность работника. Представляется, что должностные инструкции следует разрабатывать по каждой должности (в т.ч. вакантной), имеющейся в штатном расписании. Должностная инструкция необходима как в интересах работодателя, так и работника.
Федеральная служба по труду и занятости в своем письме от 9 августа 2007 г. № 3042-6-0 напоминает нам о том, что «отсутствие должностной инструкции в отдельных случаях препятствует работодателю:
- осуществить обоснованный отказ в приеме на работу (поскольку именно в ней могут содержаться дополнительные требования, связанные с деловыми качествами работника),
- объективно оценить деятельность работника в период испытательного срока,
- распределить трудовые функции между работниками,
- временно перевести работника на другую работу,
- оценить добросовестность и полноту выполнения работником трудовой функции».
Закрепление сферы ответственности в должностных инструкциях представляется тем более важным, если речь идет о соблюдении налогового законодательства. Давайте обратимся к Уголовному кодексу РФ и Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления".
В Постановлении указывается (п.7), что к субъектам преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации», могут быть отнесены:
- руководитель организации-налогоплательщика,
- главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов,
- иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий.
К числу субъектов данного преступления могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера).
На практике, обычно в крупных компаниях, нередко встречается ситуация, когда обязанность по исчислению налогов и, соответственно подписи налоговых деклараций, возлагается не на главного бухгалтера, а на руководителя специализированного подразделения. При том, что обязанность за своевременное перечисление налогов в бюджет и внебюджетные фонды – на главного бухгалтера.
Уточняющий вопрос пользователя spheroid-esse: Как я поняла, финансовый директор и главный бухгалтер - союзники, и решают смежные задачи в рамках общего процесса. Можно ли где-то посмотреть Ваши рекомендации по учетной политике?
Ирина Юцковская: В ФБК уже пять лет действует Комитет по выработке единой позиции ФБК, аналогичный Постоянному Комитету по Интерпретации (ПКИ) МСФО, который вырабатывает позицию ФБК по наиболее сложным вопросам составления финансовой отчётности – отдельные рекомендации по финансовой отчетности (ОРФО).
ОРФО представляют собой позицию ФБК по наиболее сложным проблемам бухгалтерского учёта и финансовой отчётности, по которым требования нормативных актов противоречат друг другу или отсутствуют вовсе.
У нас на сайте в разделе «Библиотека» размещены ОРФО и там Вы сможете ознакомиться с краткими формулировками ОРФО - постановкой проблемы и консенсусом (кратким руководством к действию), или заказать полные тексты документов.
Кроме того, наше издательство ФБК-Пресс выпустило несколько сборников статей под моей редакцией, которые назывались не очень оригинально: Учетная политика.2000; Учетная политика 2001 и т.д.
Анонимный пользователь: Скажите, пожалуйста, что мне грозит, если я сделала в отчетности ошибки? Я их нашла потом, но уже все документы в налоговой. Ошибки искажают отчетность не на 10% пресловутых. Все хуже в моем случае. Что мне можно предпринять? Ошибка была уже в уточненке. Наверное, нельзя сдавать второй раз уточненку?
Ирина Юцковская: Упомянутые 10% отсылают нас к Кодексу об административных правонарушениях, а именно к статье 15.11 «Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности», в которой сказано, что:
грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
И далее приводится разъяснение: Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:
- искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов;
- искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.
Если употребленное слово «уточненка» относится к бухгалтерской отчетности, то следует помнить о том, что в РСБУ отсутствует понятие "уточненный баланс" и ситуация, при которой следует подобный документ готовить, нормативными актами РФ по бухгалтерскому учету и отчетности не предусмотрена.
Если имеют место выявленные в отчетном периоде ошибочные записи по прошлым периодам, то согласно п. 80 Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н: «Прибыль или убыток, выявленные в отчетном году, но относящиеся к операциям прошлых лет, включаются в финансовые результаты организации отчетного года».
При обнаружении ошибок за прошлый отчетный год, оказывающих влияние на начальные остатки бухгалтерского баланса, при подготовке бухгалтерского баланса за текущий отчетный год начальные остатки по строкам следует скорректировать.
Аналогично и в отчете о прибылях и убытках за отчетный год показатели «За аналогичный период предыдущего года» должны быть скорректированы. В пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности все корректировки начальных и сравнительных показателей должны быть описаны с указанием причин таких корректировок.
Если же речь идет об уточненных налоговых декларациях, то ограничений на их количество Налоговым кодексом РФ не установлено. Имеется лишь ограничение по сроку давности (3 года).
Начать дискуссию