Совместная статья председателя совета директоров коллекторского агентства «Центр ЮСБ» А.В. Федорова и начальника отдела организации исполнительного производства Управления ФССП России по Ивановской области, советника юстиции 3 класса А.А. Шарона.
Большинство коллекторских агентств в своей повседневной деятельности взаимодействует с территориальными отделами судебных приставов. Как правило, агентство выступает в роли взыскателя по исполнительным производствам.
Очевидно, что основные цели служебной деятельности судебного пристава-исполнителя и коллектора совпадают. Судебные приставы - исполнители обязаны принимать меры по своевременному и полному исполнению требований исполнительного документа, в этом, и заключается главный смысл их деятельности. В свою очередь, коллектор также стремится к скорейшему погашению требований с должника.
Коль скоро в теории у нас такое единение целей, тогда в чем же возникающие проблемы взаимодействия? Почему исполнительные производства лежат длительное время без движения, и судебные приставы-исполнители проявляют к ним мало интереса?
Для того, чтобы правильно понять ситуацию, необходимо знать проблемы службы судебных приставов.
Основной проблемой у службы судебных приставов, ее можно даже назвать глобальной, является постоянно увеличивающаяся служебная нагрузка. Так в 2008 году в службе судебных приставов находилось на исполнении 35 млн. исполнительных документов1(!). Вы только вдумайтесь в эти цифры - 35 млн. исполнительных документов на 24 тыс. судебных приставов-исполнителей. Если так дело пойдет дальше, то число возбужденных исполнительных производств сравняется с количеством населения в России (140 млн. чел).
Второй проблемой является достаточно высокая текучесть кадров среди судебных приставов-исполнителей. Судебный пристав-исполнитель, проработавший 3-5 лет, считается уже старожилом. Так, по данным отчетности за 12 мес. 2008 г. из 24 тыс. работающих судебных приставов-исполнителей 4162 человека работают менее года и 11482 чел имеют стаж от 1 до 5 лет2.
И когда неимоверная служебная нагрузка помножается на неопытность сотрудников, это, безусловно, еще больше усугубляет ситуацию. Причины эти понятны, и для коллекторов они объективны, то есть, сколько бы коллектор не бурчал и охал, повлиять на эти причины он никак не сможет.
Каждый на своем участке должен прилагать максимум усилий и делать то, что он может делать в конкретный временной промежуток в зависимости от сложившихся обстоятельств и условий.
Коллекторское агентство Центр ЮСБ имеет наработанные методики взаимодействия, частью которых готово поделиться.
Первое с чего надо начать (как и в любом другом деле) - это установление контакта с конкретными людьми. Не надо ничего стесняться, надо напроситься на прием к старшему судебному приставу.
Безусловно, к беседе надо придти подготовленным, как минимум, имея на руках цифры: сколько исполнительных производств, и на какую сумму находится на исполнении в данном конкретном отделе. На прием также желательно взять с собой конкретного сотрудника из агентства, который непосредственно будет взаимодействовать с данным территориальным отделом.
В ходе беседы необходимо обозначить совместные цели, имеющиеся проблемы и спрогнозировать развитие ситуации.
В конце беседы в обязательном порядке внести свои конкретные предложения по улучшению взаимодействия. Самое эффективное, когда в территориальном отделе судебных приставов будет также закреплен конкретный сотрудник (напр. заместитель старшего судебного пристава). Откроем маленький секрет. Деятельность судебных приставов-исполнителей оценивается руководством ФССП России по так называемым плановым и прогнозным показателям, одним из которых является отношение исполненных судебных актов к общему количеству оконченных исполнительных производств.
В этом году данный показатель установлен в 72%, то есть из 100 оконченных исполнительных производств фактически должно быть окончено 72 исполнительных производства. Из практики скажем, что данный показатель очень тяжело выполняется всей Россией. Причин тому много и в т.ч. велико количество пустых исполнительных документов, т.е. в отношении должников у которых нет ни денежных средств, ни имущества, и которое вряд ли когда у них появится в обозримом будущем.
Вот в связи с этим территориальный отдел заинтересован в реальном и эффективном взаимодействии с коллекторским агентством, которое лучше всего построить на плановой основе (составляются и реализовываются совместные планы действий).
Коллекторское агентство выгодно отличается от государственных органов по взысканию задолженностей (налоговые органы, пенсионный фонд, фонд социального страхования и.т.д.) тем, что оно не обращается в суд за выдачей судебных приказов абсолютно бездумно и на всех подряд, без какой-либо предварительной проверки и анализа информации.
Так, известны случаи, предъявления вышеуказанными органами исполнительных документов на взыскание 1 руб. и менее. Очевидно, что бумага и конверты (не говоря о стоимости трудовых ресурсов) стоят намного дороже экономического эффекта от полученного взыскания в 1 руб.
Пенсионный фонд постоянно, из года в год, предъявляет исполнительные документы в отношении одних и тех же отсутствующих должников, т.к. отсутствует процедура списания безнадежных долгов. Нередки случаи предъявления органами судебных приказов в отношении людей, которые давно умерли, либо их местонахождение неизвестно.
Кроме того, коллекторское агентство к тому моменту, когда возбуждается исполнительное производство, работало с должником и имеет ценную информацию о должнике и его имуществе, которая позволяет взыскать задолженность намного быстрей, чем в обычных случаях. Совсем недавно в прессе поднялась шумиха о том, что приставы будут арестовывать имущество, которое «записано» на родственников, и некоторые юристы устраивают истерики по этому поводу на пустом месте.
На самом деле эта работа давно велась и ведется в службе судебных приставов. ФССП России лишь проанализировала и систематизировала практику признания сделок недействительными (в частности мнимыми) и осветила эти результаты в прессе.
Ответственно заявляем – конца света не наступит, и ничего по большому счету не изменилось. Единственное изменение - теперь эта работа будет вестись целенаправленно и системно.
Необходимо отметить, что суды в последние годы все смелее и смелее признают сделки мнимыми в ходе судебных разбирательств (в том числе при рассмотрении исков об исключении имущества из описи и освобождении его от ареста).
Также одним из способов повышения эффективности взаимодействия является оказание содействия в исполнении требований исполнительного документа. Судебные приставы-исполнители никогда не отказываются от технической помощи. Это может быть автотранспорт для перевозки имущества, понятые (очень актуально при работе с должниками физическими лицами), предоставление мест для хранения арестованного имущества.
Правовой основой для оказания такого содействия является п.4 ч. 1 ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» (судебный пристав-исполнитель вправе давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах) и ч.2 ст. 12 ФЗ «О судебных приставах» (судебный пристав-исполнитель вправе использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника)
Наиболее частой формой взаимодействия является совместные рейды на участок судебного пристава-исполнителя. Происходит это следующим образом. Сотрудник агентства (как взыскатель) и судебный пристав-исполнитель выходят на участок в целях описи, ареста и изъятия имущества должников. Правовой основой для участия коллектора в таких рейдах, является выданная ему доверенность (как взыскателю). Взыскатель, в соответствии со ст. 50 ФЗ «Об исполнительном производстве» имеет право принимать участие в совершении любых исполнительных действий.
Следует отметить, что арест имущества всегда был и остается самой эффективной мерой воздействия на должника, и поэтому на арест имущества необходимо обращать внимание в первую очередь. Ограничение выезда, штрафы, все это замечательно и эти меры тоже надо использовать, но самой эффективной мерой является арест имущества должника.
Конечно, формы взаимодействия меняются в зависимости от категории взыскиваемых сумм. Если это взыскание долгов ЖКХ, то это один алгоритм, если это взыскание с крупного должника-организации и исполнение находится в межрайонном отделе по особым исполнительным производствам, то это уже другой алгоритм.
В любом случае, на что хотелось бы обратить внимание.
Прежде всего, ваши сотрудники должны быть компетентны в области исполнительного производства в необходимых для работы коллектора объемах. Неплохо, если у вас есть полезная тематическая библиотечка, где есть методические рекомендации, судебная практика. Это позволяет быстро обучать новых сотрудников и что немаловажно, помогать судебному приставу-исполнителю в принятии правильных решений (как писалось выше неопытность один из бичей службы судебных приставов исполнителей).
Также необходимо периодически проводить совместный анализ взаимодействия территориального отдела, устанавливать причины и принимать меры по устранению (уменьшению влияния) причин.
И как можно больше конкретики в своей деятельности, все должно выражаться в конкретных и понятных действиях, производится в установленные сроки конкретными исполнителями.
Только целенаправленная и системная совместная деятельность принесет успех, как судебным приставам-исполнителям, так и коллекторскому агентству. Если все правильно делать, то успех неизбежен, так как писалось уже выше, у коллектора и у судебного пристава-исполнителя одинаковые служебные цели – фактическое исполнение требований исполнительного документа.
1. Источник - официальный сайт ФССП России
2. там же
Комментарии
2+ важным моментом может быть PR-сопровождение деятельности ССП, но это часто не просто поддержка, а скорее освещение работы приставов, которое одновременно служит профилактике медлительности и злоупотреблений