Электронная отчетность: работа над ошибками

Использование в текущей бухгалтерской работе и при общении с налоговиками Интернета и специальных программ уже вошло в привычку. Это удобно и несложно. Но без вопросов и проблем — законодательных, технических и финансовых — не обходится.

Использование в текущей бухгалтерской работе и при общении с налоговиками Интернета и специальных программ уже вошло в привычку. Это удобно и несложно. Но без вопросов и проблем — законодательных, технических и финансовых — не обходится. Мы выяснили, в каком формате сегодня принимают налоговую отчетность в Питере и Ленобласти и где система электронного документооборота пока буксует.

Варианты сдачи отчетности

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета декларации и расчеты (п. 4 ст. 23 НК РФ). Причем могут это делать на бумажном носителе или в электронном виде (п. 3 ст. 80 НК РФ). Некоторые фирмы обязаны представлять налоговую от-четность по ТКС: все крупнейшие налогоплательщики и организации, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год перевалила за 100 человек (п. 3 ст. 80 НК РФ; приказ ФНС России от 29 марта 2007 г. № ММ-3-25/174@). У остальных есть выбор.

Что рекомендуют налоговые органы

ФНС России и региональные налоговые управления предлагают три основные формы сдачи отчетности (кроме обычной бумажной и почты): машиноориентированные бланки; бланки с использованием управляемого и двухмерного штрих-кода; через ТКС. Машиноориентированные бланки изготавливаются типографским способом (в Петербурге этим занимаются три фирмы) и снабжены ячейками для внесения информации. Последние расположены определенным образом для удобства оптического сканирова-ния. Экономично и просто. Единственный недостаток — необходимость распознавать отсканированный текст.

Суть технологии штрих-кодирования заключается в следующем. При печати отчетности, сформированной в бухгалтерской программе, на нее наносится двухмерный штрих-код, отражающий все сведения декларации. На выходе получаем готовый бланк (формат утв. приказом ФНС России от 22 декабря 2003 г. № БГ-3-13/705@), который автоматически считывает компьютер. Техниче-ское обеспечение легко встраиваемое в обычный бухгалтерский софт, налоговые органы распространяют бесплатно.

Третий вариант — передача деклараций и расчетов в инспекцию по ТКС через спецоператора (порядок утв. приказом МНС России от 2 апреля 2002 г. № БГ-3-32/169) — сегодня больше всего пропагандируется и одновременно вызывает некоторые вопросы.

Дискеты и CD не подойдут

Самый простой вариант — запись файла с заполненной в бухпрограмме декларацией или расчетом на дискету, диск или флэшку — не проходит. В Налоговом кодексе РФ (п. 4 ст. 80) сказано, что отчетность может быть представлена лично или через представителя, на-правлена по почте с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. Порядок передачи документов в элек-тронном виде утверждает Минфин России. По мнению его специалистов, единственно возможный электронный вид — ТКС (см. письмо от 10 марта 2009 г. № 03-02-07/1-119). Арбитражной практики по данному вопросу в нашем регионе нет, поэтому эксперты призывают к осторожности.

Александр Леонидович Беленицкий, ЗАО «Аудиторская Компания «БизнесСервисКонтроль»:

«Строго говоря, декларация, записанная на любых магнитных носителях, является электронной. Тем не менее попытки налогопла-тельщиков доказать правомерность сдачи налоговой отчетности на дискетах или дисках, скорее, является юридической казуисти-кой. Дело в том, что такая отчетность, в отличие от переданной по телекоммуникационным каналам связи через спецоператора, не имеет электронной цифровой подписи, как того требует Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ. Впрочем, даже если ее снабдить ЭЦП, налоговый орган подпись не воспримет. А значит, такая отчетность будет квалифицироваться как неподписанная».

Обязанности и ограничения

Для налогоплательщиков

Действующее законодательство обязывает сдавать в электронном виде только налоговые декларации и расчеты. Применительно к бухгалтерской отчетности — это право налогоплательщика (п. 5 ст. 15 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ; письмо Минфина России от 15 января 2008 г. № 03-02-07/1-11). То же касается отчетности во внебюджетные фон-ды. Хотя в принципе такая возможность есть, и бухгалтеру это удобно.

«Подключались к электронной отчетности в обязательном порядке, но и не без желания. Коллеги хвалили данный способ передачи, — говорит Елена Семеновна Щедринская, бухгалтер торговой сети. — Никаких проблем не возникло, все работает как часы. Несмотря на то, что освоение новых программ требует внимания и усидчивости, результат оправдан: меньше описок, формы отчетов обновляются автоматически, не нужно тратить время и нервы на визиты в налоговую. Стоит, конечно, немало, но затраты с лихвой окупаются. Хотим перейти на электронный документооборот с ПФР: как появится свободный день, потрачу его на поход в фонд и оформление документов».

Для инспекторов

Налоговый орган не может не принять декларацию (расчет), представленную по установленной форме (формату). При этом по прось-бе налогоплательщика он обязан поставить на ее копии отметку о принятии и дату (если речь идет о бумажном носителе) либо пере-дать квитанцию о приеме (если документ пришел по ТКС в электронном виде) (п. 4 ст. 80 НК РФ).

Попытки инспекторов отказать в приеме бумажной налоговой отчетности и привлечь налогоплательщиков к ответственности по ста-тье 119 НК РФ (непредставление отчетности) или статье 126 НК РФ (непредставление иных сведений) через суд, как правило, терпят фиаско.

Юлия Валерьевна Сидельникова, начальник юридического управления ЗАО «Петро-Балт-Аудит»:

«По мнению арбитров, статья 119 Налогового кодекса РФ предусматривает меры ответственности за непредставление деклара-ции в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Нарушение порядка и формы ее подачи не образует состава пра-вонарушения (см. постановления ФАС СЗО от 16 февраля 2009 г. по делу № А42-4491/2008 и от 2 февраля 2009 г. по делу № А56-12615/2008). Даже если налогоплательщик обязан сдавать отчетность в электронном виде, а представил бумажную распечатку, суд займет его сторону (см. постановления ФАС СЗО от 27 февраля 2009 г. № А42-4424/2008 и от 22 января 2009 г. по делу № А42-2695/2008). Если декларация или расчет поданы на бумаге, но в установленный срок, ответственность за их непредставление в электронном виде нигде не прописана».

Технические проблемы и решения

Системные требования к компьютерам

Чтобы с компьютера можно было передавать отчетность по ТКС, он должен соответствовать определенным требованиям. Как показал наш мини-опрос, многие руководители и бухгалтеры столкнулись с этой проблемой и были вынуждены в оперативном порядке об-новлять свой «технопарк».

По словам сотрудников компаний — спецоператоров связи, работающих на территории Петербурга и Ленобласти (см. полный список наwww.r78.nalog.ru и www.r47.nalog.ru), минимальный на-бор таков:
операционная система — Windows, версия не ниже 2000;
процессор — от 600 до 2000 МГц (в зависимости от программы и конкретного спецоператора);
оперативная память — 256-512 Мб (в зависимости от программы и конкретного спецоператора);
свободное место на диске — минимум 300 Мб;
программное обеспечение для Интернета — Internet Explorer (у некоторых спецоператоров при необходимости предоставляется бес-платно вместе с программой передачи отчетности).

Отключение электричества

Достижения технического прогресса, безусловно, упрощают жизнь, но полагаться на них полностью не стоит. Свою поучительную историю рассказал Кирилл Валентинович Сердюк, руководитель коммерческой фирмы «Портал»: «Я — сторонник мини-мизации бумажных документов и стараюсь внедрять современные технологии. Поэтому бухгалтерия оперативно и добровольно пере-шла на отчетность по ТКС. Все здорово, за исключением одного. Несмотря на рекламные слоганы о том, что декларацию можно от-править в последнюю минуту, не советую рисковать. Кто знает, что может случиться. У нас, например, как-то неожиданно и надолго выключили свет. Пришлось доказывать налоговикам, что из-за этого мы не смогли вовремя отправить расчет. В итоге заплатили штраф».

Качество связи

Еще одна проблема, с которой сталкиваются пользователи программ при отправке электронной отчетности, — скорость работы Ин-тернета и качество связи. «Мы перешли на ТКС из-за численности персонала. Как и следовало ожидать, первые отправки были не-удачными, — делится Валентина Ивановна Нагайкина, главный бухгалтер торгового предприятия. — На освоение про-граммного обеспечения ушло какое-то время, я часто консультировалась с сотрудниками спецоператора по телефону. И самое главное — у нас модемный Интернет, работает так себе. Часто во время отправки отчета разрывается соединение, и приходится все начинать заново. Так каждый раз. Умоляю начальство заключить договор с нормальным интернет-провайдером. Надеюсь, что тогда смогу в полной мере ощутить все преимущества ТКС».

Здесь можно посоветовать лишь одно — при первой возможности отказываться от обычной модемной связи и выхода в Интернет по карточкам в пользу скоростного доступа (выделенной линии, например). В Петербурге и Ленобласти сейчас работает много провайде-ров, предоставляющих качественные услуги. Почти все в связи с кризисом предлагают организациям и корпоративным клиентам осо-бые условия подключения.

Пока этого нет, стоит запастись терпением и надеждой на удачу. Хороший повод — решение судей ФАС Западно-Сибирского округа от 16 апреля 2009 г. № Ф04-2189/2009. Арбитры решили, что плохое качество связи с налоговой инспекцией во время отправки декла-рации в электронном виде является смягчающим обстоятельством, если налогоплательщик привлекается к ответственности за пропу-щенный срок подачи. В нашем регионе таких прецедентов, увы, нет.

Подтверждение получения/сдачи отчетности

Если налоговая декларация или расчет передаются по ТКС, днем их представления считается день отправки (п. 4 ст. 80 НК РФ). Но мало отправить отчетность, нужно убедиться, что она дошла до адресата. Об этом свидетельствуют три документа:
1. Подтверждение специализированного оператора связи с указанием наименования фирмы, даты и времени отправки до-кументов (файл). Как удалось выяснить у питерских спецоператоров, с момента отправки отчетности до прихода на адрес отправителя соответствующего уведомления проходит от нескольких секунд до 15 минут (в зависимости от технических особенностей программ-ного обеспечения).
2. Квитанция о приеме отчетности в электронном виде (распечатка). Она подтверждает факт доставки в инспекцию документа и высылается на адрес налогоплательщика в течение суток (п. 3 Регламента, утв. приказом МНС России от 2 апреля 2002 г. № БГ-3-32/169).
3. Протокол входного контроля (файл). Если он — отрицательный, файл содержит ошибки, которые необходимо уст-ранить и повторить попытку (приказ ФНС России от 26 марта 2009 г. № ММ-7-6/141@).

При возникновении вопросов по поводу заключения договоров и отправки налоговой отчетности следует обращаться к сотрудникам налогового органа, которые курируют работу с ТКС в инспекции по месту учета (см. на с. 45-46) и к своему спецоператору.

Денежный вопрос

Пожалуй, самая актуальная во время экономического кризиса тема — во сколько обходится представление отчетности через ТКС. Об этом говорили все бухгалтеры и руководители, с которыми мы общались.

Кто-то еще полон оптимизма. «Перешли на сдачу отчетности через Интернет в начале 2008 года, когда спецоператоры проводили ак-ции по льготному подключению,— рассказывает Елизавета Андреевна Федорова, главбух коммерческой фирмы в городе Гатчина Ленобласти. — Мы выбрали оптимальный тариф. Думаю, годовое обслуживание за 2500 руб. — копейки по сравнению с эко-номией времени. В дальнейшем надеюсь и с другими госструктурами наладить дистанционное общение».

Некоторые компании столкнулись с необходимостью регулярно доплачивать за разные услуги. Говорит Надежда Анатольевна Горидзе, директор ООО «МСК Трейд Нева»: «Наша фирма сдает декларации по ТКС добровольно — клюнули на рекламу и на-стойчивые рекомендации налоговиков. Но в итоге все обернулась большими затратами. Например, выяснилось, что бесплатное под-ключение и заявленная стоимость годового обслуживания (около 6000 руб.) — малая часть того, что придется платить. Обновление форм и программного обеспечения, вызов специалиста для установки обновлений, изготовление ЭЦП и прочее — все за отдельную плату. Удобно, конечно, но, учитывая сложную финансовую ситуацию в компании, скорее всего, придется отказаться от этого удо-вольствия».

Многие хотят воспользоваться летними акциями по льготному подключению и продлению договоров. «Наша компания — развиваю-щаяся, и в условиях экономической нестабильности стало трудно выделять деньги на электронный документооборот, — признается Василий Олегович Мазур, директор типографии в городе Сланцы Ленобласти. — Возможно, придется на время от него от-казаться. Хотя спецоператоры тоже вроде оживились и идут навстречу клиентам. Я держу этот вопрос на контроле и, если увижу оп-тимальное по цене и качеству предложение (дешевле нынешнего), обязательно переподключусь».

Чтобы расставить все точки над «i», мы опросили нескольких региональных спецоператоров. Их ценовые предложения разнятся в за-висимости от системы налогообложения и пакета предоставляемых услуг. Для тех, кто платит налоги в обычном режиме, подключе-ние базового программного обеспечения в среднем стоит от 2000 до 3500 руб., годовое обслуживание — 3600-6400 руб. Спецрежим-щикам и индивидуалам установка системы обойдется в 500-1500 руб., сопровождение в течение года — 1000-4000 руб. Клиенты всех операторов могут проконсультироваться со специалистом по телефону бесплатной «горячей линии». А вот его вызов в случае форс-мажора придется оплачивать отдельно. За это берут от 1200 до 2400 руб., в том числе в зависимости от адреса (Ленобласть из-за транспортных расходов стоит дороже).

Приведенные расценки — текущие. Уже сейчас проводятся или планируются акции по льготному подключению и антикризисные скидки. Можно неплохо сэкономить.

УЧЕТ РАСХОДОВ НА ТКС*

Бухучет

Обычно, покупая специализированное программное обеспечение (ПО), компания получает неисключительное право пользования. То есть ПО не может быть отнесено к нематериальным активам (п. 3 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»). Расходы, связанные с его приобретением, признаются расходами будущих периодов. Их следует учитывать на счете 97 и списывать постепенно, в течение срока использования программы (пп. 18 и 19 ПБУ 10/99 «Расходы организации»; п. 65 Положения по ведению бухучета и бухгалтер-ской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

Налоговый учет

Если в договоре купли-продажи установлен срок использования ПО, затраты на его покупку надо включать в состав расходов в целях налогообложения прибыли равномерно в течение данного срока (подп. 26 п. 1 ст. 264 и п. 1 ст. 272 НК РФ; см также письмо Минфина России от 7 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/727).

Если договор не устанавливает срок, организация может распределять расходы самостоятельно. Для этого период, в течение которого будут распределены затраты, фиксируется в учетной политике. Минфин России рекомендует предусмотреть «разумный срок для спи-сания стоимости программы» (см. письмо от 21 февраля 2007 г. № 03-03-06/2/37).

Покупая программу, организация вправе принять к вычету «входной» НДС — если он предъявлен поставщиком, и сама орга-низация выполняет все условия для заявления вычета.

Расходы в виде абонентской платы, перечисляемой на счет оператора за право сдавать отчетность в электронном виде че-рез Интернет, могут быть учтены в составе расходов на почтовые, телефонные, телеграфные и иные подобные услуги; расходы на оплату услуг связи (подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ).

ПРИМЕР:

ООО «Строитель» подключилось к комплексу «Отчетность» — системе обмена электронными документами для представления нало-говой и иной отчетности в электронном виде. Договор заключен на один год. Согласно акту выполненных работ ООО «Центр» уста-навливает и настраивает комплекс за 4200 руб. (без НДС). Ежемесячная абонентская плата — 100 руб. (без НДС).

В бухгалтерском учете ООО «Строитель» выполняются проводки:
Д97 К60 — 4200 руб. — отражена установка и настройка комплекса;
ежемесячно в течение года:
Д26 К97 — 350 руб. (4200 руб./12 мес.) — списаны расходы на установку и настройку комплекса;
Д26 К60 — 100 руб. — отражена абонентская плата.

В налоговом учете необходимо ежемесячно в течение года отражать следующие расходы:
350 руб. — установка и настройка комплекса — прочие расходы (подп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ);
100 руб. — абонентская плата — прочие расходы (подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ).

*Подготовила руководитель Отдела аудита и финансов ЗАО «Объединенная Консалтинговая Группа» Елена Николаевна Дубинянская.

Начать дискуссию

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.

УСН

Работать на УСН по-простому больше не получится: будут счета-фактуры, книга продаж, декларация НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Интересные материалы

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

Если сотрудник в командировке работает в нормальном режиме, оплата рассчитывается по его среднему заработку. Но он может работать в выходные, сверхурочно и в ночное время. Разбираем, как оплачивать сверхнормативное время командированного сотрудника.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные