Вывод капитала из России – не новая, но по-прежнему «больная» тема. Причем, если на вопрос: «Что делать?» - искать ответы задача неблагодарная, то, вот на исконно русское: «Кто виноват?» - постоянно находят новых кандидатов.
«На сегодня очевиден рост объемов вывода капиталов из России с использованием каналов оффшорного транзита, то есть вывода финансовых средств из России на счета оффшорных компаний, открытых в кредитных организациях третьих стран. Основные каналы оффшорного транзита при этом проходят через банки прибалтийских государств: с начала 2009 через них из России было перекачано в оффшоры более 295 млрд. рублей», – сообщил в этот понедельник Росфинмониторинг.
На основании каких данных наше фискальное ведомство сделало подобные оценки – не сообщается. Остается лишь предположить, что, очевидно, «за базу» для отчета Росфинмониторинг принимал все транзакции из России в банки Прибалтийских государств, получателями по которым значились «оффшорные компании» (а «оффшорами» наши чиновники предпочитают считать практически все государства, где ставки по налогам ниже, чем в России – взять, хоть Швейцарию, Кипр, туже Прибалтику и т.д.). И с начала года таких транзакций накопилось на 295 млрд. рублей.
Но, как справедливо отмечается в том же отчете, Прибалтийские банки – лишь «транзитный пункт»! Другими словами, «отправной точкой» капитала являлись вообще-то вполне российские банки!!! И, само собой разумеется, что, если бы они «не выпустили» капиталы из России, то оффшорным получателям в Прибалтике пришлось бы только развести руками!!!
Для того, чтобы оценить этот тезис рассмотрим, а какие именно банки России наиболее увлечены «выводом средств за границу», путем, например, банального кредитования нерезидентов?
И окажется, что это – вполне себе респектабельные банки, причем, всего лишь 6-ть из которых, по состоянию на июнь «вывели» около 5-ти триллионов рублей!!!
А именно: Газпромбанк (1,386 трлн. рублей), ВТБ (1,12 трлн. рублей), Ситибанк (809,9 млрд. рублей), Райффайзенбанк (696,7 млрд. рублей), ИНГ банк ЕвразияЕвразия (469,8 млрд. рублей) и Юникредит банк (343,4 млрд. рублей).
И какой тогда напрашивается вывод? Неужели, основной канал вывода денег из России – банки США и Европы?! С одной стороны, и такой тезис, очевидно, уж совсем фантастическим считать нельзя (одно только дело BoNY чего стоит!). С другой, может все-таки попытаться понять, а ПОЧЕМУ капитал уходит из России? И может быть, помимо банальных – «украл деньги в России и вывел их за границу», появится еще и иные мотивы?
Например, связанные с тем, что в иностранных банках капиталы чувствуют себя все-таки намного спокойнее. Ведь, абсолютно во всех государствах Европы и Америки, гарантии государства на остатки по счетам компаний, ровно такие же, как и по счетам физических лиц. И, в среднем, они составляют порядка 100 тысяч евро (в США – 250 тысяч долларов), а, например, в Дании, Германии, Ирландии, Словении, Словакии, Венгрии и Австрии – и вовсе, без ограничений!
Или потому, что элементарно «получить кредит» в заграничном банке все-таки проще и реальнее, чем в российском. И, о запредельной ставке в 20-30 процентов годовых по кредиту, «Там» не заикнется ни один, даже самый жадный, банкир.
Или потому, что полученный кредит в Россию выгоднее «завести» именно от компании-нерезидента и, тем самым, легитимно относить на расходы целых 22% годовых в валюте, тем самым значительно снижая высокий налог на прибыль.
Или потому, что информация о состоянии счета и движениях по нему, элементарно не будет продаваться в переходах метро, на дисках за 3 тысячи рублей.
Или потому, что на составление налоговой и финансовой отчетности «там» тратят пару дней в квартал, а то и вовсе – 20-ть минут в год (на Мальдивах), против нашего, как минимум одного бухгалтера в штате, который ВСЕГДА этим занят.
Или потому, что о «рейдерах» иностранцы знают разве что из сказок, да из наших газет, а в России с ними «познакомились» уже почти 100 тысяч предпринимателей.
Или потому, что «там» милиционеры/пожарники/чиновники не столь частые гости у бизнесмена, как «здесь».
Да и много еще почему…Наверное, важнее другое. Главное – понять, что капитал «вернется» тогда, когда ему здесь хотя бы будут рады.
Начать дискуссию