Чтобы предоставить клиенту услуги по перелету (в составе турпродукта или отдельно), турфирма должна заключить соответствующий договор с перевозчиком. При продаже авиабилетов это посреднический договор, при чартерных перелетах – договор фрахта.
Сертификация услуг
В статье 8 Воздушного кодекса РФ содержится исчерпывающий перечень организаций и услуг, которые подлежат обязательной сертификации. Турфирмы, реализующие авиабилеты и места на чартер, в этот перечень не входят, поэтому осуществлять сертификацию услуг им не нужно. Тем не менее крупные туроператоры проходят такую сертификацию на добровольной основе в Центре сертификации воздушных перевозок (ЦС ВП).
АВИАБИЛЕТЫ
Обычно турфирмы продают авиабилеты, заключая с компаниями посреднические договоры. По таким договорам турфирмы обязуются оформить и продать билеты по требованиям и правилам, которые устанавливает перевозчик. За свои услуги турфирма получает от авиакомпании вознаграждение, которое и является ее выручкой.
Именно с него турфирма будет платить налоги (на прибыль и НДС).
При этом по правилам одних авиакомпаний вознаграждение посредника входит в стоимость авиаперелета, которая указывается на бланке билета, а по правилам других компаний такое вознаграждение оформляется на специальных бланках (квитанции разных сборов), которые выпускает сам перевозчик. Данные квитанции, так же как и авиабилеты, являются бланками строгой отчетности.
ПРИМЕР
Турфирма ЗАО «Зевс» продает клиентам авиабилеты по агентскому договору, заключенному с авиакомпанией. В июле турфирма продала 5 билетов на рейс Москва – Сочи, цена каждого билета – 9500 руб. Вознаграждение турфирмы составляет 10 процентов от стоимости проданных билетов.
В учете ЗАО «Зевс» бухгалтер сделает следующие проводки:
ДЕБЕТ 006
– 47 500 руб. (9500 руб. × 5 шт.) – получены бланки билетов по посредническому договору (учет авиабилетов ведется по их стоимости и количеству);
ДЕБЕТ 50 (51) КРЕДИТ 62
– 47 500 руб. – получена оплата за авиабилеты от клиентов;
КРЕДИТ 006
– 47 500 руб. – списаны бланки реализованных авиабилетов;
ДЕБЕТ 62
КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с авиакомпанией»
– 47 500 руб. – отражена задолженность по реализованным авиабилетам перед перевозчиком;
ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с авиакомпанией»
КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 4750 руб. (47 500 руб. × 10%) – начислено вознаграждение за реализацию авиабилетов (согласно условиям агентского договора);
ДЕБЕТ 90 субсчет «Налог на добавленную стоимость»
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 724,58 руб. (4750 руб. × 18% : 118%) – начислен НДС с агентского вознаграждения;
ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с авиакомпанией»
КРЕДИТ 51
– 42 750 руб. (47 500 – 4750) – перечислена авиакомпании задолженность за реализованные билеты (за вычетом агентского вознаграждения).
МЕСТА В ЧАРТЕРЕ
В соответствии со статьей 787 Гражданского кодекса РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Определение договора фрахта (чартера) воздушного судна приведено в статье 104 Воздушного кодекса РФ.
Договор фрахтования воздушного судна (чартера) турфирма может заключить как с авиакомпанией, так и с посреднической организацией, которая предоставляет места в самолете по договору субфрахта.
В договоре фрахтования воздушного судна (воздушном чартере) указывают гарантированную оплату за каждый рейс независимо от его заполняемости. Также в договор можно включить условие о расчетной стоимости одного места в каждом классе.
При заключении чартерного договора с авиаперевозчиком (посредником) турфирма оплачивает весь блок мест на рейс, независимо от того, все ли их удастся реализовать.
Исключением являются договоры на так называемые мягкие блоки мест, когда турфирма может уменьшать квоту выделенных мест. Но такие договоры встречаются довольно редко, поскольку налоговые органы трактуют их не как фрахт, а как договор купли-продажи. А он невыгоден турфирме.
Дело в том, что международные перевозки облагаются НДС по ставке 0 процентов (подп. 4 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ). Но чтобы подтвердить право на такую ставку, в налоговую инспекцию нужно представить следующие документы (п. 6 ст. 165 Налогового кодекса РФ):
1) выписку банка (ее копию), подтверждающую фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за оказанные услуги на счет российского налогоплательщика в российском банке;
2) реестр единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения.
При этом налоговики считают, что подтвердить правомерность использования нулевой ставки может только сам перевозчик. Эту точку зрения разделяют и арбитры в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 6 мая 2004 г. № Ф03-А24/04-2/727.
Однако если придерживаться этой позиции, то получается, что турфирма, купившая у перевозчика чартер (блок-чартер), при дальнейшей реализации билетов туристам должна начислять НДС по ставке 18 процентов. При этом в документах, полученных от авиаперевозчика, будет указана ставка НДС 0 процентов и турфирме нечего будет зачесть из бюджета.
Плата турфирмы за обслуживание рейса
В некоторых случаях туроператор по договору с перевозчиком частично оплачивает обслуживание авиарейса сторонними фирмами. В этом случае в договоре между турфирмой и перевозчиком нужно прописать, что обеспечение всех условий перевозки, в том числе и обслуживание воздушного судна в аэропорту назначения, осуществляет сам перевозчик, а турфирма производит только оплату услуг по его поручению.
Более того, в договоре необходимо прописать, каким компаниям и по каким реквизитам, а также в какой валюте турфирма должна производить оплату. При этом на счетах, выставляемых обслуживающими фирмами, должно быть указано, что заказчиком услуг является авиакомпания, а плательщиком – турфирма.
Начать дискуссию