УСН

В максимальный доход "упрощенца" включается и выручка от "вмененки"

Финансовое ведомство выпустило письмо № 03-03-02-04/1/43. В нем чиновники разъяснили, что организация, совмещающая "упрощенку" и ЕНВД, должна перейти на общий режим, если сумма доходов от всех видов деятельности превышает 15 000 000 руб.

Финансовое ведомство выпустило письмо № 03-03-02-04/1/43. В нем чиновники разъяснили, что организация, совмещающая "упрощенку" и ЕНВД, должна перейти на общий режим, если сумма доходов от всех видов деятельности превышает 15 000 000 руб.

Напомним, что в соответствии с пунктом 4 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ фирма может одновременно платить ЕНВД и применять "упрощенку". При этом предприятие вправе работать по упрощенной системе, только если его доходы за налоговый период не превышают 15 000 000 руб. На это прямо указывает пункт 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ. Если же данный лимит превышен, то организация должна перейти на общий режим налогообложения.

Однако Налоговый кодекс РФ не уточняет, какие доходы нужно учитывать, чтобы определить, теряет фирма право на "упрощенку" или нет. Зато этот нюанс разъяснил Минфин России. И вывод финансового ведомства неутешителен: принимать во внимание надо не только доходы от "упрощенки", но и выручку от деятельности, переведенной на ЕНВД. Причем минфиновцы придерживаются данной позиции уже давно. Аргумент здесь такой: на упрощенную систему переводится вся организация в целом, а потому и выручку надо брать от всех видов деятельности.

А вот у налоговиков на этот счет сложилось противоположное мнение. Примером тому может служить недавнее письмо МНС России от 10 сентября 2004 г. № 22-1-15/1522. В нем налоговики указали, что выручка, полученная от "вмененной" деятельности, к доходам от "упрощенки" отношения не имеет. Поэтому, считает налоговая служба, суммы, вырученные на "вмененке", не влияют на право организации применять упрощенную систему.

Как же поступать налогоплательщикам? В данном случае более выгодна позиция налоговой службы. Но сможет ли фирма апеллировать к их разъяснению в суде, чтобы снять с себя ответственность на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса РФ, ведь со 2 августа 2004 года право толковать Налоговый кодекс передано Минфину России?

Ответ на этот вопрос очень спорный, даже в финансовом ведомстве по этому поводу разные специалисты имеют различные мнения. Так, начальник отдела координации и контроля деятельности ФНС России, анализа и общих вопросов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Сергей Викторович Разгулин считает, что со 2 августа письма налоговой службы от ответственности не освобождают (см. стр. 6). А вот заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Александр Игоревич Иванеев придерживается противоположного мнения: он считает, что письма налоговиков фирмы также могут приводить в обоснование своей невиновности. Однако одновременно он добавил: если мнение налоговой службы расходится с мнением финансового ведомства, то приоритетным является позиция Минфина.

Поэтому, на наш взгляд, в такой ситуации фирме будет очень сложно доказать свою невиновность с помощью письма МНС России.

Письмо Минфина России от 4 ноября 2004 г. № 03-03-02-04/1/43

 

Начать дискуссию