Нужен ли школе Закон Божий?

Помимо статьи 43, непосредственно устанавливающей «право на образование», Конституция РФ содержит еще одну важнейшую для развития законодательства об образовании норму - о гарантиях каждому свободы преподавания (ст. 44).
Нужен ли школе Закон Божий?
На фото Юрий Дмитриев

Помимо статьи 43, непосредственно устанавливающей «право на образование», Конституция РФ содержит еще одну важнейшую для развития законодательства об образовании норму - о гарантиях каждому свободы преподавания (ст.  44).

Нельзя не согласиться с И. Конюховой, это право включает в себя «относительную свободу выбора и использования методик обучения и воспитания,  учебных пособий и материалов,  учебников,  методов  оценки знаний обучающихся. Эта свобода, однако, не абсолютна»1.

Речь идет об ограничениях  допуска к педагогической деятельности для лиц, имеющих не снятую или непогашенную судимость и которым она запрещена приговором суда по медицинским показателям (ст. 53 ч. 2 Закона об образовании),  а также для лиц, которым решением суда запрещена работа в образовательном учреждении (ст.56 ч. 2 того же Закона). Пожалуй, наибольшую свободу преподавания дает семейное образование. Ст. 18 Закона об образовании гласит: «Родители являются первыми педагогами». На мой взгляд, именно этот этап (дошкольного  образования) дает наибольшую возможность для свободы творчества в области образования.

Вместе с  тем  вызывает  возражение  инициатива Президента России Д. Медведева о введении в школах нового предмета – основ религиозной  культуры  и светской этики. Об этом стало известно 21 июля 2009 г.  на встрече Президента России с представителями православной Церкви,  различных течений мусульманства, иудаизма и ламаизма,  а также основных чиновников Администрации и Правительства, которые по должности должны будут курировать проведение эксперимента по  введению  в  средних  школах  18-ти субъектов Федерации нового предмета (конкретный перечень субъектов Федерации на момент встречи не был определен).

Справедливости ради следует отметить, что подобная встреча не стала неожиданностью. Религиозные деятели, особенно иерархи Русской православной церкви, давно уже пытались пробить себе дорогу в школу,  но до недавнего времени  дальше  консультативных встреч с Министром науки и образования А. Фурсенко и договоров с отдельными образовательными учреждениями дело не шло. Теперь же эта работа поставлена на государственную основу.

Причина здесь очевидна:  Церковь,  особенно с приходом  на патриарший престол  митрополита  Кирилла, все  больше  и больше стремится вмешиваться в политическую жизнь общества, преследуя корыстную цель увеличения  числа  прихожан, что автоматически увеличивает ее доходы (официально не учитываемые и не контролируемые государством, и не  облагаемые налогом),  а государство ищет в церкви идеологическую опору в условиях кризиса  духовности, вызванного отказом от марксистско-ленинской идеологии.

Однако ситуация эта гораздо сложнее. Как известно,  Российская Федерация – светское государство. Таких государств  в  мире  не много, в Европе кроме нас – только Франция. И такой тип государства сложился исторически. Русская православная церковь с момента ее образования в IX веке в России была политическим институтом, главной опорой трона и монархии. Даже население многонациональной страны делилось не на нации и народности, а на православных и иноверцев, что создавало правовые и идеологические механизмы для угнетения и дискриминации последних. Так было до февраля 1917 г. – свержения монархии  и провозглашения республики. После победы октябрьской революции большевики  осознавали  реальную  опасность реставрации монархии, опорой для которой внутри страны являлось православное духовенство, в большинстве своем негативно воспринявшее новую власть. Тогда и последовал знаменитый Декрет от 23 января 1918 г.  «Об отделении церкви от государства и школы  от Церкви»2 , подписанный В. Лениным. Формально этот декрет никто не отменял и основные его идеи легли в основу не подлежащих  изменениям  ст.13 и 28 Конституции страны и Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях»3.

Теперь вернемся к содержанию инициативы Президента. Она не в полной мере отвечает чаяниям руководства Православной церкви и, видимо, представителей иных конфессий. По мысли Патриарха в школе должен  преподаваться Закон Божий, причем делать это предстояло священнослужителям соответствующего прихода, дабы обеспечить приобщение ребенка к пастве, что называется, «по месту жительства». Видимо, в форме проповедей,  которые по воскресеньям ведет Патриарх на центральном телевидении. А министр образования  предложил введение новой школьной дисциплины «Духовно-нравственное воспитание», которая включала бы три  варианта изложения материала: основы одной религии на выбор; в целом история и культура основных мировых религий; основы этики (видимо, для  учеников,  придерживающихся материалистических убеждений). Преподавание этой дисциплины  предлагается  вести  в  последней четверти  4-го и первой четверти 5-го класса,  причем светскими учителями 4.

Автор отнюдь не против того,  чтобы дать ученикам дополнительные знания. Однако, во-первых, все перечисленное уже входит в объем школьной программы по истории, литературе, обществознанию и другим предметам  гуманитарного цикла. Во-вторых, если увязывать его с преподаванием  религии,  то, судя  по составу участников совещания при Президенте,  из  всего  многочисленного набора конфессиий  нашей страны выпали такие вероучения, как католицизм,  лютеранство,  различные виды язычества, традиционные для народов Крайнего севера и Дальнего Востока, старообрядчество и некоторые другие. Это не только оставляет часть верующего населения без адекватного удовлетворения его духовных запросов, но и противоречит содержанию преамбулы упомянутого Закона о свободе совести, в которой говорится об уважении христианства (а не только православия) и других религий. В-третьих,  предмет вводится как обязательный с выставлением оценок. Таким образом, светские учителя должны будут выставлять ученикам оценки за удовлетворительную, хорошую или отличную веру в Бога. Вряд ли подобный абсурд понравится представителям российских конфессий.  И, наконец, самое главное:  подобная конструкция прямо противоречит ст. 28 Конституции России,  которой гарантируется свобода совести,  то есть личное, индивидуальное право человека ответить на вопрос о существовании Бога, о свободе иметь и выбирать религиозные и иные убеждения, исповедовать индивидуально любую религию и действовать в соответствии с ней.

У нас при проведении очередной реформы принято ссылаться на зарубежный опыт. И в рассматриваемом вопросе нам ближе всего ФРГ. При этом напомним, что это не светское, а клерикальное государство (то есть с доминированием одной веры, но не запрещающее иные взгляды). Основной закон этой страны, недавно отметившей 60-ю годовщину его принятия,  достоин того, чтобы быть процитированным: «Преподавание религии в государственных  школах, за исключением неконфессиональных,  обязательно. Без ущерба для права надзора со стороны  государства  религиозное обучение проводится в соответствии с принципами религиозных общин. Ни один учитель не может быть обязан  против  своей  воли преподавать религию» (ст. 7 ч. 3) 5.  Налицо  принципиально иной  уважительный  подход  к религиозным чувствам обучаемого и учителя и к свободе преподавания. Что же касается светского государства в лице Франции, то для примера последовательности государства в соблюдении Конституции достаточно напомнить недавний запрет ношения хиджаба в публичных местах и учебных заведениях.

В завершение еще два соображения.  Очевидно, государство в мучительных попытках найти новую идеологическую опору в своей деятельности в условиях кризиса пошло по наиболее простому пути – опереться на Церковь в поисках духовно-нравственных начал общественного развития. Но если говорить о ведущей конфессии – Русской православной церкви, то вряд ли ей  под  силу  решение этой задачи. Еще с XVIII века она является частью государственной системы, политической организацией, освящающей все действия власти, довольно костной структурой, пересказывающей библейские истины на малопонятном современному человеку  языке.  Вряд  ли она может выступать в виде носителя культурно-исторических традиций русского, да и других народов России. Скорее в этих целях необходимо обратиться к общемировым ценностям: изучению прав человека, зарубежному (за отсутствием отечественного)  опыту их защиты, к воспитанию в детях гражданского материалистического правосознания,  умения бороться  за  свое  внутреннее  «я», адекватному восприятию окружающего их мира. И если брать основные институты гражданского общества как основу просвещения подрастающего  поколения, почему выбор пал именно на Церковь? Не учить ли детей современному партийному строительству, более углубленному освоению экономических знаний,  информатики,  иностранным языкам?

Второе соображение касается сроков:  предполагается начать эксперимент весной следующего года, то есть 1 апреля 2010 года. Иными словами,  учитывая  начало  учебного года и теоретическую готовность Министерства образования и науки  начать  подготовку учителей с 1 сентября 2009 г., через 7 месяцев. Это очень напоминает очередную «кампанейщину». Может быть, названные  министром затраты в  40  миллионов  рублей  можно  использовать с большей пользой для образования? К сожалению, эта инициатива Президента  была подвергнута лишь незначительной критике 6 и, видимо, будет вскоре реализована.

И в заключение, религиозная принадлежность в известной степени указывает на национальную принадлежность человека. Ст. 26 Конституции  России  устанавливает право человека не определять и не указывать свою  национальную  принадлежность.  Однако предложенная Президентом  реформа нарушает и эту статью Конституции: человека с раннего возраста (9-10 лет) с помощью нового предмета обязательного школьного образования  предполагается приучать к национальной розни и  дискриминации.  К  чему  тогда призывы к борьбе с ксенофобией и развития межнациональной толерантности?  Как в «экспериментальных» субъектах Федерации будет решаться эта проблема?

 Разумеется, к формированию и развитию законодательства об образовании  относится гораздо большее количество конституционных норм. Однако и этот небольшой экскурс показал неоднозначность развития положений Конституции в текущем законодательстве, а особенно в практике его реализации.

1. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий/Отв. ред. Ю.А. Дмитриев. С. 208-209.

2. СУ РСФСР. 1918. N 18. Ст. 263.

3. Собрание законодательства Российской Федерации.  1997. N 39. Ст. 4465.

4. Кузьмин В., Лахутина К. Верой и правом//Российская газета. 2009. 22 июля. N 133(4957). С. 2.

5. Конституции государств Европы/Под ред.  Л.Л. Окунькова. М., Норма, 2001. Т. 1. С. 581.

6. См., напр., Билевская Э., Мельников А. Духовный эксперимент с непредсказуемым результатом//Независимая газета. 2009. 22 июля. N 149(4779).

Как вы считаете, должны ли появиться священники в школе и в армии?

Проголосовали 96 человек

Комментарии

32
  • Зеленая Фея
    Согласна с автором и с первым мнением - что ни убавить, ни прибавить тут нечего. а тому кто ссылается на поверхностность суждений - ну подайте пожалста свои глубокие возражения в студию.с интересом ознакомимся.
    к сожалению, зажравшиеся (уж простите за резкость, но из песни слов не выкинешь - зажравшиеся) представители РПЦ в последнее время все больше лезут туда, где им не место. а еще думаю нужно вспомнить, как церковь в недавнее время замарала себя скандалами с педофильством в их рядах...захотят ли родители доверить своих детей ТАКИМ "преподавателям"?
  • Над. К
     Ну, про ведьм Вы точно загнули. Или плохо знаете нашу историю.
    Насчет педофилии не скажу, свечку не держала. Но за всех православных священников, как Вы, не поручилась бы.  Вот ходоков на сторону,  от семьи, среди батюшек встречала лично. Люди, знаете ли, грешны ;)
  • Над. К
    А слабо историю государства средних веков почитать? Или Вы будете рассказывать, что это все атеисты придумали или враги православия? Типа все христанские церкви в средние веки ведьм жгли, а только наша православная была передовая и ведьм не искала?
    Вы еще скажите, что при крещении Руси христиане никого и пальцем не тронули :)
    А вообще с Вами спорить глупо. Спорить с человеком, глубоко верующим, не интересно. Не Вы меня не переубедите, ни я Вас.
Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

Интересные материалы

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция