Нужен ли школе Закон Божий?

Помимо статьи 43, непосредственно устанавливающей «право на образование», Конституция РФ содержит еще одну важнейшую для развития законодательства об образовании норму - о гарантиях каждому свободы преподавания (ст. 44).
Нужен ли школе Закон Божий?
На фото Юрий Дмитриев

Помимо статьи 43, непосредственно устанавливающей «право на образование», Конституция РФ содержит еще одну важнейшую для развития законодательства об образовании норму - о гарантиях каждому свободы преподавания (ст.  44).

Нельзя не согласиться с И. Конюховой, это право включает в себя «относительную свободу выбора и использования методик обучения и воспитания,  учебных пособий и материалов,  учебников,  методов  оценки знаний обучающихся. Эта свобода, однако, не абсолютна»1.

Речь идет об ограничениях  допуска к педагогической деятельности для лиц, имеющих не снятую или непогашенную судимость и которым она запрещена приговором суда по медицинским показателям (ст. 53 ч. 2 Закона об образовании),  а также для лиц, которым решением суда запрещена работа в образовательном учреждении (ст.56 ч. 2 того же Закона). Пожалуй, наибольшую свободу преподавания дает семейное образование. Ст. 18 Закона об образовании гласит: «Родители являются первыми педагогами». На мой взгляд, именно этот этап (дошкольного  образования) дает наибольшую возможность для свободы творчества в области образования.

Вместе с  тем  вызывает  возражение  инициатива Президента России Д. Медведева о введении в школах нового предмета – основ религиозной  культуры  и светской этики. Об этом стало известно 21 июля 2009 г.  на встрече Президента России с представителями православной Церкви,  различных течений мусульманства, иудаизма и ламаизма,  а также основных чиновников Администрации и Правительства, которые по должности должны будут курировать проведение эксперимента по  введению  в  средних  школах  18-ти субъектов Федерации нового предмета (конкретный перечень субъектов Федерации на момент встречи не был определен).

Справедливости ради следует отметить, что подобная встреча не стала неожиданностью. Религиозные деятели, особенно иерархи Русской православной церкви, давно уже пытались пробить себе дорогу в школу,  но до недавнего времени  дальше  консультативных встреч с Министром науки и образования А. Фурсенко и договоров с отдельными образовательными учреждениями дело не шло. Теперь же эта работа поставлена на государственную основу.

Причина здесь очевидна:  Церковь,  особенно с приходом  на патриарший престол  митрополита  Кирилла, все  больше  и больше стремится вмешиваться в политическую жизнь общества, преследуя корыстную цель увеличения  числа  прихожан, что автоматически увеличивает ее доходы (официально не учитываемые и не контролируемые государством, и не  облагаемые налогом),  а государство ищет в церкви идеологическую опору в условиях кризиса  духовности, вызванного отказом от марксистско-ленинской идеологии.

Однако ситуация эта гораздо сложнее. Как известно,  Российская Федерация – светское государство. Таких государств  в  мире  не много, в Европе кроме нас – только Франция. И такой тип государства сложился исторически. Русская православная церковь с момента ее образования в IX веке в России была политическим институтом, главной опорой трона и монархии. Даже население многонациональной страны делилось не на нации и народности, а на православных и иноверцев, что создавало правовые и идеологические механизмы для угнетения и дискриминации последних. Так было до февраля 1917 г. – свержения монархии  и провозглашения республики. После победы октябрьской революции большевики  осознавали  реальную  опасность реставрации монархии, опорой для которой внутри страны являлось православное духовенство, в большинстве своем негативно воспринявшее новую власть. Тогда и последовал знаменитый Декрет от 23 января 1918 г.  «Об отделении церкви от государства и школы  от Церкви»2 , подписанный В. Лениным. Формально этот декрет никто не отменял и основные его идеи легли в основу не подлежащих  изменениям  ст.13 и 28 Конституции страны и Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях»3.

Теперь вернемся к содержанию инициативы Президента. Она не в полной мере отвечает чаяниям руководства Православной церкви и, видимо, представителей иных конфессий. По мысли Патриарха в школе должен  преподаваться Закон Божий, причем делать это предстояло священнослужителям соответствующего прихода, дабы обеспечить приобщение ребенка к пастве, что называется, «по месту жительства». Видимо, в форме проповедей,  которые по воскресеньям ведет Патриарх на центральном телевидении. А министр образования  предложил введение новой школьной дисциплины «Духовно-нравственное воспитание», которая включала бы три  варианта изложения материала: основы одной религии на выбор; в целом история и культура основных мировых религий; основы этики (видимо, для  учеников,  придерживающихся материалистических убеждений). Преподавание этой дисциплины  предлагается  вести  в  последней четверти  4-го и первой четверти 5-го класса,  причем светскими учителями 4.

Автор отнюдь не против того,  чтобы дать ученикам дополнительные знания. Однако, во-первых, все перечисленное уже входит в объем школьной программы по истории, литературе, обществознанию и другим предметам  гуманитарного цикла. Во-вторых, если увязывать его с преподаванием  религии,  то, судя  по составу участников совещания при Президенте,  из  всего  многочисленного набора конфессиий  нашей страны выпали такие вероучения, как католицизм,  лютеранство,  различные виды язычества, традиционные для народов Крайнего севера и Дальнего Востока, старообрядчество и некоторые другие. Это не только оставляет часть верующего населения без адекватного удовлетворения его духовных запросов, но и противоречит содержанию преамбулы упомянутого Закона о свободе совести, в которой говорится об уважении христианства (а не только православия) и других религий. В-третьих,  предмет вводится как обязательный с выставлением оценок. Таким образом, светские учителя должны будут выставлять ученикам оценки за удовлетворительную, хорошую или отличную веру в Бога. Вряд ли подобный абсурд понравится представителям российских конфессий.  И, наконец, самое главное:  подобная конструкция прямо противоречит ст. 28 Конституции России,  которой гарантируется свобода совести,  то есть личное, индивидуальное право человека ответить на вопрос о существовании Бога, о свободе иметь и выбирать религиозные и иные убеждения, исповедовать индивидуально любую религию и действовать в соответствии с ней.

У нас при проведении очередной реформы принято ссылаться на зарубежный опыт. И в рассматриваемом вопросе нам ближе всего ФРГ. При этом напомним, что это не светское, а клерикальное государство (то есть с доминированием одной веры, но не запрещающее иные взгляды). Основной закон этой страны, недавно отметившей 60-ю годовщину его принятия,  достоин того, чтобы быть процитированным: «Преподавание религии в государственных  школах, за исключением неконфессиональных,  обязательно. Без ущерба для права надзора со стороны  государства  религиозное обучение проводится в соответствии с принципами религиозных общин. Ни один учитель не может быть обязан  против  своей  воли преподавать религию» (ст. 7 ч. 3) 5.  Налицо  принципиально иной  уважительный  подход  к религиозным чувствам обучаемого и учителя и к свободе преподавания. Что же касается светского государства в лице Франции, то для примера последовательности государства в соблюдении Конституции достаточно напомнить недавний запрет ношения хиджаба в публичных местах и учебных заведениях.

В завершение еще два соображения.  Очевидно, государство в мучительных попытках найти новую идеологическую опору в своей деятельности в условиях кризиса пошло по наиболее простому пути – опереться на Церковь в поисках духовно-нравственных начал общественного развития. Но если говорить о ведущей конфессии – Русской православной церкви, то вряд ли ей  под  силу  решение этой задачи. Еще с XVIII века она является частью государственной системы, политической организацией, освящающей все действия власти, довольно костной структурой, пересказывающей библейские истины на малопонятном современному человеку  языке.  Вряд  ли она может выступать в виде носителя культурно-исторических традиций русского, да и других народов России. Скорее в этих целях необходимо обратиться к общемировым ценностям: изучению прав человека, зарубежному (за отсутствием отечественного)  опыту их защиты, к воспитанию в детях гражданского материалистического правосознания,  умения бороться  за  свое  внутреннее  «я», адекватному восприятию окружающего их мира. И если брать основные институты гражданского общества как основу просвещения подрастающего  поколения, почему выбор пал именно на Церковь? Не учить ли детей современному партийному строительству, более углубленному освоению экономических знаний,  информатики,  иностранным языкам?

Второе соображение касается сроков:  предполагается начать эксперимент весной следующего года, то есть 1 апреля 2010 года. Иными словами,  учитывая  начало  учебного года и теоретическую готовность Министерства образования и науки  начать  подготовку учителей с 1 сентября 2009 г., через 7 месяцев. Это очень напоминает очередную «кампанейщину». Может быть, названные  министром затраты в  40  миллионов  рублей  можно  использовать с большей пользой для образования? К сожалению, эта инициатива Президента  была подвергнута лишь незначительной критике 6 и, видимо, будет вскоре реализована.

И в заключение, религиозная принадлежность в известной степени указывает на национальную принадлежность человека. Ст. 26 Конституции  России  устанавливает право человека не определять и не указывать свою  национальную  принадлежность.  Однако предложенная Президентом  реформа нарушает и эту статью Конституции: человека с раннего возраста (9-10 лет) с помощью нового предмета обязательного школьного образования  предполагается приучать к национальной розни и  дискриминации.  К  чему  тогда призывы к борьбе с ксенофобией и развития межнациональной толерантности?  Как в «экспериментальных» субъектах Федерации будет решаться эта проблема?

 Разумеется, к формированию и развитию законодательства об образовании  относится гораздо большее количество конституционных норм. Однако и этот небольшой экскурс показал неоднозначность развития положений Конституции в текущем законодательстве, а особенно в практике его реализации.

1. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий/Отв. ред. Ю.А. Дмитриев. С. 208-209.

2. СУ РСФСР. 1918. N 18. Ст. 263.

3. Собрание законодательства Российской Федерации.  1997. N 39. Ст. 4465.

4. Кузьмин В., Лахутина К. Верой и правом//Российская газета. 2009. 22 июля. N 133(4957). С. 2.

5. Конституции государств Европы/Под ред.  Л.Л. Окунькова. М., Норма, 2001. Т. 1. С. 581.

6. См., напр., Билевская Э., Мельников А. Духовный эксперимент с непредсказуемым результатом//Независимая газета. 2009. 22 июля. N 149(4779).

Как вы считаете, должны ли появиться священники в школе и в армии?

Проголосовали 96 человек

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
10

Комментарии

32
  • Зеленая Фея
    Согласна с автором и с первым мнением - что ни убавить, ни прибавить тут нечего. а тому кто ссылается на поверхностность суждений - ну подайте пожалста свои глубокие возражения в студию.с интересом ознакомимся.
    к сожалению, зажравшиеся (уж простите за резкость, но из песни слов не выкинешь - зажравшиеся) представители РПЦ в последнее время все больше лезут туда, где им не место. а еще думаю нужно вспомнить, как церковь в недавнее время замарала себя скандалами с педофильством в их рядах...захотят ли родители доверить своих детей ТАКИМ "преподавателям"?
  • Над. К
     Ну, про ведьм Вы точно загнули. Или плохо знаете нашу историю.
    Насчет педофилии не скажу, свечку не держала. Но за всех православных священников, как Вы, не поручилась бы.  Вот ходоков на сторону,  от семьи, среди батюшек встречала лично. Люди, знаете ли, грешны ;)
  • Над. К
    А слабо историю государства средних веков почитать? Или Вы будете рассказывать, что это все атеисты придумали или враги православия? Типа все христанские церкви в средние веки ведьм жгли, а только наша православная была передовая и ведьм не искала?
    Вы еще скажите, что при крещении Руси христиане никого и пальцем не тронули :)
    А вообще с Вами спорить глупо. Спорить с человеком, глубоко верующим, не интересно. Не Вы меня не переубедите, ни я Вас.

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 9 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в июне 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!
7

Инвестиции в космические объекты пропишут в законе

Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственно-частном партнерстве в сфере космической деятельности.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Чем грозит неявка сотрудника на медосмотр

Работник обязан проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, другие обязательные медосмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя.

Все гранты на инновационное развитие освободили от налога

Компании, которые получают гранты на инновационное развитие, смогут не учитывать эти доходы при определении базы по налогу на прибыль.

Предприятия за каждого сотрудника из другого региона получат 300 тысяч рублей

Государство выделит субсидии бизнесу, который работает над крупным проектом и привлекает сотрудников из других регионов. Размер поддержки составит 12 МРОТ.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Сейчас в мире бизнеса идет война за темную и светлую сторону.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ

Какими будут налоговые ставки НДФЛ в 2025 году и можно ли этот налог оптимизировать.

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.

МСФО

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок

В данном докладе мы рассмотрим перспективы внедрения азиатских Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) на российский рынок.

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок
1
Маркетплейсы

Цены на наушники на маркетплейсах оказались завышенными по сговору

ФАС выявила картель продавцов наушников на маркетплейсах. Продавцы общались в чате мессенджера, писали негативные комментарии конкурентам и заказывали наушники «в никуда».

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения

Набираем первый летний поток-2024 на курсы повышения квалификации и переподготовки с максимальными скидками, чтобы вы не ограничивали траты на отпуск и получили полезные знания. Начало обучения 1 июня, присоединяйтесь!

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения
2
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

1 июня, значит пора защищать детей и подводить итоги мая! Ежемесячно я пишу отчёт о том, что произошло с моими инвестициями. Напоминаю: я начал копить на квартиру в Сочи в июле 2021. 35 месяцев позади. Погнали!

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

Горящие глаза, «ген предпринимательства» и Борис Мальцев 

Студенты из акселератора «БизнесКуб» КубГУ, мечтая о собственных стартапах и предпринимательских прорывах, направлялись на встречу с успешными бизнесменами.

Горящие глаза, 
«ген предпринимательства» и 
Борис Мальцев 
1
Бесплатно с УСН

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

При расчете налога на УСН «доходы» для фиксированных взносов факт уплаты не имеет значение, для взносов за работников — важен факт уплаты. На доходно-расходной упрощенке факт уплаты имеет решающее значение. Для подтверждения этого факта может понадобиться заявление о зачете. Смотрите в нашей таблице, когда и как можно учитывать взносы при УСН и ПСН.

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

О чем говорят бухгалтеры — топ 5 обсуждаемых тем на этой неделе. 👂«Ночной бухгалтер» № 1694

Говорили не только о реформах, обычные рабочие проблемы никуда не делись. Кто-то в Китай не может перевести деньги, у кого-то налог на УСН — выпади глаза, а у кого-то вообще счета заблокировали. Но всегда есть коллеги-спасители, которые и словом утешат, и делом помогут.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Валюта

Стартовал сезон скупки долларов

Интерес к валюте вырос в преддверии сезона отпусков, на спрос также повлияло укрепление рубля.

3

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»

Это второй сезон проекта «ТоТ еще разговор». Хочется говорить с предпринимателями об их бизнесе. Мы пригласили краснодарского предпринимателя Ивана Никитенко.

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»
3
Банки

Доля просроченных микрозаймов сократилась до 32%

80% клиентов МФО получают займы дистанционно.

Интересные материалы

УСН

Изменения по УСН: НДС и новые лимиты

К каким переменам ИП и организациям на УСН надо приготовиться в 2024-2025 гг.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру