Понятие спонсорства дано в статье 19 Федерального закона от 18.07.95N 108-ФЗ. Это осуществление организацией-спонсором вклада в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого), при условии, что спонсируемый распространяет рекламу о спонсоре, его товарах. В качестве вклада организация может передать имущество, результаты интеллектуальной деятельности, оказать услуги, либо выполнить работы.
Спонсорский вклад - это плата за рекламу, а спонсор и спонсируемый - соответственно рекламодатель и рекламораспространитель. Таким образом, стоимость вклада, переданного вашей организацией в качестве спонсорской помощи, является платой за оказываемые организации рекламные услуги.
Бухучет
Рассмотрим, как отразить выбытие имущества (работ, услуг) в бухгалтерском учете. Если организация в качестве спонсорского взноса передает продукцию, товары, выполняет работы или оказывает услуги, то это является доходами от обычных видов деятельности (п. 5 ПБУ 9/99 "Доходы организации", утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.99N 32н). Выручка принимается к учету исходя из стоимости ценностей, указанной в договоре. Когда размер стоимости переданных в качестве взноса ценностей в договоре не определен, выручка признается в учете по обычной цене реализации данных ценностей.
Расходы организации на рекламу являются расходами по обычным видам деятельности как расходы, связанные с продажей продукции (п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.99N 33н). Поскольку платой за рекламу признается сумма спонсорского вклада, расходы по оказанию рекламных услуг принимаются к учету в сумме, равной стоимости переданной продукции по согласованной сторонами цене.
Налоги
Передача спонсорского вклада в целях налогообложения НДС признается реализацией ценностей и облагается налогом на добавленную стоимость (п. 1 ст. 146 НК РФ). Налог рассчитывается исходя из стоимости переданных ценностей.
Расходы в виде стоимости имущества, передаваемого в качестве спонсорского взноса, организация учитывает при налогообложении прибыли как рекламные расходы (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). Часть рекламных расходов принимается в налоговом учете полностью, а часть нормируется (п. 4 ст. 264 НК РФ). Не нормируются расходы:
- на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе обЪявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок - продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Все остальные расходы в целях налогообложения прибыли нормируются и учитываются в размере, не превышающем одного процента от выручки от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав. Поэтому организация определяет, включаются ли оказанные ей рекламные услуги в перечень ненормируемых или нет.
Так как спонсируемый рекламирует спонсора и его товары (работы, услуги), то организация, передавшая спонсорский вклад, рассчитывает и уплачивает налог на рекламу. ОбЪект налогообложения и ставку налога устанавливают субЪекты РФ. Причем, ставка налога не может превышать 5 процентов от стоимости услуг по рекламе (подп. "з" п. 1 ст. 21 Закона РФ от 27.12.91N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ").
Пример.
Организация передала в качестве спонсорского вклада товары на сумму 18 000 руб., в том числе НДС - 3000 руб. (цена, по которой организация обычно реализует товары). Учетная стоимость товаров - 10 000 руб. По условиям договора спонсируемая организация оказала взамен рекламные услуги через СМИ на сумму 18 000 руб., в том числе НДС - 3000 руб.
Ставка налога на рекламу - 5 процентов.
Для упрощения примера налог на пользователей автодорог рассчитывать не будем.
В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие записи:
Дебет 62 Кредит 90-1
- 18 000 руб. - переданы товары в качестве спонсорской помощи;
Дебет 90-2 Кредит 41
- 10 000 руб. - списана учетная стоимость товаров;
Дебет 90-3 Кредит 68
- 3000 руб. - начислен НДС;
После выхода рекламы:
Дебет 44 Кредит 60
- 15 000 руб. - отражена стоимость рекламных услуг, оказанных получателем спонсорской помощи;
Дебет 19 Кредит 60
- 3000 руб. - учтен НДС с услуг по рекламе;
Дебет 60 Кредит 62
- 18 000 руб. - списано обязательство получателя спонсорской помощи;
Дебет 91-2 Кредит 68
- 750 руб. (15 000 руб. х 5%) - начислен налог на рекламу со стоимости оказанных рекламных услуг.
***
Если же по договору организация, получившая спонсорский вклад не предоставляет взамен рекламные услуги, то товары (работы, услуги) признаются безвозмездно переданными
Е.В. Юдевич,
консультант консалтинговой группы "МКПЦН"
http://www.mkpcn.ru/
Опубликовано в "Учет-Налоги-Право",N 32
Начать дискуссию