Во многих отделах супермаркетов введено самообслуживание. Причем такие отделы практически не разграничены, и товары закреплены за ними весьма условно. Кроме того, супермаркеты отличаются большим ассортиментом и количеством товаров. Именно поэтому порядок проведения инвентаризации в таких магазинах имеет особенности.
Особенности инвентаризации
Проведение «классической» инвентаризации в супермаркете может занять несколько дней. А ведь во время перерывов в работе инвентаризационной комиссии (на обед, ночью и т. п.) торговый зал должен быть опечатан (п. 2.12 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49). Естественно, что это невозможно. Решить проблему помогает проведение выборочных инвентаризаций (п. 2.16 Указаний № 49).
Возможность выборочных инвентаризаций подтверждает также пункт 23 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.
Такие проверки по существу не отличаются от полной инвентаризации. Разве что предмет контроля сокращается до отдельной группы товаров, например «Безалкогольные напитки» или «Овощи». Группу нужно выбирать шире, чтобы свести к минимуму влияние пересортицы. А кроме того, в ходе инвентаризации нужно исключить нахождение товаров проверяемой группы в других отделах торгового зала, куда они могли быть случайно перемещены покупателями.
Оформление результатов проведенного мероприятия
Результаты инвентаризации вносят в опись товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-3, утвержденная постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88). В качестве материально ответственных лиц ее подписывают руководитель коллектива и в порядке очередности один из членов коллектива. Например, при инвентаризации структурной единицы «Отдел безалкогольных напитков» для второй подписи целесообразно привлечь члена бригады, закрепленного за этим отделом.
Определяя размер ущерба, подлежащего возмещению каждым из работников, необходимо учитывать величину его зарплаты и время, которое он фактически проработал в составе коллектива за период от последней инвентаризации до того дня, когда обнаружили недостачу (п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 16 ноября 2006 г. № 52).
По общему правилу супермаркету нужно проводить инвентаризацию при смене материально ответственных лиц (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ). По такому основанию инвентаризация проводится при смене руководителя коллектива, при выбытии из коллектива более 50 процентов его членов (п. 1.6 Указаний № 49). Также инвентаризация должна быть проведена по требованию одного или нескольких членов коллектива.
КОЛЛЕКТИВНАЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Поскольку персонал супермаркета имеет доступ к товарам любого отдела, в таких магазинах применяется полная коллективная материальная ответственность (правила кол-лективной ответственности за причинение ущерба установлены ст. 244 и 245 Трудового кодекса РФ).
Решение об установлении коллективной ответственности исходит от работодателя – оно оформляется приказом или распоряжением и объявляется коллективу. После этого между работодателем и всеми членами коллектива заключается письменный договор о коллективной материальной ответственности. По такому договору ценности вверяются заранее установленной группе лиц.
Условие о том, что конкретный работник несет коллективную материальную ответственность, нужно оговорить в трудовом договоре с ним (ст. 57 Трудового кодекса РФ).
В группу материально ответственных лиц можно включить лишь работников, в должностные обязанности которых входит прием товаров, их продажа или подготовка к продаже (Перечень работ, при выполнении которых может вводиться полная коллективная (бригадная) материальная ответственность, утвержденный постановлением Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85). Получается, что включать в группу материально ответственных лиц, скажем, штатного охранника супермаркета неправомерно. Ведь он не осуществляет непосредственное обслуживание товаров.
Начать дискуссию