«Государство не намерено бесконечно покрывать убытки авиапредприятий и вытаскивать их из долговой ямы». Таких заявлений в адрес авиаторов со стороны премьера я раньше не слышал. Но за заявлением последовало жесткое распоряжение - разработать план финансового оздоровления авиаотрасли.
Не знаю как вам, но мне кажется, что близок тот день, когда волна недовольства и криков о помощи со стороны авиаторов приведут к кардинальным и существенным преобразованиям в отрасли. Эти изменения уже предлагаются, но не в том качестве и не такого масштаба, как хотелось бы авиаторам.
Речь идет прежде всего о проекте изменений в Воздушный кодекс РФ в части обеспечения финансовых гарантий в случае остановки деятельности авиапредприятия, где в качестве финансового обеспечения предлагается договор страхования риска ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира либо банковская гарантия исполнения обязательств по этому договору. Возложение обязанностей выплаты сумм за перевозку пассажиров остановившихся авиакомпаний другим авиапредприятиям на страховые или кредитные учреждения выглядит, на первый взгляд, достаточно серьезно. Однако такое решение не имеет под собой реальных оснований для его скорейшей реализации и, что самое главное, работы механизма.
Благородная цель проекта документа понятна - предложить способ восстановления платежеспособности авиаперевозчика, находящегося в затруднительном финансовом положении и неспособном удовлетворить требования своих кредиторов без ущерба для деятельности. Но такая мера далека от совершенства и не спасет государство от волны измученных пассажиров, сутками томящихся в аэропортах в ожидании своего рейса.
Достаточно взглянуть на международный опыт прохождения финансового оздоровления авиакомпаний в рамках процедуры банкротства. Этот механизм не является новым, на протяжении многих лет он с успехом применяется в ряде стран. Например, в США Кодексом о банкротстве и Федеральными правилами проведения банкротства предусмотрена специальная глава 11 «Реорганизация», которая подробно регламентирует процедуру прохождения финансового оздоровления, обычно используемую юридическими лицами для продолжения деятельности и погашения накопленной кредиторской задолженности через утвержденный судом план реорганизации.
После событий 11 сентября 2001 года был издан Акт об авиационной и транспортной безопасности (the Aviation and Transportation Security Act, 2001), обязывающий других авиаперевозчиков оказывать содействие пассажирам авиакомпании – банкрота. Так, согласно ст.145 Акта, каждый авиаперевозчик, осуществляющий регулярные воздушные перевозки по определенному маршруту, обязан, по мере возможности, предоставлять авиаперевозку пассажирам, имеющим билет на полет по тому же маршруту, но другим авиаперевозчиком, который прекратил обслуживание данного маршрута по причине своей финансовой несостоятельности или банкротства. При этом документ четко определяет сроки, при которых перевозчик не обязан предоставлять услуги пассажиру, если он обратился к авиакомпании по истечении 60 дней после того, как перевозка пассажира была приостановлена или прекращена, вне зависимости от даты и времени вылета по расписанию, указанных в билете.
Законодательство РФ такого не предусматривает. Как раз с этого и необходимо начинать работу по оздоровлению авиационной отрасли. Создать нормативную базу или регуляторную среду, в которой все процессы оздоровления или прекращения деятельности авиапредприятий проходили бы без социальных взрывов и не будоражили и без того неспокойное общество. А уже потом принимать экономические решения – кредитовать, участвовать в капитале или закрывать.
Первый шаг к тому, чтобы авиакомпания смогла использовать действующее законодательство о банкротстве в целях восстановления своей платежеспособности и «заморозить» выплаты кредиторам – внесение в главу IX «Особенности банкротства отдельных категорий должников – юридических лиц» Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» изменений, отражающих особенности процедуры банкротства авиационных предприятий. А на период финансового оздоровления или внешнего управления ограничить кредиторам – субъектам естественных монополий, компаниям, непосредственно обслуживающим рейсы авиапредприятия, право приостановить или прекращения обслуживание рейсов авиакомпаний при условии оплаты последними текущих платежей за фактически оказываемые услуги.
И тогда не нужно будет финансирования государства для перевозок пассажиров или выделения авиакеросина из государственного резерва. Не будет репортажей по телевидению, заплаканных женщин с грудными детьми на руках, также как и бледных, и оправдывающихся владельцев авиакомпаний. И, самое главное, премьер-министр страны не будет выступать в качестве антикризисного менеджера или пожарного и тушить конфликты в различных отраслях.
Начать дискуссию