ЕНВД

Стоит ли «вмененщику» отказываться от кассы

Новый закон позволяет плательщикам ЕНВД не использовать контрольно-кассовую технику. В Подмосковье уже появились пионеры, которые воспользовались этим правом. Давайте разберемся, кому из «вмененщиков» стоит убрать кассы и как это сделать.

Новый закон позволяет плательщикам ЕНВД не использовать контрольно-кассовую технику. В Подмосковье уже появились пионеры, которые воспользовались этим правом. Давайте разберемся, кому из «вмененщиков» стоит убрать кассы и как это сделать.

Как нам рассказали в нескольких центрах технического обслуживания (ЦТО) ККТ, уже есть предприниматели, которые расторгли свои договоры, то есть отказались от касс. В среднем в день в отдельный ЦТО поступает по 3—4 подобных заявления. Напомним, не использовать ККТ «вмененщикам» позволяет пункт 2.1 статьи 2 новой редакции Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

На сегодняшний день в новом законе есть некоторые неясности, потому и не происходит повального перехода плательщиков ЕНВД на работу без касс. Итак, поговорим, как работает новый порядок.

Как избавиться от кассы на практике

В законе прямо не указано, что должен делать «вмененщик», который решил не использовать ККТ. Но, по мнению представителей ФНС России, алгоритм таков: сначала предприниматель подает заявление в инспекцию о снятии с учета ККТ. И только в тот момент, когда приходит ответ налоговиков, считается, что плательщик ЕНВД отказался от ККТ.

Такой предприниматель обязан по требованию покупателей или заказчиков выдавать им вместо чека иной документ, подтверждающий факт продажи товара или оказания услуги. Реквизиты, которые должен содержать такой документ, приведены в пункте 2.1 статьи 2 Закона о ККТ. К примеру, это ИНН налогоплательщика, а также наименование и количество приобретенных товаров, подпись продавца (подробнее читайте «Главбух» № 15, стр. 22). Впрочем, на практике с этим не все так просто.

Какие проблемы возникают у плательщиков ЕНВД с подтверждающим документом.

Подтверждающий документ — это не бланк строгой отчетности. Печать также не является его обязательным реквизитом. Другими словами, речь идет просто о бумаге, где продавец от руки пишет количество товара и другие необходимые данные. При этом нет второго экземпляра, который плательщик обязан был бы хранить у себя. По большому счету покупателю, в случае если у него возникнут претензии, вообще нет возможности подтвердить, что товар был куплен именно здесь. Ведь подписи продавца для решения спора явно будет недостаточно.

Анатолий Кленовский, начальник отдела сферы услуг Министерства потребительского рынка и услуг Московской области:

— Сейчас к нам в министерство приходит очень много вопросов от плательщиков ЕНВД Московской области по поводу отмены ККТ. Например, как быть, если сотрудник компании, совершив покупку, вместо кассового чека принесет подтверждающий документ, указанный в Федеральном законе от 17 июля 2009 г. № 162-ФЗ? Будут ли принимать их бухгалтеры организаций? На мой взгляд, в этом вопросе пока существует неопределенность, так как для этих документов не предусмотрена даже печать. И в налоговом учете сложно будет подтвердить расход. В то же время, если инспекторы станут принимать такие документы, появится богатая почва для злоупотреблений со стороны компаний: что помешает им напечатать множество «бумаг» на несуществующие расходы?

Другая ситуация: допустим, покупатель недоволен качеством товара и желает вернуть его либо заменить. Если продавец заявит, что ничего ему не продавал, никто не сможет доказать обратное. Свидетельские показания в данном случае будут приниматься по желанию продавца или только в суде. Поэтому я не исключаю ситуацию, что появятся нормативные акты дополнительно к закону, определяющие статус подтверждающих документов и предъявляющие к ним более строгие требования. Возможно, такие же, как к бланкам строгой отчетности.

Если же чиновники сделают подтверждающие документы аналогами БСО, затраты на их изготовление будут сопоставимы со стоимостью кассы.

На наш взгляд, спорных ситуаций можно избежать только в одном случае: если выдавать покупателям товарный чек или квитанцию с печатью налогоплательщика. При наличии печати на документе у второй стороны не должно быть проблем.

Можно ли использовать снятую с учета кассу для собственных нужд.

Другой вопрос, который возникает у плательщиков ЕНВД в Подмосковье: а можно ли использовать кассу, снятую с учета, для собственных нужд? Например, для контроля над продавцами. Чиновники ФНС утверждают, что такая возможность есть. То есть «вмененщик» снимает кассу с учета в налоговой, но фактически продолжает ею пользоваться. Разница в том, что теперь инспекторы не вправе оштрафовать его, если тот не пробьет кассовый чек.

Яков Хомец, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса:

— «Вмененщики» могут использовать снятую с учета кассовую технику для удобства учета или для контроля над сотрудниками, которые принимают денежные средства. В этом случае налоговые инспекторы не будут проверять применение такой ККТ. Но при этом не нужно забывать, что кассовый чек, выданный снятым с учета аппаратом, не является подтверждающим документом.

В том случае, если «вмененщик», который пользуется снятой с учета кассой, не выдаст подтверждающий документ по требованию покупателя, и инспекторы это зафиксируют, его ждет штраф.

Поговорим о том, что значит применять ККТ «для себя». Самым дорогим в кассе является блок ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищенная), то есть специальное средство, которое не позволяет вносить изменения в фискальную память. Цена ленты в Москве начинается от 7500 руб. Меняют ее примерно раз в год. В настоящий момент аппараты без спецзащиты исключены из госреестра касс и использовать их нельзя за исключением ряда старых моделей*. Активация блока ЭКЛЗ происходит после того, как касса поставлена на учет в налоговую инспекцию. Когда аппарат снимают с учета, лента блокируется. Таким образом, сняв аппарат с учета, «вмененщик» может пользоваться им дальше, но не тратя деньги на дорогостоящую ЭКЛЗ.

* Можно использовать кассовый аппарат, который сейчас исключен из госреестра, при условии, что у него не истек нормативный срок амортизации – семь лет. Делать это позволяет пункт 5 статьи 3 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

Александр Васильев, генеральный директор ООО «Авангард сервис ККМ»:

— Сняв с учета кассовый аппарат и вынув оттуда блок ЭКЛЗ, предприниматель может дальше пользоваться кассой: во-первых, как калькулятором и принтером для печати чеков; во-вторых, если он подключит фискальную память, то сможет контролировать работу продавцов. Фискальная память считается не такой надежной защитой, как ЭКЛЗ, но для внутренних нужд вполне подойдет.

Кто из «вмененщиков» откажется от ККТ

Некоторым налогоплательщикам новые поправки явно не понравятся. Например, тем, кто продает продукты питания и другие товары, которые обычно закупаются массово: вряд ли кого-то воодушевит перспектива от руки выписать чек с длинным перечнем наименований. Другое дело, скажем, одежда или услуги автосервиса: там отказ от ККТ вполне рационален, поскольку продукт «штучный» и на него вполне можно выписать товарный чек.

Отдельно нужно сказать несколько слов о тех налогоплательщиках, которые совмещают ЕНВД с «упрощенкой». Как пояснили нам в Минфине России, они обязаны пользоваться кассой только при операциях, которые совершаются на упрощенной системе. А в рамках ЕНВД они вправе выписывать подтверждающие документы.

Здесь, конечно, возникает следующий вопрос. Согласно пункту 7 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ, такие налогоплательщики должны вести раздельный учет. И делить затраты пропорционально доходам. Если речь идет об организации, то данные по выручке в рамках ЕНВД она может взять из бухучета. А вот индивидуальные предприниматели, как признали в Минфине России, будут высчитывать доходы по ЕНВД, основываясь только на собственных записях (подробнее читайте «Главбух» № 17, 2009).

Меньше повезло «вмененщикам», которые торгуют крепким алкоголем. Хотя о том, что они обязаны применять кассы, в новой редакции Закона о ККТ нет ни слова, по мнению чиновников, это так. Поскольку в отношении таких продавцов действует другая норма — пункт 5 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171ФЗ. Причем выбивать чек они должны при продаже не только спиртных напитков, но и любых других товаров в данном магазине. По крайней мере такова официальная позиция чиновников.

Впрочем, абсолютно очевидно, что такой подход ущемляет интересы продавцов алкоголя. Ведь распространены ситуации, когда в одном магазине есть два отдела: в одном продают спиртные напитки, в другом — прочие товары. В каждом отделе стоит своя касса. Логичнее оставить аппарат только в алкогольном. Но, как уже было сказано, в Минфине России в настоящий момент против такого подхода. И свою позицию «вмененщику», который откажется от одной из касс, придется отстаивать в суде.

Каким образом налоговики будут проверять выдачу подтверждающих документов

Налоговики утверждают, что в их проверках ничего не изменится: раньше они контролировали, выбивает ли продавец кассовый чек, теперь — выдает ли подтверждающий документ.

Анатолий Кленовский, начальник отдела сферы услуг Министерства потребительского рынка и услуг Московской области:

— Невыдача подтверждающего документа приравнивается к неприменению контрольно-кассовой техники. Значит, проверяющие органы вправе оштрафовать продавца по статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. За нарушение компанию могут оштрафовать на сумму до 40 000 руб., а должностное лицо — до 4000 руб.

Спорным остается вопрос, каким образом налоговики могут проводить свои проверки. Обычно инспекторы под видом обычных покупателей приобретают товар, а затем, если есть нарушение, фиксируют его в протоколе. Однако в последнее время арбитражная практика доказывает незаконность такого метода.

Ведь, по сути, речь идет о проверочной закупке, то есть об оперативно-розыскном мероприятии. А согласно статье 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», налоговики не входят в число тех, кто вправе их проводить. Потому и результаты проверочной закупки не могут быть основанием для штрафа. Такой вывод, например, делается в постановлении Президиума ВАС РФ от 16 июня 2009 г. № 1000/09. В кассации Московского округа эту позицию разделяют: в постановлении ФАС от 16 июля 2009 г. № КА-А40/6229-09, от 14 июля 2009 г. № КА-А41/6240-09, от 3 июля 2009 г. № КА-А40/5968-09. Впрочем, судьи придерживаются такого мнения: если налоговики приходят одни, то их действия незаконны. А если совместно с милицией, то проверочная закупка может быть осуществлена.

Впрочем, инспекторы в Подмосковье в любом случае не собираются отказываться от такого метода. Они понимают, что не каждая оштрафованная ими компания пойдет в суд. А доказывать нарушение при помощи свидетеля, который фактически и произвел закупку, дело хлопотное. Равно как и договориться о совместных рейдах с милицией.

Анатолий Кленовский, начальник отдела сферы услуг Министерства потребительского рынка и услуг Московской области:

— Насколько мне известно, налоговые органы в Московской области по-прежнему активно практикуют проверочные закупки, именно проверочные, а не контрольные. По сути это единственный способ проверить, применяет ли продавец ККТ, либо — как будет сейчас — выдает ли он по требованию подтверждающий оплату товара документ.

Другой вариант — находиться в магазине и наблюдать, выдает ли чек продавец другим покупателям. Но на практике он мало реален. Ни один покупатель не захочет быть свидетелем — «помочь» оштрафовать компанию да еще оставить свои паспортные данные в протоколе, а потом при необходимости подтвердить нарушение в налоговом органе при наложении штрафа или в суде. Добровольцев, которые готовы просто так тратить свое время, нет.

Таким образом, если говорить о проверках налоговиков, то принципиальной разницы — снял или нет «вмененщик» кассу с учета — нет. В любом случае, если продавец допустит нарушение, инспекторы попытаются его оштрафовать.

Во сколько обходится содержание ККТ

Мы решили подсчитать, какую сумму потенциально сэкономит «вмененщик», отказавшись от кассы. Для примера взяли довольно простой аппарат «Элвес-Микро-К», который знаком многим плательщикам ЕНВД.

Покупка: 14 500 руб.

Обслуживание: 7788 руб. в год

Договор на техническое обслуживание заключается обычно на срок от трех месяцев. Стоимость месячного обслуживания составляет 649 руб.

Замена ЭКЛЗ: 7906 руб. (со следующего года)

Срок действия ЭКЛЗ, стоящей на новом аппарате, составляет не более 13 месяцев с момента регистрации кассы. Потом ее необходимо заменить.

Услуга по регистрации кассы в налоговой инспекции: 6000 руб

Уточним: данная трата не является обязательной. Эта услуга для тех, кто не желает принимать никакого личного участия в регистрации. В таком случае сервисный центр возьмет все хлопоты на себя. Займет процедура 2—3 дня. Если же покупатель кассы намерен поставить ее на учет самостоятельно, то сервисный центр пришлет на подмогу специалиста, который поможет разобраться в тонкостях регистрации.

Голограмма «Сервисное обслуживание»: 224 руб. 20 коп. (со следующего года)

Голограмма меняется ежегодно.

Итого

Не считая постоянных трат на кассовую ленту (порядка 20 рублей за рулон), расходы на покупку и содержание кассы в первый год после покупки обойдутся в 28 288 рублей. За каждый последующий год они составят 15 918 рублей 20 копеек.

Комментарии

2
  • byb_2008
    Достаточно занятная статья)))Но вопросы еще остаются.Например такие как приходывать теперь наличные деньги в кассу,чем подтверждать принятую сумму,как банки будут проверять организацию по ведению кассовой дисциплины,нужен ли теперь лимит кассы?Посоветуйте,что теперь делать с учетом???
  • shape
    хрень какая то а не статья