НК РФ

Досудебное урегулирование налоговых споров: несбывшиеся надежды

С 1 января 2009 года введен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров. Практика показывает, что введение данного института не только не оправдало надежд, возложенных на него законодателем, но и осложнило жизнь налогоплательщиков.
Досудебное урегулирование налоговых споров: несбывшиеся надежды
На фото Виктор Сарибекян, руководитель практики налогового и правового консалтинга Группы компаний Energy Consulting, кандидат экономических наук

С 1 января 2009 года введен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров. Практика показывает, что введение данного института не только не оправдало надежд, возложенных на него законодателем, но и осложнило жизнь налогоплательщиков.

В силу п. 5 ст. 101.2 НК РФ, в редакции, действующей с 1 января 2009 года, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принимаемое по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

По замыслу законодателя, данное нововведение призвано было разгрузить суды вследствие  урегулирования части налоговых споров в административном порядке. Однако в ситуации, когда вышестоящие налоговые органы управляют деятельностью нижестоящих налоговых органов, дают им обязательные указания, оказывают методологическое содействие, трудно ожидать от них беспристрастности при рассмотрении жалоб налогоплательщиков. К тому же, налоговые органы выполняют единую функцию, фактически сводящуюся к обеспечению поступления в бюджет запланированных налоговых платежей, что не позволяет в полной мере рассчитывать на их объективность при рассмотрении налоговых споров. Во всяком случае, статистика, сложившаяся до 1 января 2009 года, показывает, что вышестоящие налоговые органы крайне редко отменяли решения нижестоящих налоговых органов, в то время как суды в большинстве случаев признавали эти же решения не соответствующими закону, а с 1 января 2009 года порядок урегулирования налоговых споров качественных изменений не претерпел.

Практика, формирующаяся после 1 января 2009 года, показывает, что замысел законодателя не реализован. По крайней мере, нам пока не известны случаи, когда вышестоящие налоговые органы отменяли решения нижестоящих налоговых органов.

По сути, единственным позитивным последствием досудебного порядка урегулирования налоговых споров является приостановление исполнения решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения) в случае подачи налогоплательщиком апелляционной жалобы до момента принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Вместе с тем, необходимость прохождения досудебной процедуры урегулирования налоговых споров приводит к увеличению периода финансовой неопределенности, что вряд ли способствует эффективному ведению предпринимательской деятельности.

Более того, наш опыт показывает, что вышестоящие налоговые органы нередко используют жалобы налогоплательщиков как повод для выработки дополнительной аргументации в обоснование решений нижестоящих налоговых органов, которая может быть использована последними при судебном разбирательстве, что затрудняет оспаривание этих решений налогоплательщиками.

Это обусловлено, в частности, недостаточной урегулированностью в НК РФ порядка рассмотрения вышестоящим налоговым органом жалоб налогоплательщиков. Так, согласно п. 2 ст. 140 НК РФ, по итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение нижестоящего налогового органа вышестоящий налоговый орган вправе оставить это решение без изменения, отменить или изменить его полностью или в части и принять по делу новое решение, либо отменить решение и прекратить производство по делу. Фактически эта единственная норма, регулирующая принятие решения по жалобе. В отличие от процессуального законодательства, регулирующего деятельность судов, НК РФ не содержит оснований для изменения или отмены вышестоящим налоговым органом решения нижестоящего налогового органа, не определяет пределы рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом. Как следствие, возникает, в частности вопрос, может ли вышестоящий налоговый орган при рассмотрении жалобы выходить за рамки фактов, установленных решением нижестоящего налогового органа, либо приводить доводы, на которые не ссылался нижестоящий налоговый орган.

Не урегулирована в НК РФ также процедура рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом. В частности, отсутствует ясность в вопросе о том, обязан ли вышестоящий налоговый орган уведомить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения жалобы, вправе ли налогоплательщик участвовать в рассмотрении своей жалобы.

В соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ возникшая правовая неопределенность во всех случаях должна быть истолкована в пользу налогоплательщиков, т.е. налогоплательщику должна быть предоставлена возможность участвовать в рассмотрении своей жалобы, а решение вышестоящего налогового органа по результатам рассмотрения жалобы не может ухудшать положение налогоплательщика ни в части установления новых фактов, ни в части дополнительной аргументации.

Судебная практика по вопросам досудебного урегулирования налоговых споров еще не сложилась, но уже появляются первые прецеденты, подтверждающие обоснованность данного вывода. Так в определении от 24.06.2009 №ВАС-6140/09 Высший арбитражный суд РФ не нашел оснований для переоценки выводов нижестоящих судов, отменивших со ссылкой на п. 7 ст. 3 НК РФ решение вышестоящего налогового органа по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика на том основании, что жалоба была рассмотрена в отсутствие налогоплательщика.

Представляется, что подобная аргументация может быть использована и в спорах с налоговыми органами по поводу законности и обоснованности принятых ими по результатам налоговых проверок решений в случае, если в обоснование своей позиции они будут ссылаться на решения вышестоящих налоговых органов.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

2
  • Башни-Близнецы
    Полугодовая практика обновленного порядка обжалования решений налоговиков обнажила, как это ни парадоксально еще одну проблему, не упомянутую уважаемыми экспертами - порядка направления в органы внутренних дел материалов выездных налоговых проверок для принятия решения о возбуждении уголовного дела по ст. 199 УК РФ. Материалы проверки, направленные в органы внутренних дел в порядке ст. 32 НК РФ, рассматриваются нами в соответствии со ст. 143-144 УПК РФ, как сообщение о преступлении и проводится проверка. Ее срок ограничен 3 днями!!! и может быть продлен начальником органа внутренних дел до 10 суток!!!. В крайнем случае - до 30 суток прокурором, но только если есть основания для проведения документальной проверки. Как правило все решается за 10 суток, либо материалы направляются в следственные подразделения для возбуждения уголовного дела, либо выносится постановление об отказе в возбуждении УД по тем или иным основаниям.
    Чтобы провести качественную проверку и весь комплекс необходимых ОРМ (оперативно-розыскных, оперативно-технических и поисковых мероприятий, тактика и методы которых составляют государственную тайну и публичному обсуждению они не подлежат ни при каких условиях)), этих суток МОЖЕТ и не хватить.
    А тут еще должностные лица, опрашиваемые об обстоятельствах выявленных нарушений, повлекших неуплату налогов в крупном или в особо крупном размере, по мнению налоговиков, само собой, твердят лишь о том, что с этим мнением не согласны и решение обжалуется в вышестоящем органе. Материалы начинают подвисать, решение становится с юридической точки зрения еще более неоднозначным. А задача милиционеров из подразделений по налоговым преступлениям доказать наличие состава преступления.
    Кому это выгодно?
  • Башни-Близнецы
    Правоприменительная практика по возбуждению уголовных дел по налоговым составам свидетельствует, что подавляющая часть (процентов 90) УД возбуждается по фактам использования подставных фирм во взаиморасчетах для возмещения НДС (принятие к зачету и уменьшению), завышения расходов относимых на себестоимость, и обналичке для уклонения от уплаты и НДС, и НП, и ЕСН.
    Парадоксальная ситуация - налоговая система стимулирует завышение расходов и занижение прибыли, то есть идет вопреки необходимости обеспечения экономического роста как на отдельном предприятии, так и в целом по всей экономике.
    Кризисная налоговая статистика за 1 квартал и 4 мес, как по Москве, особенно по отраслям промышленности, так и по стране в целом (общая сумма убытков предприятий просто поражает) подтверждает необходимость более радикальных и научно проработанных изменений налогового законодательства, - как по его упрощению, так и , главное, в лишении материальной основы деятельности подставных фирм, используемых в различных схемах по уклонению от уплаты налогов. Как правило и обжалуются то те решения, где недоказана осведомленность организации о недобросовестности контрагента. Суды завалены исками.
    НО. Обсуждаемая тема, на мой взгляд, еще одна лазейка для коррупционных проявлений в рядах налоговых органах. Лично зная многочисленные факты отмены, либо занижения выявленных при проверках сумм доначисленных налогов - иной раз поражаешься - доначислят много какой-то ерунды, за которую я бы и не взялся (а ранее я и мои сотрудники постоянно участвовали в таких проверках вместе с налоговиками, и проводили их самостоятельно до 10 января 2009 года), а потом "посылают" налогоплательщика отменять!
    Многие посылаемые - соглашаются и идут туда, куда говорят.