Учет в туризме

Скидки, предоставленные турагенту

За продажу определенного количества путевок туроператор может предоставить турагенту скидку (бонус). Речь идет о тех скидках, которые выплачиваются деньгами по итогам какого-то периода (месяца, квартала).

За продажу определенного количества путевок туроператор может предоставить турагенту скидку (бонус). Речь идет о тех скидках, которые выплачиваются деньгами по итогам какого-то периода (месяца, квартала).

Но при таком варианте туроператору будет сложно учесть предоставленный бонус в расходах в целях налогообложения прибыли. Поскольку, исходя из многочисленных разъяснений Минфина России, в расходах можно учитывать лишь скидки по договорам купли-продажи (письмо от 10 июля 2009 г. № 03-03-06/1/458). Итак, рассмотрим бухгалтерский и налоговый учет у туроператора и турагента в такой ситуации.

УЧЕТ У ТУРОПЕРАТОРА

В бухгалтерском учете сумма выручки определяется с учетом всех скидок, предоставленных организацией (п. 6.5 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Поэтому, уменьшая продажную цену путевок, туроператор должен формировать выручку за вычетом предоставленных скидок.

Однако бывает, что скидка (бонус) выплачивается турагенту в определенном размере от объема продаж путевок за прошедший квартал. В данном случае логичнее не применять пункт 6.5 ПБУ 9/99 и не корректировать сумму выручки задним числом, а рассматривать скидку как расход по продаже турпродукта (отражать его на счете 44 «Расходы на продажу»).

ПРИМЕР 1

Туроператор «Морской берег» сотрудничает с турагентом «Бриз». В соответствии с маркетинговой политикой туроператора, если турагент реализовал за истекший квартал путевки на сумму свыше 3 000 000 руб., ему предоставляется скидка в размере 10 процентов от стоимости продаж. Скидка (бонус) начисляется до 10-го числа первого месяца следующего квартала, выплачивается она в безналичном порядке на счет турагента.

В III квартале 2009 года фирма «Бриз» продала путевок на 3 500 000 руб. Вознаграждение за продажу – 5 процентов от суммы реализации.

Итак, в начале октября 2009 года туроператор «Морской берег» начислил турагенту бонус в размере:
3 500 000 руб. × 10% = 350 000 руб.

Бухгалтер турфирмы «Морской берег» отразит операции в учете следующим образом (НДС рассматривать не будем).
В июле–сентябре:
ДЕБЕТ 62
КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 3 500 000 руб. – отражена выручка от продажи путевок через турагента;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 62
– 3 500 000 руб. – отражена задолженность турагента за путевки;

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 76
– 175 000 руб. (3 500 000 руб. × 5%) – начислено турагенту вознаграждение;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76
– 3 325 000 руб. (3 500 000 – 175 000) – получена от турагента оплата за реализованные путевки (за вычетом его вознаграждения).

В октябре:
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 76
– 350 000 руб. – начислен турагенту дополнительный бонус (скидка);

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51

– 350 000 руб. – выплачен турагенту бонус.

Но, как мы уже отметили, туроператор может столкнуться с проблемой признания данных расходов в налоговом учете.

Так, подпункт 19.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ предусматривает возможность включения во внереализационные расходы фирмы премий (скидок), выплаченных (предоставленных) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора (в частности, объема покупок). Однако специалисты Минфина России неоднократно заявляли, что данное правило распространяется только на договоры купли-продажи (сторонами в которых являются продавец и покупатель). Если же имеет место иной договор – например, договор возмездного оказания услуг или посреднический договор – положения данного подпункта о списании расходов не применяются. Такая позиция, в частности, выражена в письмах Минфина России от 28 февраля 2007 г. № 03-03-06/1/138 и от 10 августа 2007 г. № 03-03-06/1/555.

Впрочем, ситуация не безнадежна. Ведь на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ фирмы вправе включать в состав внереализационных расходов и иные экономически обоснованные и подтвержденные документально траты. Поэтому если выплата скидки (бонуса) по итогам квартала предусмотрена маркетинговой политикой фирмы, условиями конкретного договора или иными документами и соглашениями сторон и ее сумма четко определена и зафиксирована в акте или ином первичном документе – то есть выполнены все «базовые» условия признания расходов, установленные в статье 252 Налогового кодекса РФ – у туроператора есть полное основание признать данные расходы в налоговом учете.


ПРИМЕР 2


Вернемся к условиям примера 1 и предположим, что туроператор «Морской берег» находится на общей системе налогообложения.

По итогам 9 месяцев налогооблагаемые доходы фирмы будут увеличены на сумму выручки от продажи путевок через турагента «Бриз» (3 500 000 руб.), а в состав расходов помимо прочих будет включено и посредническое вознаграждение турагента в размере 175 000 руб.

В октябре бухгалтер «Морского берега» включит в состав внереализационных расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, скидку (бонус) – 350 000 руб.

А вот туроператорам, применяющим «упрощенку», воспользоваться данным аргументом не удастся. Ведь они могут признавать только те расходы, которые прямо поименованы в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. И к сожалению, расходов на выплату скидок (бонусов) контрагентам в этом перечне нет.

Поэтому субъектам «упрощенки» выгоднее устанавливать «текущие» скидки, которые уменьшают цену реализуемых путевок в текущем квартале. Ведь тогда выручка будет формироваться за минусом предоставленной скидки. 

Можно пересматривать размер посреднического вознаграждения турагента при достижении им определенных объемов продаж. Ведь расходы по выплате вознаграждений признаются при «упрощенке» на основании подпункта 24 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. 


УЧЕТ У ТУРАГЕНТА


Турагент, получая от туроператора скидку за выполнение установленного объема продаж в предыдущем квартале, фактически получает дополнительный доход. Его следует признавать как выручку по посредническому договору.

ПРИМЕР 3

Рассмотрим пример 1 с точки зрения турагента «Бриз».
Итак, в учете фирмы бухгалтер отразит следующее.

В июле–сентябре:
ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 62
– 3 500 000 руб. – получена оплата за путевки от туристов;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 76
– 3 500 000 руб. – отражена задолженность перед туроператором;

ДЕБЕТ 76
КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»

– 175 000 руб. – начислено вознаграждение;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Налог на добавленную стоимость»
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 26 694,92 руб. (175 000 руб. × 18% : 118%) – начислен НДС с вознаграждения;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51

– 3 325 000 руб. (3 500 000 – 175 000) – перечислена туроператору оплата за путевки (за вычетом вознаграждения).

В октябре:
ДЕБЕТ 76
КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 350 000 руб. – увеличена выручка на сумму дополнительного бонуса (премии) от туроператора;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Налог на добавленную стоимость»
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 53 389,83 руб. (350 000 руб. × 18% : 118%) – начислен НДС со скидки, предоставленной туроператором;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76
– 350 000 руб. – получен бонус от туроператора.

В налоговом учете полученная дополнительная скидка (бонус) также увеличивает доходы турагента – как при общей системе налогообложения, так и при «упрощенке».

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию