Офшоры

Таможня заставит отказаться от оффшоров

Не секрет, что «прямые» импортные контракты в России - редкость. Большинство российских участников внешнеэкономической деятельности имеют пару-тройку собственных оффшорок, с помощью которых и «таможат» товар. Но в последние полгода сделать это становится все сложнее.
Таможня заставит отказаться от оффшоров
На фото Эдуард Савуляк, директор московского офиса международной консалтинговой компании Tax Consulting U.K.

Не секрет, что «прямые» импортные контракты в России - редкость. Большинство российских участников внешнеэкономической деятельности имеют пару-тройку собственных оффшорок, с помощью которых и «таможат» товар. Но в последние полгода сделать это становится все сложнее.

Несмотря на многолетнюю борьбу российских налоговых и таможенных органов с различными «серыми» схемами экспортных и импортных поставок, самая популярная у участников внешнеэкономической деятельности схема крайне незатейлива (см. рисунок).

Оптимизация таможенных платежей, НДС и налога на прибыль при ВЭД


Суть схемы сводится к следующему: в целях оптимизации таможенных платежей, а также НДС и налога на прибыль, контракт с зарубежным поставщиком оформляется не напрямую на российского покупателя, а на его оффшорную компанию. Оффшор, в свою очередь, завышая или занижая стоимость контракта, уже по комфортной цене оформляет контракт с российской стороной.

Как уже было отмечено, схеме этой не один десяток лет, но жива и эффективна она и поныне. Копеечные затраты на регистрацию и поддержание оффшорки, позволяют плодить их в любом количестве, создавая, тем самым, видимость реальной деятельности. А услужливый номинальный сервис (в виде директоров и акционеров оффшора) – надежно скрывать истинных российских выгодоприобретателей.

Вместе с тем, как говорится, хорошее не может длиться вечно. Благодаря финансовому кризису и значительному невыполнению плана по сбору налогов и прочих обязательных платежей, ФНС и ФТС  решили положить этой схеме конец.

Но, так как законными методами к данной схеме придраться очень не просто, фискалы решили применить хорошо себя зарекомендовавший так называемый административный ресурс. А именно – теперь растаможить поступивший от оффшора в РФ груз становится все сложнее: запрашивается дополнительный объем документации в виде разных справок, заверений, апостилей и т.д. Плюс (естественно, неофициально) недвусмысленно дается понять, что проблема «в плохом поставщике», «вот, если бы не оффшор – вот, тогда бы…».

Пока подобной дискриминации подверглись только крупнейшие российские импортеры оборудования, бытовой техники, спортивного инвентаря, мебели, запасных частей для импортных авто. Но, очевидно, что передовой опыт вскоре будет перенесен и на всех прочих участников ВЭД.

Как выходят из этой неприятной ситуации те, кто в нее попал? Стали ли они работать «прямо»?

Как показывает практика, к прямым отношениям с зарубежными контрагентами подобные новации ФТС подвигли очень немногих. Большинство российских участников усложнило схему, причем, буквально на один шаг. И теперь вместо оффшора ФТС видит целый букет из «европейцев»: наиболее часто поставщиками в РФ стали выступать компании Великобритании, Кипра, Дании, Швейцарии, Ирландии, Германии, Венгрии, Люксембурга, Нидерландов, Австрии.

Оптимизация таможенных платежей, НДС и налога на прибыль при ВЭД «по-новому»


Несмотря на всю простоту указанного решения, следует иметь в виду, что оно имеет в сравнении с оффшорным ряд значительных ограничений:

  1. Все, без исключения европейские юрисдикции имеют ненулевое налогообложение. Поэтому, чтобы не дразнить европейских налоговиков, какие-то, пусть и не большие в абсолютном выражении налоги, все равно платить придется.
  2. Регистрация европейской компании подразумевает бОльшие стартовые затраты (в районе пары тысяч евро, если говорить о Великобритании и Кипре) или намного бОльшие (в районе 7-10-ти тысяч евро, если брать Данию, Германию, Швейцарию, Австрию и т.д.).
  3. Большинство европейских юрисдикций имеют минимальные ограничения по уставному капиталу в размере нескольких десятков тысяч евро (Дания – 15 тысяч, Нидерланды – 18 тысяч, Швейцария – 20 тысяч, Германия – 25 тысяч, Венгрия – 30 тысяч, Люксембург и Австрия – 35 тысяч, Китай и вовсе – 140 тысяч евро). Приятным исключением остаются Великобритания и Кипр, где таких требований нет.
  4. Само собой, придется разориться на бухгалтерскую отчетность, которую, безусловно, придется вести и сдавать, что повлечет и дополнительные затраты, измеряемые в тысячах евро.
  5. Номинальный сервис, в его оффшорном понимании, в Европе представлен довольно скудно и оттого ценится очень дорого (от 2-х до 10-ти тысяч евро в год).
  6. «Бросать» европейские компании (как это любят делать со своими оффшорами их владельцы) не принято, так как это влечет за собой возбуждение уголовного дела. Поэтому, в случае чего, придется потратиться еще и на полноценное закрытие компании (этот процесс также обойдется в несколько тысяч евро).
  7. Ну, и, возможно, самое главное – большинство европейских государств (в отличие от России) активно заключают с оффшорами Соглашения об обмене информацией по налоговым нарушениям (стандарт ОЭСР). И, минимум по 12-15-ть таких Соглашений со странами Европы уже имеют такие полюбившиеся россиянам оффшоры, как Британские Виргинские острова, Сейшелы, Кайманы, Бермуды, ОАЭ и другие. Поэтому, если вдруг подобные схемные построения вызовут подозрения у налоговых органов Европы и, по запросу «их» ФНС из оффшорной юрисдикции поступит информация о реальном владельце подобной конструкции, ситуация для строителей подобных схем может сложиться самая неприятная.

В принципе, подстраховаться можно и на этот случай (имея реальный, действующий офис и исполнительный орган в Европе и ряд соответствующих атрибутов), но, само собой, подобные затраты подъемны далеко не для всех участников ВЭД.

Отсюда резюме: подобное административное удаление таможенными органами РФ оффшоров «от границ России» не столь уж легко преодолимое препятствие, как может показаться. Поэтому для того, чтобы не просто сместить проблемы с поставками конца цепочки (из России) в ее центр (в Европу), следует очень внимательно отнестись к функционалу каждого из дополнительно возникающих звеньев.

Начать дискуссию