Не секрет, что «прямые» импортные контракты в России - редкость. Большинство российских участников внешнеэкономической деятельности имеют пару-тройку собственных оффшорок, с помощью которых и «таможат» товар. Но в последние полгода сделать это становится все сложнее.
Несмотря на многолетнюю борьбу российских налоговых и таможенных органов с различными «серыми» схемами экспортных и импортных поставок, самая популярная у участников внешнеэкономической деятельности схема крайне незатейлива (см. рисунок).
Оптимизация таможенных платежей, НДС и налога на прибыль при ВЭД
Суть схемы сводится к следующему: в целях оптимизации таможенных платежей, а также НДС и налога на прибыль, контракт с зарубежным поставщиком оформляется не напрямую на российского покупателя, а на его оффшорную компанию. Оффшор, в свою очередь, завышая или занижая стоимость контракта, уже по комфортной цене оформляет контракт с российской стороной.
Как уже было отмечено, схеме этой не один десяток лет, но жива и эффективна она и поныне. Копеечные затраты на регистрацию и поддержание оффшорки, позволяют плодить их в любом количестве, создавая, тем самым, видимость реальной деятельности. А услужливый номинальный сервис (в виде директоров и акционеров оффшора) – надежно скрывать истинных российских выгодоприобретателей.
Вместе с тем, как говорится, хорошее не может длиться вечно. Благодаря финансовому кризису и значительному невыполнению плана по сбору налогов и прочих обязательных платежей, ФНС и ФТС решили положить этой схеме конец.
Но, так как законными методами к данной схеме придраться очень не просто, фискалы решили применить хорошо себя зарекомендовавший так называемый административный ресурс. А именно – теперь растаможить поступивший от оффшора в РФ груз становится все сложнее: запрашивается дополнительный объем документации в виде разных справок, заверений, апостилей и т.д. Плюс (естественно, неофициально) недвусмысленно дается понять, что проблема «в плохом поставщике», «вот, если бы не оффшор – вот, тогда бы…».
Пока подобной дискриминации подверглись только крупнейшие российские импортеры оборудования, бытовой техники, спортивного инвентаря, мебели, запасных частей для импортных авто. Но, очевидно, что передовой опыт вскоре будет перенесен и на всех прочих участников ВЭД.
Как выходят из этой неприятной ситуации те, кто в нее попал? Стали ли они работать «прямо»?
Как показывает практика, к прямым отношениям с зарубежными контрагентами подобные новации ФТС подвигли очень немногих. Большинство российских участников усложнило схему, причем, буквально на один шаг. И теперь вместо оффшора ФТС видит целый букет из «европейцев»: наиболее часто поставщиками в РФ стали выступать компании Великобритании, Кипра, Дании, Швейцарии, Ирландии, Германии, Венгрии, Люксембурга, Нидерландов, Австрии.
Оптимизация таможенных платежей, НДС и налога на прибыль при ВЭД «по-новому»
Несмотря на всю простоту указанного решения, следует иметь в виду, что оно имеет в сравнении с оффшорным ряд значительных ограничений:
- Все, без исключения европейские юрисдикции имеют ненулевое налогообложение. Поэтому, чтобы не дразнить европейских налоговиков, какие-то, пусть и не большие в абсолютном выражении налоги, все равно платить придется.
- Регистрация европейской компании подразумевает бОльшие стартовые затраты (в районе пары тысяч евро, если говорить о Великобритании и Кипре) или намного бОльшие (в районе 7-10-ти тысяч евро, если брать Данию, Германию, Швейцарию, Австрию и т.д.).
- Большинство европейских юрисдикций имеют минимальные ограничения по уставному капиталу в размере нескольких десятков тысяч евро (Дания – 15 тысяч, Нидерланды – 18 тысяч, Швейцария – 20 тысяч, Германия – 25 тысяч, Венгрия – 30 тысяч, Люксембург и Австрия – 35 тысяч, Китай и вовсе – 140 тысяч евро). Приятным исключением остаются Великобритания и Кипр, где таких требований нет.
- Само собой, придется разориться на бухгалтерскую отчетность, которую, безусловно, придется вести и сдавать, что повлечет и дополнительные затраты, измеряемые в тысячах евро.
- Номинальный сервис, в его оффшорном понимании, в Европе представлен довольно скудно и оттого ценится очень дорого (от 2-х до 10-ти тысяч евро в год).
- «Бросать» европейские компании (как это любят делать со своими оффшорами их владельцы) не принято, так как это влечет за собой возбуждение уголовного дела. Поэтому, в случае чего, придется потратиться еще и на полноценное закрытие компании (этот процесс также обойдется в несколько тысяч евро).
- Ну, и, возможно, самое главное – большинство европейских государств (в отличие от России) активно заключают с оффшорами Соглашения об обмене информацией по налоговым нарушениям (стандарт ОЭСР). И, минимум по 12-15-ть таких Соглашений со странами Европы уже имеют такие полюбившиеся россиянам оффшоры, как Британские Виргинские острова, Сейшелы, Кайманы, Бермуды, ОАЭ и другие. Поэтому, если вдруг подобные схемные построения вызовут подозрения у налоговых органов Европы и, по запросу «их» ФНС из оффшорной юрисдикции поступит информация о реальном владельце подобной конструкции, ситуация для строителей подобных схем может сложиться самая неприятная.
В принципе, подстраховаться можно и на этот случай (имея реальный, действующий офис и исполнительный орган в Европе и ряд соответствующих атрибутов), но, само собой, подобные затраты подъемны далеко не для всех участников ВЭД.
Отсюда резюме: подобное административное удаление таможенными органами РФ оффшоров «от границ России» не столь уж легко преодолимое препятствие, как может показаться. Поэтому для того, чтобы не просто сместить проблемы с поставками конца цепочки (из России) в ее центр (в Европу), следует очень внимательно отнестись к функционалу каждого из дополнительно возникающих звеньев.
Начать дискуссию