Елена Кудымова
Опубликовано: Журнал "Двойная запись" N 19-2002 год
О недавнем заявлении Михаила Касьянова о переходе с 1 января 2004 года всех российских предприятий на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) сейчас говорят все СМИ. Понятно, что переходить на МСФО нужно, но как это будет происходить на практике, до сих пор неизвестно. За разъяснениями мы обратились в Министерство финансов, которое и отвечает за поэтапный переход на международные стандарты.
Кому нужны МСФО?
Так уж сложилось, что все надежды на экономический рост в нашей стране связывают в первую очередь с иностранными капиталовложениями. Но для любого серьезного инвестора критерием доверия является финансовая отчетность о работе компании, причем составленная на понятном ему языке. Именно поэтому иностранные инвесторы уже почти десять лет с маниакальной настойчивостью повторяют свои пожелания о введении в России МСФО. Российское правительство столь же упорно обещает им это сделать. Приводить российские правила бухгалтерского учета в соответствие с международной практикой Минфин СССР начал еще в 1990-1991 годах, когда был выпущен План счетов бухгалтерского учета, уже во многом адаптированный к международным стандартам. Но определяющим стало постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г.N 283 "Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности". Эта программа предусматривала полный переход на новые стандарты бухучета в 2000 году. Но три года - это нереальный срок для свершения таких планов, и в апреле 2001 года правительство его продлило, утвердив документ под названием "Меры по реализации в 2001-2005 годах Программы реформирования бухгалтерского учета". На сегодняшний день утверждено уже 16 международных стандартов из существующих 35.Запад нам поможет
Цель реформы - привести национальную систему бухучета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Но уже сегодня к этой программе есть ряд конкретных претензий. Процесс реформирования бухгалтерского учета все чаще называют тупиковым, а Минфин обвиняют в том, что принимаемые им доморощенные стандарты никак не соответствуют международным. Многих настораживает то, что перевести на МСФО планируется все российские предприятия, тогда как это, по мнению наших предпринимателей, совершенно не нужно, особенно тем, кто работает исключительно на внутренний рынок. По предварительным подсчетам, по-настоящему нуждаются в МСФО лишь около 300 российских компаний, которые активно сотрудничают с зарубежными партнерами. Бухгалтеров же пугает то, что проблем с этими стандартами будет еще больше, чем сейчас с 25-й главой, и всем им придется переучиваться и перестраивать свои бухгалтерские программы. А отсутствие четких разъяснений по уже принятым новым методам учета и противоречия в самих нормативных актах создает еще больше проблем.Игорь Ложников, заместитель руководителя департамента бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ:
- Действительно, нас уже не раз упрекали в том, что мы подстраиваемся под какие-то правила, которые нам навязывают извне. Но на самом деле в основе всех этих изменений лежат объективные причины. Переход от плановой экономики к рыночной как раз и обусловливает использование тех методов, которые на протяжении десятилетий разрабатывались на западе. Международные стандарты - это не техника ведения учета, а скорее правила представления финансовой отчетности. При всем желании ни одно наше предприятие не сможет вести учет и составлять отчетность, опираясь только на международные стандарты. Ряд положений в отечественной школе бухгалтерского учета разработан более качественно и подробно, чем в тех же МСФО. Поэтому в первую очередь мы опираемся именно на эти наработки, и ни о каком слепом копировании не может быть речи. Не только из-за того, что мы являемся наследниками великой культуры бухгалтерского учета, но и прежде всего потому, что сами международные стандарты вовсе не обеспечивают ведение бухгалтерского учета в полном объеме. Иными словами, мы просто адаптируем международные стандарты к российским правилам. За те 10 лет, что длится процесс адаптации, Минфин провел большую работу. Последние ПБУ, принятые министерством, бухгалтеры уже имели возможность оценить. Это "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" и "Информация по прекращаемой деятельности". Не так давно были пересмотрены еще три документа: "Учет материально-производственных запасов", "Учет основных средств" и Методические указания по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора о доверительном управлении имуществом. В ближайшее время Минфин работает еще над двумя ПБУ: "Учет финансовых вложений" (положение уже разработано и сейчас находится на юридической экспертизе) и "Учет инфляционных ожиданий", которое планируется закончить в 2003 году. В перспективе финансисты собираются подогнать под международные стандарты периодическую отчетность, пояснительную записку, реорганизацию предприятий, учет аренды и др.Игорь Ложников:
- В 2004 году мы будем заниматься уже практическим внедрением тех положений, которые выпустили раньше. Но это вовсе не значит, что в 2004 году мы вдруг резко станем работать по-новому. Переходить на МСФО нужно постепенно, чтобы предприятия успевали перестроиться. Если, скажем, наше ПБУ было разработано и утверждено в 2001 году, то оно вступало в силу 1 января 2002 года. Положения, которые мы утверждаем сейчас, будут действовать с 1 января 2003 года. У организаций будет как минимум, три-четыре месяца, а в большинстве случаев не менее полугода, для того, чтобы привыкнуть и начать работать по новым правилам. В 2004 году реформирование российской системы бухгалтерского учета, конечно, не закончится. Бухгалтерский учет - зеркало нашей экономики. И пока она развивается, бухучет тоже будет видоизменяться и совершенствоваться.СТАНДАРТная обязаловка
Как утверждает Минфин, переход на МСФО обязателен для всех. Другое дело, что коснется он предприятий в разной степени. Организациям, которые проводят эмиссию ценных бумаг, придется существенно изменить порядок формирования сводной отчетности. Эта группа предприятий будет работать исключительно на основании тех положений, которые разрабатывает лондонский комитет по международным стандартам. Что касается отчетности юридических лиц, то она будет составляться по российским правилам, соответствующим международным стандартам. Малому предприятию достаточно будет один раз в год представлять баланс и Отчет о прибылях и убытках. Средние и крупные предприятия (но не крупнейшие) будут подавать пять форм годового отчета, обязательно заверенные аудиторским заключением. Что касается крупнейших предприятий, то чиновники считают, что информации в объеме пяти форм годового отчета для них будет не достаточно. Поэтому им придется отчитываться в строгом соответствии с МСФО. Правила составления отчетности по международным стандартам едины для всех предприятий. Как малые, так и крупные предприятия одинаково учитывают и основные средства, и материально-производственные запасы и пр. (они отражаются на одних и тех же счетах, оформляются одними и теми же первичными документами). Каким образом бухгалтерский учет будет соотноситься с налоговым - тоже немаловажный вопрос. Минфиновцы намерены максимально их сблизить. Для начала, по мнению чиновников, необходимо сделать так, чтобы налоговые расчеты базировались на данных бухгалтерского учета. А для этого показатели бухучета необходимо будет корректировать с учетом требований налогового законодательства. Министерство финансов уже подготовило Положение по учету расчетов по налогу на прибыль, которое позволит отразить все отклонения между налоговым законодательством и бухгалтерским учетом.Переучиваться никогда не поздно
Чем грозит эта реформа рядовому бухгалтеру? Естественно, придется повышать квалификацию. Программа реформирования бухгалтерского учета включает в себя целый блок мероприятий по подготовке и переподготовке кадров. Кто будет заниматься повышением квалификации бухгалтеров, догадаться не сложно. Если заместитель руководителя департамента бухгалтерского учета и отчетности говорит, что в этом вопросе Минфин отводит большую роль профессиональным объединениям, то понимать его следует буквально: повышать квалификацию бухгалтеров будет Институт профессиональных бухгалтеров. ИПБ, который является по сути детищем Минфина, для того и создавался, чтобы претворять в жизнь "министерские" планы. Недаром в составе президентского совета института числятся чиновники Минфина, включая руководителя департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Александра БакаеваИгорь Ложников:
- У нас создана достаточно разветвленная сеть учебно-методических центров, созданных на базе ИПБ. Они и будут заниматься переподготовкой кадров. Причем для главных бухгалтеров повышение квалификации будет в скором времени обязательным требованием. Это предусмотрено в проекте новой редакции Федерального закона "О бухгалтерском учете", где мы предполагаем ввести обязательную аттестацию главных бухгалтеров с тем, чтобы они в дальнейшем были не только заинтересованы, но и обязаны постоянно повышать свой теоретический багаж. Не исключено, что в скором времени выйдет какое-либо постановление или решение, обязывающее всех бухгалтеров пройти переподготовку к определенному сроку. Хотя нашим бухгалтерам не привыкать: перестраиваться им приходится по нескольку раз в год, реализуя на практике зачастую слишком сырые и поспешные идеи законодателей и министерств. Не меньший груз проблем обрушится и на руководителей предприятий. Во-первых, им необходимо будет приобрести новое программное обеспечение. Во-вторых, придется увеличивать штаты, если, конечно, позволят резервы. Не позволят - тройная нагрузка ляжет на плечи штатных бухгалтеров, поскольку первое время наверняка им надо будет составлять три варианта отчетности (налоговую и бухгалтерскую по российским и по международным правилам), пока не закончится так называемый переходный период. В-третьих, за переобучение бухгалтеров нужно платить. Так что переход на международные стандарты еще влетит российским предприятиям в копеечку.
Начать дискуссию