Онлайн-кассы

Московские кассы закроют микросхемы

1 октября этого года произошло событие, которое бухгвлтеры и бизнесмены оставили без особого внимания. Между тем фирмам оно принесет новые расходы и новые штрафы при провереках. Имя ему -- ЭКЛЗ.

1 октября этого года произошло событие, которое бухгвлтеры и бизнесмены оставили без особого внимания. Между тем фирмам оно принесет новые расходы и новые штрафы при провереках. Имя ему -- ЭКЛЗ.

О том, что кассы будут оснащать дополнительными «спецсредствами» для контроля выручки, говорили давно. Но реальностью эти планы стали лишь в начале этого года. Протоколом от 12 марта 2004 г. № 1/77-2004 Государственная межведомственная экспертная комиссия (ГМЭК) значительно перекроила список разрешенных моделей ККМ. Из реестра в два этапа исключались все аппараты, не оснащенные электронной контрольной лентой защищенной (ЭКЛЗ).

В результате с октября этого года зарегистрировать можно только кассовый аппарат, в который встроена контрольная лента. У таких кассовых аппаратов в названии стоит индекс «К», заменивший индекс «Ф», который обозначал фискальную память.

Тернистый путь

Начало истории электронной контрольной ленты положил протокол заседания ГМЭК от 15 июня 2000 г. № 2/56-2000. Этим протоколом чиновники приняли «предложенную ФАПСИ концепцию защиты фискальных данных». Развитие «концепции» последовало не сразу: лишь в ноябре 2001 года появилось определение ЭКЛЗ и технические требования к ней (протокол заседания ГМЭК от 27 ноября 2001 г. № 6/65-2001).

Обеспечив теоретическую базу, межведомственная комиссия обратилась к практике. На заседании 18 апреля 2002 года (протокол № 2/67-2002) был утвержден порядок экспертизы совместимых с контрольной лентой образцов касс. После этого события стали развиваться быстрее. Уже к середине 2002 года были готовы к испытаниям три модели новых чудо-ККМ. Воодушевленная результатами, комиссия предложила МНС с 1 января 2003 года «не принимать к регистрации контрольно-кассовые машины, в которых не реализована возможность функционирования ЭКЛЗ» (протокол заседания ГМЭК от 25 июня 2002 г. № 4/69-2002). Реестр разрешенных ККМ пополнили десятки моделей, индекс «К» которых свидетельствовал о совместимости этих аппаратов с ЭКЛЗ.

Однако внедрение затягивалось. Дату всеобщей «эклзации» сначала отодвинули на 1 июля 2003 года (протокол заседания ГМЭК от 19 декабря 2002 г. № 7/72-2002). Но и к этому сроку массовое производство контрольных лент налажено не было, поэтому межведомственной комиссии пришлось распорядиться «ускорить подготовку предложений по условиям конкурса по размещению заказа на производство и поставку ЭКЛЗ» (протокол от 26 февраля 2003 г № 1/73-2003).

После этого крайнюю дату отложили еще на полгода. Но не из-за вступления в силу нового закона о контрольно-кассовой технике, а «в связи с обращениями ФСБ России... и МНС России» (протокол заседания ГМЭК от 24 июня 2003 г. № 2/74-2003).

Наконец, протоколом от 12 марта 2004 г. № 1/77-2004 из госреестра были исключены все ККМ, не снабженные контрольной лентой. Часть «черного списка» ушла в прошлое с 1 июля, другая часть – с 1 октября 2004 г.

Зачем это было сделано?

Разработчики контрольной ленты утверждают: теперь корректировать выручку продавцам не удастся. Объяснить «на пальцах» основные отличия ЭКЛЗ от старой доброй фискальной памяти мы попросили Сергея Николаенко, заместителя генерального директора компании «Армакс», продающей кассовую технику.

«При пробитии чека ЭКЛЗ генерирует код, зависящий от номера кассы, суммы, даты и т. д., а также от особого ключа самой контрольной ленты, – прокомментировал господин Николаенко. – Этот код печатается на чеке и хранится в памяти. Так что теоретически, имея на руках чек, инспектор может проверить его подлинность. В интернете даже есть сайт www.atlastelecom.ru/kkm/cotrol/chek/main.php, где реализован алгоритм проверки. Другое принципиальное отличие – данные о пробитом чеке сбрасываются в память ленты сразу, а не в конце смены, как это происходит с фискальной памятью. Это значит, что самый популярный метод корректировки выручки – перед снятием Z-отчета – теперь невозможен».

Однако введение ЭКЛЗ сулит новые проблемы не только любителям занижать наличные обороты.

Одноразовые кассы

Проблема первая – ЭКЛЗ сильно ударит по карману. Сейчас производителям ККМ это устройство обходится по оптовой цене примерно 110 долларов. Для сравнения: стоимость самой простой портативной кассы с фискальной памятью – около 100 долларов. Следовательно, если учесть, что фискальная память в новых кассах с ЭКЛЗ все равно присутствует, цена таких ККМ возрастет более чем вдвое.

Но покупка кассового аппарата – это только вершина айсберга затрат. Контрольную ленту в отличие от фискальной памяти «обнулить» нельзя, и вместо старой ЭКЛЗ каждый раз придется покупать новую. Распространять в розницу их будут центры техобслуживания ККМ, и стоить новая контрольная лента будет порядка 140–160 долларов за штуку, что сопоставимо с ценой новой кассы.

Менять контрольную ленту нужно как минимум ежегодно. Иначе кассовый аппарат будет автоматически заблокирован. «При этом не имеет значения, пробивали ли вы чеки или касса весь год пылилась в подсобке, – пояснил Сергей Николаенко. – ЭКЛЗ меняют не реже раза в год».

Более того, при интенсивной работе кассы лента может заполниться быстрее, чем за год. В этом случае придется покупать новое устройство досрочно. «Память контрольной ленты – 0,5 мегабайта, – рассказывает Павел Лазоренко, инженер ООО “Терминал Сервис”. – Это почти такая же флеш-память, как и та, что используется для хранения данных в цифровых фото- и видеокамерах. Только там она может составлять 512 мегабайт и больше. Понятно, что все разговоры о прогрессивности ЭКЛЗ после этого можно оставить в стороне».

Потратиться на замену ЭКЛЗ придется и в других случаях. «Контрольная лента – сложное электронное устройство, и она может выйти из строя, например из-за перепада напряжения, – предупредил Павел. – А с неисправной ЭКЛЗ кассовый аппарат просто не будет работать. Но возможность ремонта ленты разработчиками не предусмотрена, поэтому выход один – замена».

Заменять придется и вполне исправные устройства – например, при продаже кассового аппарата другой организации.

А вы уверены,  что это будет работать?

Проблема вторая – ненадежность самой ЭКЛЗ. Об этом в один голос говорят работники центров техподдержки кассовых аппаратов. «Мы установили одному из наших клиентов аппарат Штрих-ФР-К, – рассказывает Дмитрий Самойлов, заместитель директора московского ЦТО. – На третий день – звонок: касса выдает сообщение “авария ЭКЛЗ”. Телефонные консультации не помогли, пришлось везти кассу в центр техобслуживания. Здесь мы ее оживили, но, думаю, это не надолго. Ждем новых звонков. Это еще фискальный регистратор, который работает, можно сказать, в “тепличном режиме” – с защитой от перепадов напряжения в сети и т. п. Трудно представить, что начнет твориться, когда “в массы” пойдут автономные ККМ и прочая мелочь».

«Концепция ЭКЛЗ совершенно не учитывает “человеческий фактор”, – заметил Павел Лазоренко. – Инспектор или работник ЦТО при инициализации устройства может, например, ошибиться при вводе ИНН фирмы. Такую ЭКЛЗ можно отправлять на свалку – неверные данные корректировать нельзя. Те же проблемы возникают при ремонте неисправных кассовых аппаратов. Одно неловкое движение – и прощай контрольная лента. Инженеры ЦТО превращаются в саперов, ошибающихся только один раз».

Есть еще одна техническая проблема – ЭКЛЗ довольно энергоемкое устройство. «Большинство современных кассовых машин имеет энергопотребление ниже, чем одна только ЭКЛЗ, – прокомментировал Дмитрий Самойлов. – Среди ККМ, продаваемых нашей фирмой, более 60 процентов приходится на портативные модели, которые могут работать от встроенного аккумулятора. Установка контрольной ленты в такие модели сократит время их автономной работы в несколько раз».

Покупатели тоже пострадают

Проблема ЭКЛЗ ударит не только по розничным торговцам, но и по фирмам, которые покупают товары за наличные. Как уже было сказано, кассовый аппарат, оснащенный ЭКЛЗ, печатает на чеке некое число, сгенерированное самой контрольной лентой. Его называют криптографическим проверочным кодом (КПК). Подлинность этого кода можно проверить, имея на руках один лишь чек.

Теперь предположим такую ситуацию. У вас выездная проверка, инспекторы смотрят авансовые отчеты. Все оформлено верно, наличные покупки подтверждены чеками ККМ. Но контролеры копают глубже – они проверяют код, стоящий на чеке. Если программа, проверяющая код, выдаст ошибку, то расходы по этому чеку исключат из налогового учета, а вычет по НДС восстановят и потребуют доплатить в бюджет.

«Мне на данный момент известно два случая, когда проверка криптографического кода выдавала ошибку, хотя число было сгенерировано самой ЭКЛЗ, – рассказывает Сергей Николаенко. – Так что вполне возможны претензии “на пустом месте”».

Заметим, что алгоритм проверки КПК официально не опубликован. И проверять, верный ли код стоит на чеке, покупатели не обязаны. Поэтому если инспектор, проведя некие «магические» манипуляции с кодом, объявит кассовый чек ненастоящим, никаких правовых оснований у этого заявления не будет. Хотя не исключено, что придется судиться.

ЭКЛЗ – вне закона?

Как все хорошо помнят, в июне прошлого года вступил в силу новый закон о контрольно-кассовой технике (закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Действовавший до этого закон о ККМ прямо устанавливал, что ГМЭК допускает или исключает из эксплуатации те или иные модели касс и ведет реестр.

По новому закону правила ведения реестра ККТ поручено Правительству России. По идее, правительство должно было установить, кто именно станет вести реестр. Однако до июня этого года выбор сделан не был. Таким образом, с момента вступления в силу нового закона о контрольно-кассовой технике (то есть с 28 июня 2003 г.) ГМЭК оставалась не у дел.

Но межведомственной комиссии это не помешало, и чиновники продолжали вносить в реестр новые модели, исключать оттуда старые и т. д. Точку поставила лишь апрельская правительственная реформа, упразднившая ГМЭК. Но было поздно – комиссия успела принять эпохальный протокол 12 марта 2004 г. № 1/77-2004, запретивший кассы без ЭКЛЗ.

Вывод можно сделать один: все изменения реестра после 28 июня 2003 года, то есть вступления в силу закона о ККТ, проведены с нарушениями. И отказ инспекции зарегистрировать кассу, которая фигурировала в реестре на эту дату, можно оспорить в арбитражном суде.

Взломать ЭКЛЗ пока не получается. Пока...

Чтобы узнать, действительно ли ЭКЛЗ положит конец «корректировке выручки для целей налогообложения», мы решили поговорить с инженером одного из столичных центров техобслуживания кассовой техники.

– Скажите, удалось ли уже кому-то взломать ЭКЛЗ?

– Скорректировать данные памяти контрольной ленты, насколько мне известно, пока не удалось никому.

– А технически это возможно?

– Думаю, что да. В качестве запоминающего устройства в ЭКЛЗ используется обычная флеш-память, как и в цифровой технике или в USB флеш-дисках для компьютера. Эти устройства позволяют стирать, перезаписывать информацию и так далее. Однако чтобы скорректировать данные, придется счищать заливку микросхемы, как-то к ней подключаться. Это будет заметно. Так что скорее всего использоваться будут другие методы.

– Какие, например?

– Нужно добиться, чтобы данные просто не попадали в память ленты. То есть блокировать запись в ЭКЛЗ всех или части печатаемых чеков. Например, каждый третий чек, либо чек свыше определенной суммы, либо чеки, пробитые в определенные часы, и т. д. Такие технологии уже отработаны на фискальной памяти. В ККМ вставляется «жучок», который блокирует запись «на лету». Правда, для ЭКЛЗ таких устройств еще нет, но когда есть спрос – появится и предложение.

– Получается, что сейчас у пользователей ККМ с контрольными лентами остается единственный способ уменьшить выручку – не пробивать чеки?

– Я думаю, что в ближайшее время появится эмулятор ЭКЛЗ. Ведь беда в том, что без контрольной ленты касса блокируется. А эмулятор, который вставляется в кассу, позволит ей нормально работать.

– До первой проверки?

– А что покажет проверка? Фискальная память в кассовом аппарате исправна. С юридической точки зрения придраться будет не к чему. Любые штрафы за отсутствие ЭКЛЗ сейчас незаконны.

– А как же быть с кодом, формируемым ЭКЛЗ? Его можно подделать?

– Теоретически – да. Но для этого нужно знать шифр. Чтобы его подобрать, даже очень мощному компьютеру понадобятся месяцы. Однако сейчас это не так важно. Алгоритм расчета кода не обнародован. И пользователь ККМ не обязан проверять, верные ли коды выдает его ЭКЛЗ, да и не в состоянии этого сделать.

– Когда, на ваш взгляд, появятся устройства, позволяющие корректировать выручку, проводимую через ККМ с контрольной лентой?

– Такие кассовые аппараты сейчас еще недостаточно распространены. Когда ЭКЛЗ станет массовым, появятся и конкретные технические решения по «борьбе» с ним. Причем можно не сомневаться, что по сравнению с фискальной памятью новые методы будут более изощренными, а стоимость услуг «специалистов» возрастет

Не выбрасывайте старые кассы

Хотя большинство ныне используемых кассовых аппаратов попали в «черный список» касс, исключенных из реестра, заменять их на новые не нужно. Это следует из пункта 5 статьи 3 Закона «О применении контрольно-кассовой техники...» от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ. Он гласит о том, что исключенные из реестра модели ККМ можно использовать «до истечения нормативного срока их амортизации». Так что пока аппарат не самортизирован полностью – пользуйтесь на здоровье.

Правда, закон не уточняет, какая именно амортизация – бухгалтерская или налоговая – имеется в виду. На наш взгляд, значение имеет именно бухгалтерский учет. Напомним, что ПБУ 6/01 предписывает фирмам самостоятельно определять срок службы ККМ. В принципе, никто не мешает вам устанавливать любой срок, хоть 30 лет. Более того, ПБУ разрешает пересматривать срок службы основных средств после реконструкции или модернизации. Замените любую деталь ККМ на более современную – и вот «жизнь» старой кассы продлена еще на несколько лет. Так оттягивать срок «эклзации» одной отдельно взятой фирмы можно довольно долго

Выбор сделан

Правительство лишь в июне этого года определилось, кто будет вести реестр контрольно-кассовой техники. Выбор пал на Федеральное агентство по промышленности (постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 285). Однако до сих пор никаких решений, связанных с реестром, ФАП не приняло

Мнение специалиста

Сергей Николаенко, заместитель генерального директора компании «Армакс»:

«При обмене данных между ККМ и контрольной лентой не проверяется, насколько корректно ЭКЛЗ фиксирует передаваемые данные. Предположим, что пробит чек на 100 рублей. Касса передает данные контрольной ленте, но никакого подтверждения назад не приходит. Если из-за сбоя ЭКЛЗ зафиксирует не 100 рублей, а, скажем, миллион, известно это станет только при проверке. Прозвище «черный ящик» подходит ЭКЛЗ как нельзя лучше

Мнение специалиста

Александр Ткачев, директор ЦТО:

«ЭКЛЗ – дорогое, но неэффективное нововведение. И далеко не первое. В 1998 году ввели совершенно ненужные средства визуального контроля – голограммы, которые должны наклеиваться на каждую ККМ при поставке и ежегодно обновляться центрами технического обслуживания. Потом появились паспорта версий для ККМ, за которые тоже нужно платить.

При себестоимости голограмм в 20-30 центов их продают за четыре доллара. Причем продавец – та же частная структура, которая сейчас распространяет ЭКЛЗ примерно с такой же прибыльностью (ООО «НПО Инфокристалл»). Паспорт версии продается по цене более двух долларов при себестоимости порядка 20 центов. Нетрудно умножить эти цифры на 2 миллиона кассовых аппаратов, работающих в России

Кто придумал ЭКЛЗ?

Виктор Селиванов, юрист компании, поставляющей ККМ:

«Разработчики контрольной ленты постоянно ссылаются на некое президентское распоряжение внедрить это устройство. Протокол заседания ГМЭК от 25 июня 2002 г. № 4/69-2002 даже начинается словами: «В соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 13 декабря 2001 года № Пр-2184... с 1 января 2003 года начать внедрение электронных контрольных лент защищенных (ЭКЛЗ)». Попросите показать это поручение – и вам откажут под разными предлогами (в правовых базах документа с такими реквизитами также нет – прим. ред.). На самом деле есть некая бумага с визой «Не возражаю» – и только. Так что внедрение ЭКЛЗ – целиком инициатива ее разработчиков

Благими намерениями вымощена дорога в ад

Вот как введение ЭКЛЗ прокомментировал глава экспертной коллегии журнала «Практическая бухгалтерия», автор книги “Годовой отчет-2004” Владимир Иванович Мещеряков:

«Не сомневаюсь, что контроль выручки должен стать более эффективным. Но станет ли ЭКЛЗ панацеей от “кассовых бед”? Способы борьбы с ней наверняка появятся, это лишь вопрос времени. Так что проблема эффективности контроля остается.

А вот от недостатков устройства никуда не денешься. Они перечислены в статье, так что повторяться не буду. Добавлю еще, что во многих случаях контрольная лента просто не нужна. Ведь в основном кассы используются в розничной торговле, а в большинстве регионов, в том числе в Подмосковье, этот вид деятельности переведен на ЕНВД. От выручки налог не зависит, так что контролировать ее просто незачем. Но, несмотря на это, покупать ЭКЛЗ обязаны и вмененщики.

Тем не менее верю, что ситуация изменится к лучшему. Разработчики ЭКЛЗ уверяют, что все ошибки, возникающие в работе с контрольной лентой, будут исправлены. Сотрудники центров техобслуживания и сами кассиры также научатся решать возникающие проблемы. Электронная контрольная лента будет дешевле.

Непонятно лишь, почему эти проблемы нельзя было предвидеть заранее. Остается надеяться, что в будущем кассовые изменения будут более обдуманными и взвешенными

Виктор КАЛГИН

Начать дискуссию