Налог на рекламу

О налогообложении бесплатной раздачи сувениров в рамках рекламных акций

Облагается НДС бесплатная раздача сувениров неопределенному кругу лиц в рамках рекламных акций. Ведь такая раздача является реализацией имущества в целях налогообложения.

Письмо Министерства финансов РФ
от 25.11.04 № 03-04-11/209

Облагается НДС бесплатная раздача сувениров неопределенному кругу лиц в рамках рекламных акций. Ведь такая раздача является реализацией имущества в целях налогообложения.

Источник: "Документы и комментарии" №23, 2004

Текст документа (в формате doc.)

Заметим, что Минфин России и ранее занимал аналогичную позицию (письмо Минфина России от 31 марта 2004 г. № 04-03-11/52; опубликовано в «ДК» № 10, 2004). МНС России также было солидарно с главным финансовым ведомством (письмо МНС России от 5 июля 2004 г. № 03-1-08/1484/18; опубликовано в «ДК» № 17, 2004; далее - письмо № 03-1-08/1484/18).

СУВЕНИР ПОДАРИЛ - НДС ЗАПЛАТИЛ

Авторы письма указывают, что безвозмездная передача права собственности на товар признается реализацией (п. 1 ст. 39, п. 1 ст. 146 НК РФ). А раз так, то передача сувениров, хоть и в рамках рекламной кампании, является объектом обложения НДС.

На самом деле с аргументами Минфина России спорить сложно. Ведь налоговое законодательство РФ в целях НДС признает реализацией безвозмездную передачу права собственности на товар. И, как правомерно указывает в комментируемом письме Минфин России, товаром для налогообложения является любое имущество: как предназначенное для реализации, так и фактически реализуемое (п. 3 ст. 38 НК РФ). Кстати, то же самое подтверждает и судебная практика (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 октября 2004 г. по делу № А13-4082/04-14).

Поэтому, на наш взгляд, если плательщик раздает всем подряд сувениры, со стоимости таких сувениров он обязан исчислить и заплатить НДС.

КАК СНИЗИТЬ СУММУ НДС

Что же может сделать плательщик, чтобы хоть как-то снизить сумму НДС? Ведь в рассматриваемой ситуации налог придется платить из собственных средств.

Для начала нужно определить налоговую базу по НДС по подаренным сувенирам с учетом рыночных цен (п. 2 ст. 154 НК РФ).

К примеру, если в качестве сувенира подарен фломастер, то его рыночная стоимость определяется исходя из цен, сложившихся в этом же регионе по идентичным (однородным) товарам (п. 4 ст. 40 НК РФ). То есть по такому же или по похожему фломастеру. А вот если плательщик раздавал буклеты, в которых рассказано о нем, его услугах, результатах работы, то в этом случае рыночная стоимость определяется затратным методом. То есть с учетом трат на производство (приобретение), доставку, хранение и т. п. (п. 10 ст. 40 НК РФ). Ведь идентичные таким буклетам товары вряд ли существуют.

При этом плательщик может уменьшить цену безвозмездно переданных сувениров (подп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ). И тем самым снизить сумму НДС. Главное - закрепить и обосновать это в локальном акте организации (в приказе). И помнить, что при уменьшении стоимость сувенира не должна отклоняться более чем на 20 процентов от уровня цен, применяемых плательщиком по идентичным товарам в непродолжительный период времени. Оправдать снижение цен может, например, сезонный характер товара, скорое истечение срока годности, снижение потребительского спроса, реализация опытного образца и т. п.

КАК УМЕНЬШИТЬ налог на прибыль

Заметим, что в целях налогообложения прибыли стоимость безвозмездно переданных сувениров в составе расходов не учитывается (п. 16 ст. 270 НК РФ).

Но переживать не стоит. Ведь НК РФ позволяет отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, рекламные траты (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). Следовательно, если на сувенирах будет содержаться информация о плательщике (наименование, адрес, логотип, тел./факс, e-mail и т. п.), а сами сувениры плательщик будет раздавать неопределенному кругу лиц, то в таком случае безвозмездная передача будет являться передачей в рекламных целях (ст. 2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе»).

Здесь важно не забыть, что рекламные расходы, а именно расходы на бесплатные сувениры, плательщик вправе учитывать только в пределах 1 процента от выручки (п. 4 ст. 264 НК РФ). Все, что свыше этого лимита, - за счет собственных средств.

КОГДА НДС МОЖНО НЕ ПЛАТИТЬ

Итак, мы выяснили, что НДС нужно заплатить, если сувениры бесплатно раздаются неопределенному кругу лиц в различных местах в рекламных целях.

Но если плательщик в ходе акции дарит покупателям подарки при приобретении ими какого-либо товара, то в этом случае безвозмездной передачи нет. Но при условии, что стоимость подарка продавец заложил в стоимость покупаемого товара. Следовательно, платить НДС с таких подарков не нужно (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 августа 2003 г. № КА-А40/5796-03П).

Подробнее об этом можно прочитать в комментарии к письму № 03-1-08/1484/18.

ВЫЧЕТ ВХОДНОГО НДС

Если в целях НДС учитывать бесплатную раздачу сувениров как безвозмездную передачу имущества, то входной НДС, уплаченный при приобретении этих сувениров, плательщик вправе принять к вычету в полном объеме. Об этом Минфин России сообщил в письме от 30 сентября 2003 г. № 04-03-11/78

. Эксперт «ДК»
Е.Б. Чернышева

Начать дискуссию