Основные средства

Коэффициента 0,5 нет, а разницы между бухгалтерским и налоговым учетом остались

До 1 января 2009 г. главой 25 НК РФ был предусмотрен специальный коэффициент 0,5, который следовало применять к основной норме амортизации в отношении «дорогих» легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов.

Источник: ИКГ «АйСи Групп»

До 1 января 2009 г. главой 25 НК РФ был предусмотрен специальный коэффициент 0,5, который следовало применять к основной норме амортизации в отношении «дорогих» легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов. К «дорогим» автомобилям (микроавтобусам) были отнесены:
- автомобили и микроавтобусы, приобретенные после 1 января 2008 г. и имеющие первоначальную стоимость более 600 000 и 800 000 руб. соответственно;
- автомобили и микроавтобусы, приобретенные до 1 января 2008 г. и имеющие первоначальную стоимость более 300 000 и 400 000 руб. соответственно;

С 1 января 2009 г. из текста главы 25 НК РФ исчезли положения о применении понижающего коэффициента 0,5 к легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам. Соответственно, все легковые автомобили и пассажирские микроавтобусы с 2009 года  амортизируются на общих основаниях. Это касается, в том числе, и тех автомобилей (микроавтобусов), которые были приобретены до 1 января 2009 г. Отметим, что еще в начале 2009 г. вопрос о том, как амортизировать старые (т.е. приобретенные до  1 января 2009 г.) автомобили, решался не столь однозначно.

Дело в том, что в статье 3 Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ указано, что с 2009 года коэффициент 0,5 не применяется к приобретенным до 1 января 2009 г. автомобилям (микроавтобусам), имеющим первоначальную стоимость выше 600 000 руб. (800 000 руб.). Однако, как мы указали выше, стоимостные пределы 600 000 руб. и 800 000 руб. применялись до 1 января 2009 г.  только к тем автомобилям и микроавтобусам, которые были введены в эксплуатацию в 2008 году. К автомобилям и микроавтобусам, введенным в эксплуатацию до 1 января 2008 г., применялись стоимостные критерии 300 000 руб. и 400 000 руб. соответственно (письма Минфина России от 11.04.2008 № 03-03-06/1/269 и от 18.01.2008 № 03-03-06/1/11).

Вот и возник вопрос о том, в каком порядке следует амортизировать в 2009 году автомобили (микроавтобусы), приобретенные до 1 января 2008 г. и имеющие первоначальную стоимость выше 300 000 руб. (400 000 руб.): с применением коэффициента 0,5 или без. Ведь формально они под статью 3 Закона № 224-ФЗ не подпадают, соответственно, был риск того, что налоговики воспользуются этой явной неточностью, допущенной законодателем, и будут настаивать на продолжении применения к таким автомобилям (микроавтобусам) коэффициента 0,5.

Отрадно, что Минфин России решил не ограничиваться формальным прочтением закона, а посчитал возможным исходить из сути внесенных изменений. По  разъяснению Минфина России (письмо от 10.02.2009 № 03-03-06/1/47), норма, закрепленная в ст.3 Закона № 224-ФЗ, распространяется и на автомобили (микроавтобусы), имеющие первоначальную стоимость от 300 000 до 600 000 руб. (от 400 000 до 800 000 руб.). Таким образом, с 2009 года все автомобили и микроавтобусы, независимо от их стоимости и момента ввода в эксплуатацию, амортизируются в общем порядке без каких-либо обязательных понижающих коэффициентов. При этом по автомобилям, приобретенным до 1 января 2009 г., амортизация, начисленная до 1 января 2009 г. с применением коэффициента 0,5, пересчету не подлежит (письмо Минфина России от 10.04.2009 № 03-03-06/2/79).

ПРИМЕР 1.
В апреле 2008 г. организация приобрела и ввела в эксплуатацию легковой автомобиль с первоначальной стоимостью 720 000 руб. В соответствии с Классификацией он относится к 3-й амортизационной группе. Организация установила срок полезного использования по автомобилю 48 месяцев. Метод начисления амортизации – линейный. Ежемесячная норма амортизации – 2,083% (100% : 48 мес.).
В течение 2008 г., в соответствии с п.9 ст.259 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2009 г., при начислении амортизации по автомобилю организация должна была применять понижающий коэффициент 0,5. Ежемесячная сумма амортизационных отчислений по автомобилю в 2008 г. – 7500 руб. (700 000 руб. х 2,083% х 0,5).
С мая по декабрь 2008 г. организация начислила амортизацию по автомобилю в сумме 60 000 руб. (7500 руб. х 8 мес.).
В соответствии с учетной политикой на 2009 год амортизация по всем объектам амортизируемого имущества начисляется линейным методом.
С 1 января 2009 г. организация должна прекратить применять коэффициент 0,5 к норме амортизации автомобиля. Соответственно, с января 2009 г. она ежемесячно включает в состав расходов сумму амортизации по автомобилю в размере 15 000 руб.

* * *
Организациям, применяющим ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», нужно учитывать, что наличие на балансе автомобилей, приобретенных до 1 января 2009 г., по которым ранее в налоговом учете применялся коэффициент 0,5, приводит к возникновению временных разниц.
При этом возможны две ситуации.

Если срок полезного использования автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете одинаков, то до 1 января 2009 г. сумма амортизации в бухгалтерском учете в 2 раза превышала налоговую амортизацию. Поэтому ежемесячно в бухгалтерском учете образовывалась временная вычитаемая разница (ВВР) и соответствующий ей отложенный налоговый актив (ОНА). С 2009 года суммы амортизации в бухгалтерском и налоговом учете стали одинаковыми. При этом остаточная стоимость автомобиля на 1 января 2009 г. в бухгалтерском учете меньше, чем в налоговом. Поэтому в бухгалтерском учете  автомобиль самортизируется раньше. Соответственно, погашение отложенных налоговых активов, начисленных до 1 января 2009 г., начнется после того, как бухгалтерская остаточная стоимость автомобиля станет равна нулю. 

ПРИМЕР 2.
В условиях примера 1 предположим, что в бухгалтерском учете по автомобилю был установлен тот же срок полезного использования, что и в налоговом – 48 месяцев.
Тогда сумма амортизации по автомобилю за май – декабрь 2008 г. в бухгалтерском учете составила 120 000 руб. Соответственно, к 1 января 2009 г. в бухгалтерском учете образовалась ВВР в сумме 60 000 руб. и организация должна была в 2008 году начислить ОНА в сумме 14 400 руб. (60 000 руб. х 0,24):

Д-т счета 09 – К-т счета 68/Налог на прибыль – 14 400 руб.

С 1 января 2009 г. в связи с изменением ставки налога на прибыль организация должна пересчитать начисленный ОНА: 14 400 руб. : 24 х 20 = 12 000 руб.
Возникшая в результате пересчета разница списывается на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) (п.15 ПБУ 18/02):

Д-т счета 84 – К-т счета 09 – 2400 руб. – списана разница, возникшая в связи с изменением ставки налога на прибыль (14 400 руб. – 12 000 руб.). 

В период с января 2009 г. по апрель 2012 г. суммы амортизации по автомобилю в бухгалтерском и налоговом учете будут одинаковыми. Поэтому в этом периоде никаких разниц в бухгалтерском учете не возникает. С мая 2012 г. (49-й месяц) амортизация по автомобилю будет начисляться только в налоговом учете, поскольку в бухгалтерском учете к этому моменту остаточная стоимость автомобиля уже будет равна нулю.
За период с мая по август 2012 г. в налоговом учете будет начислена амортизация в сумме 60 000 руб. За этот период и произойдет списание начисленного в 2008 году ОНА:

Д-т счета 68/Налог на прибыль – К-т счета 09 – 12 000 руб.  – списан ОНА (60 000 руб. х 0,2) (в данном случае мы предполагаем, что до 2012 года продолжает действовать ставка налога на прибыль в размере 20%).

 
Некоторые организации, стремясь сблизить данные бухгалтерского и налогового учета, до 1 января 2009 г. в бухгалтерском учете устанавливали по автомобилям сроки полезного использования в 2 раза выше, чем в налоговом учете. При этом суммы амортизации в бухгалтерском и налоговом учете совпадали. Если вы действовали подобным образом, тогда до 1 января 2009 г. у вас действительно не было никаких разниц. Но после 1 января 2009 г., после отмены обязательного коэффициента 0,5, налоговая амортизация выросла в 2 раза, а бухгалтерская амортизация осталась прежней. Это привело к тому, что с января 2009 г. в бухгалтерском учете стали образовываться налогооблагаемые временные разницы (НВР) и соответствующие им отложенные налоговые обязательства (ОНО). Эти разницы будут образовываться до тех пор, пока в налоговом учете остаточная стоимость автомобиля не станет равна нулю. После этого амортизация будет начисляться только в бухгалтерском учете, что приведет к постепенному погашению начисленных ОНО.

ПРИМЕР 3.
В условиях примера 1 предположим, что в бухгалтерском учете по автомобилю был установлен срок полезного использования 96 месяцев.
Тогда в 2008 г. амортизация начислялась в бухгалтерском и налоговом учете в одинаковых суммах, поэтому в 2008 г. никаких разниц не возникало. Остаточная стоимость автомобиля на 1 января 2009 г. в бухгалтерском и налоговом учете одинакова – 660 000 руб.   
С января 2009 г. налоговая амортизация составляет 15 000 руб. в месяц, а бухгалтерская, как и прежде, - 7500 руб. в месяц. Соответственно, ежемесячно, начиная с января 2009 г., в бухгалтерском учете будет возникать НВР в сумме 7500 руб. и организация ежемесячно должна начислять ОНО в сумме 1500 руб. (7500 руб. х 0,2):

Д-т счета 68/Налог на прибыль – К-т счета 77 – 1500 руб.

ОНО будет начисляться ежемесячно вплоть до августа 2012 г., когда в налоговом учете остаточная стоимость автомобиля станет равна нулю.
Начиная с сентября 2012 г. автомобиль будет амортизироваться только в бухгалтерском учете. Амортизация будет начисляться по 7500 руб. в месяц ее 44 месяца (до апреля 2016 г.) За этот период и произойдет списание начисленного ОНО.
Соответственно, ежемесячно начиная с сентября 2012 г. будет списываться часть начисленного ОНО:

Д-т счета 77 – К-т счета 68/Налог на прибыль – 1500 руб.  – списан ОНО (7500 руб. х 0,2) (в данном случае мы предполагаем, что все годы (вплоть до 2016 года) продолжает действовать ставка налога на прибыль в размере 20%)

В принципе, существует способ и после 1 января 2009 г. избежать возникновения разниц. Ведь хотя обязательный коэффициент 0,5 в налоговом учете больше не применяется, однако у организаций сохранилось право применять понижающие коэффициенты на добровольной основе. Поэтому теоретически руководитель организации может принять решение начислять амортизацию по автомобилям, приобретенным до 1 января 2009 г., с применением коэффициента 0,5. Однако нужно иметь в виду, что это решение должно быть закреплено в приказе об учетной политике для целей налогообложения на соответствующий год (п.4 ст.259.3 НК РФ).   

  По материалам книги «Основные средства»

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию