Налоговая реформа идет полным ходом. Теперь за нее принялись не только федеральные власти, но и региональные. Подмосковные чиновники взялись за инновации революционно: они планируют принять единый закон, который объединяет все налоговые законы области
Первым быть всегда тяжело
О первом кодифицированном законе, который включает все налоги Московской области, начали говорить еще в конце прошлого года. В итоге зимой подмосковная Дума одобрила законопроект «Правовое регулирование налогообложения в Московской области» (решение от 25 февраля 2004 г. № 4/88).
Правда, сразу принять закон депутаты отказались – отправили его на доработку. Понять их нерешительность в этом вопросе несложно. Ведь сейчас в Госдуме на рассмотрении находятся несколько законопроектов, которые вносят изменения в региональные и местные налоги. А изменения федерального Налогового кодекса требуют изменений и в законодательстве субъектов.
В частности, в конце осени Госдума будет рассматривать во втором чтении изменения в Налоговый кодекс о 32 главе «Земельный налог». Поэтому разработчики подмосковного кодекса пока только включили в него название главы о земельном налоге, а содержание добавят позднее, когда будут приняты изменения в кодекс.
По словам председателя Комитета по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики подмосковной Думы Андрея Епишина, принятие кодифицированного закона – серьезный шаг, который «поднимает законотворческую работу на более высокий уровень». К тому же Московская область – первый регион, который предпринял попытку объединить все местные налоговые законы в один. А это лишний раз доказывает, что Подмосковье в этом вопросе лидер.
Кстати, в комиссии по доработке проекта принимают участие не только депутаты, но и представители губернатора Московской области, а также представители Федеральной налоговой службы.
Старые налоги по-новому
Московская областная Дума планирует успеть принять закон, в котором будут учтены все изменения федерального законодательства, в этом году, чтобы он вступил в действие с 1 января 2005 года.
В проекте закона – шесть разделов. Первый содержит общие положения. К примеру, в нем сказано, что теперь в едином законе собраны все региональные и местные налоги.
Далее следуют три раздела, регламентирующие полномочия областной Думы по определению отдельных элементов всех региональных налогов. В отношении налога на имущество компаний, а также транспортного налога установлены ставки, порядок и сроки уплаты налога и льготы. По налогу на игорный бизнес в законе установлены конкретные ставки.
А вот земельный налог пока только заявлен как отдельная глава и сейчас дорабатывается законодателями. Планируется установить отдельные коэффициенты и налоговые льготы.
В законе установлены также и виды предпринимательской деятельности, при которых надо использовать вмененку.
Льгот станет меньше
Пятый раздел подмосковного кодекса регламентирует льготы. Естественно, сразу бросается в глаза, что их стало гораздо меньше. Сейчас они установлены Законом «О льготном налогообложении в Московской области» от 28 июля 1997 года № 39/97-ОЗ.
По словам разработчиков законопроекта, льгот действительно стало меньше. В закон, который будет принят, не входят, во-первых, статьи, которые за три года не использовал ни один налогоплательщик. Во-вторых, статьи, действие которых было приостановлено бюджетным законом до двух лет. В-третьих, статьи, которые отменятся с 2005 года федеральным законом.
К тому же по транспортному налогу в законе оставлены только льготы по специализированному транспорту и для отдельных категорий физических лиц. К примеру, в соответствии с пунктом 2 статьи 23 проекта Закона «Правовое регулирование налогообложения в Московской области» от уплаты транспортного налога освобождены организации инвалидов.
Что касается льгот налога на имущество, то здесь, напротив, законопроект их увеличивает в связи с изменением федерального Налогового кодекса. Скажем, для некоторых категорий плательщиков законопроект устанавливает уменьшение суммы налога на 25 процентов (п. 2 ст. 35 законопроекта).
А вот вопрос о льготах для инвестиций на территории Московской области пока еще не решен. В проект закона статья о льготах, предоставляемых «пользователям объектов производственных инвестиций», включена, но механизм предоставления законодателями еще не определен. Поскольку законы области по стратегическому планированию и об инвестиционной деятельности еще не приняты.
К чему такие сложности?
В целом новый проект объединяет чуть менее пятидесяти налоговых законов Московской области. С введением в действие нового кодифицированного закона будет отменен целый ряд других, например «О льготном налогообложении в Московской области».
По мнению разработчиков законопроекта, у подмосковного налогового кодекса есть несколько неоспоримых преимуществ. Во-первых, законодателям теперь будет гораздо проще отслеживать и вносить все изменения. Во-вторых, используя единую терминологию, можно избежать судебных споров налогового ведомства с компаниями.
Естественно, что такой единый закон упростит жизнь и налогоплательщикам, и чиновникам. Проверяющим учреждениям станет проще контролировать уплату налогов, а компаниям и предпринимателям – использовать льготы и другие поблажки.
Степан Цырульников, юрисконсульт подмосковной компании «Стэйт», утверждает, что преобразования напрашивались сами собой: «За последние десять лет налоговая реформа на федеральном уровне не только не уменьшилась, но все более активизировалась. Постоянно меняющееся налоговое законодательство требовало каких-то кардинальных преобразований и на местах. В Московской области из-за этого ежегодно принималось до десяти законов, которые вносили изменения в действующее региональное законодательство. К примеру, Закон «О льготном налогообложении в Московской области» изначально был принят в 1995 году, но два года спустя его пришлось полностью переписать и принять в новой редакции.
Региональный кодифицированный закон облегчит задачу всем – как чиновникам, так и налогоплательщикам. С одной стороны, подмосковной Думе теперь будет проще отслеживать и вносить в единый региональный акт все новшества и изменения. Сейчас же таких законов очень много, к тому же подавляющее большинство из них противоречит друг другу.
С другой стороны, налогоплательщикам будет гораздо проще ориентироваться в одном законе, где можно будет все найти. Порой и специалисту трудно в таком объеме информации, не говоря уж об обычных людях».
Мнение
Алексей Беклемишев, генеральный директор ООО «Консалтинговая компания «Эскорт XXI», считает подобную инициативу весьма полезной и своевременной. Не секрет, что серьезных инвесторов всегда отпугивает сложность и непрозрачность налогового законодательства. Единый закон, вне всякого сомнения, значительно улучшит инвестиционный климат в области.
Светлана ЛАРИНА
Материал предоставлен журналом «Московский бухгалтер», №11 2004 г.
Начать дискуссию