Право

Вместо создания качественных дорог - бюрократические уловки

По давно сложившейся в нашей стране традиции, недовольство чем-либо, высказанное на самом высоком уровне, вызывает бурный приступ активности нижестоящих структур, тут же начинающих работу по принципу «кто быстрее доложит».
Вместо создания качественных дорог - бюрократические уловки
На фото Юрий Дмитриев

По давно сложившейся в нашей стране традиции, недовольство чем-либо, высказанное на самом высоком уровне, вызывает бурный приступ активности  нижестоящих структур,  тут же начинающих работу по принципу «кто быстрее доложит». 

Сегодня я бы хотел поговорить о Техническом регламенте безопасности колесных транспортных средств, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г.  N 720. Никто не собирается отрицать необходимости принятия подобного документа,  тем более  что работа над его проектом  шла  достаточно давно. Однако толчком к ускорению его появления стало справедливое возмущение Президента РФ целой чередой массовых аварий на российских дорогах и большим  числом погибших в них граждан.

В силу  большого объема названного документа и технических сложностей понимания отдельных его норм,  обратимся лишь к  отдельным его аспектам.  Итак, в статье 1 Регламента определяется предмет его правового регулирования: защита жизни и здоровья граждан, охрана окружающей среды, защита имущества физических и юридических лиц,  государственного и муниципального имущества и предупреждение действий,  вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.  Сразу же возникает целый ряд вопросов. Во-первых, основными приобретателями колесных транспортных средств  в  нашей  стране являются граждане – физические лица, участники гражданского оборота. Таким образом, приобретаемые  ими  колесные  транспортные  средства  являются объектами частной собственности. Почему же в перечне форм собственности, подлежащих защите в соответствии с настоящим регламентом,  отсутствует этот тип собственности?

Во-вторых, в  тексте  этой  нормы не определяется перечень участников регулируемых общественных отношений. В последующих статьях Регламента появляется один из участников этих отношений – изготовитель или его официальный представитель (ст.  5). Причем речь идет о контроле безопасности колесных средств  независимо от места их изготовления. Поскольку отечественный автопром явно доживает последние дни, большинство находящихся в эксплуатации в России автомашин импортного производства. Как предполагается контакт с ним российских контролирующих служб? Кто вправе выступать его официальным  представителем в нашей стране: торгующая организация, владелец транспортного средства (особенно если оно приобретено им до вступления в силу Регламента) или иное лицо? На эти важнейшие вопросы Регламент ответа не дает.

В следующей статье 4 определяется  перечень  объектов,  на которые не распространяется действие регламента. В их число попали транспортные средства, принадлежащие организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской  Федерации (дипломатические,  консульские, международные и подобные организации). Действительно, в  соответствии с Венской конвенцией о дипломатических отношениях эти транспортные средства не  подлежат досмотру и проверке с позиций нарушения прав находящихся в них лиц, но при этом эти средства не перестают быть источниками повышенной опасности, а также объектами контроля их технического состояния. Тем более что и эти автомобили могут передаваться в пользование по нотариально оформленной доверенности.

Регламент содержит ряд технических терминов, в отношении которых предпринимается  попытка определить их с позиций права. Это абсолютно необходимо в случае возникновения судебного спора между сторонами. Автор не претендует на оценку правильности определения таких понятий как «комбинированные огни», «корректор света фар», «исходная ось» и ряд других.  Но есть ряд понятий, которые даже на взгляд обывателя вызывают двусмысленное понимание. Например, «подтекание» – появление жидкости на поверхности деталей герметических систем транспортного средства,  воспринимаемое на ощупь (ст. 5). Какой жидкости? Что значит на ощупь?

Или целый ряд других понятий,  определяющих существо конструкции транспортного средства: «эффективное действие тормозной системы», «эффективное действие рулевого управления», «минимизация травмирующих воздействий»,  «минимизация физического воздействия на других участников движения» и т.д.  Эти расплывчатые, оценочные понятия явно рассчитаны на получение  коррупциогенного эффекта. Кто призван оценить существо этих «эффективных действий»? Разумеется, чиновник.  Со всеми вытекающим для него материальными выгодами.

Еще один любопытный момент. Регламент запрещает устанавливать на транспортные средства,  включая  транспортные  средства повышенной проходимости, выступающих вперед частей конструкции, крепящихся к бамперу или другим элементам передней части транспортных средств, изготавливаемых из стали (ст. 6). Понятно, что авторы этой нормы имели в виду так называемые  «кенгурятники», устанавливаемые на  джипы,  используемые  в городских условиях.

Очевидно, что это явное излишество. Но ведь речь идет о «транспортных средствах повышенной проходимости»,  в том числе и оборудованных лебедками для движения  по  труднопроходимой  местности. Какая же тут забота о защите жизни и здоровья граждан,  продекларированная в ст. 1 Регламента?

И, наконец, самое главное.  Цель Регламента – одобрение типа транспортного средства, то есть оценка транспортного средства на  соответствие требованиям рассматриваемого технического регламента (ст.  5).  Эту функцию осуществляет,  по мысли авторов, Федеральное  агентство по техническому регулированию и метрологии. Таким образом, человека, рядового гражданина опять загнали в число  участников спора, стороной которого он не должен быть по причине своей некомпетентности.  Человек, находящийся за рулем, не обязан знать, к какому типу относится его транспортное средство и соответствует ли оно выдуманным российскими бюрократами стандартам. И самое главное: как это влияет на состоянии безопасности участников дорожного движения?

Представляется, что появление подобного  рода  нормативных актов лишний раз подтверждает правоту сторонников концепции замены государственных технических осмотров (читай: формы легального вымогательства  нелегитимных  платежей)  диалогом  станции технического обслуживания с уполномоченными контролирующими государственными структурами. По крайней мере, этот диалог может вестись на профессиональном языке.  Также, на наш взгляд, целесообразно подключить Общероссийское общественное движение «Движение автомобилистов России» во главе с В.В. Похмелкиным к профессиональному анализу  данного Регламента на предмет его конституционности и  коррупциогенности.  Примечательно,  что  столь важный для большинства граждан документ вводится в действие решением Правительства,  без предварительного обсуждения  и  экспертной оценки.  Поэтому хотя бы те двенадцать месяцев, которые установило Правительство на введение  Регламента  в  действие, нельзя потерять напрасно.

Комментарии

2
  • ermakov4 , не смешите, приезжайте в Приморский край и посмотрите какие здесь дороги и для многих уголков нашего края лебедки - это просто необходимость.
    В этом регламенте уже недвусмысленно намекают на запрет правого руля. На Дальнем же Востоке праворульных машин около 90%. О чем это говорит?
    Да все о том же, наше уважаемое Правительство как ставило народ раком, так и ставит, никакие акции и митинги не помогают, они все пытаются поднять свой любимый ВАЗ, уже ввалило в него такое количество денег, на которое можно было как минимум один регион обеспечить безопасными дорогами.
  • Dezzz
    Очевидно, что наше государство просто лоббирует наш автоваз. Плохая идея его реанимировать((( Это бесполезное занятие(

QIWI станет страусом

QIWI объявляет о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году

ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО

Выбрали главное из интервью, которое Вадим Кулик дал «Ведомостям»

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Счета-фактуры

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Законопроекты

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Интересные материалы

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.