Налог на прибыль

НДФЛ и налог на прибыль: новые изменения

Федеральный закон от 19.07.2009 г. № 202-ФЗ (далее – Закон № 202-ФЗ) внес ряд поправок в нормы Налогового кодекса, касающиеся налогообложения налогом на прибыль и НДФЛ, а также признал утратившими силу некоторые положения Федерального закона от 26.11.2008 г. № 224-ФЗ.

Федеральный закон от 19.07.2009 г. № 202-ФЗ (далее – Закон № 202-ФЗ) внес ряд поправок в нормы Налогового кодекса, касающиеся налогообложения налогом на прибыль и НДФЛ, а также признал утратившими силу некоторые положения Федерального закона от 26.11.2008 г. № 224-ФЗ.

В  настоящей статье подробно рассматриваются основные изменения, а также периоды, на которые они распространяются.

Основные июльские коррективы касаются порядка определения налоговой базы по НДФЛ при получении доходов в виде материальной выгоды, применения социальных и имущественных налоговых вычетов, а также особенности порядка исчисления, уплаты и подачи необходимых сведений по НДФЛ налоговыми агентами. Что касается налога на прибыль, то изменения внесены в нормы, устанавливающие порядок отнесения на расходы, учитываемые при налогообложении прибыли организаций, затрат в виде платежей на обязательное и добровольное имущественное страхование, а также уточнен порядок признания процентов по долговым обязательствам.

НДФЛ

Доходы в виде материальной выгоды

С 1 января 2010 года из налоговой базы по НДФЛ наряду с материальной выгодой, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, подлежит также исключению материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными на покупку земельных участков для индивидуального жилищного строительства и на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.

Одновременно в новой редакции подпункта 1 пункта 1 статьи  212  НК  РФ предусмотрено, что освобождается от налогообложения НДФЛ материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными средствами, предоставленными банками, находящимися на  территории РФ, в целях рефинансирования (перекредитования) займов (кредитов), полученных на новое строительство либо приобретение на  территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, или на которых расположены приобретаемые жилые дома, либо доли (долей) в них.

Однако стоит обратить внимание на то, что материальная выгода от  экономии на процентах за пользование заемными средствами в целях рефинансирования кредитов, полученных на цели, указанные выше, освобождается от налогообложения НДФЛ только в том случае, если рефинансирующий банк находится на территории России. Иначе на основании статьи 228 НК РФ физическим лицам придется самостоятельно исчислить сумму НДФЛ с такой материальной выгоды, представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую декларацию и уплатить исчисленную сумму налога в бюджет.

В текущей редакции подпункта 1 пункта 1 статьи 212 НК РФ установлено, что освобождение от налогообложения НДФЛ материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствами, предоставленными на вышеуказанные цели, осуществляется, если налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ. Эта формулировка вызывала ряд вопросов касательно перечня необходимых документов, которые могут подтвердить такое право налогоплательщика. Согласно официальной позиции материальная выгода не облагается НДФЛ, если налогоплательщик представил в организацию, выдавшую кредит (заем), уведомление (подтверждение), полученное от налоговых органов, которое подтверждает его право на имущественный налоговый вычет (письма Минфина РФ от 01.04.2009 г. № 03-04-05-01/164, от  15.10.2008 г. № 03-04-07-01/201).

В новой редакции уточняется, что указанная выше материальная выгода освобождается от налогообложения при условии наличия права у  налогоплательщика на получение имущественного вычета, установленного подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ, подтвержденного налоговым органом в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 220 НК  РФ. То  есть для подтверждения наличия права на имущественный вычет налогоплательщику необходимо обратиться в налоговый орган для получения указанного подтверждения по соответствующей форме.

Однако в связи с внесенными изменениями у организаций может возникнуть вопрос касательно порядка налогообложения сумм, выплаченных ими своим работникам в части компенсации процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилых помещений.

Напомним, что в соответствии с налоговым законодательством не  облагаются НДФЛ суммы, выплачиваемые организациями (ИП) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в  состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по  налогу на прибыль (п. 40 ст. 217, подп. 17 п. 1 ст. 238 НК РФ). При этом расходы на  возмещение затрат работников по уплате процентов по  таким займам учитываются в составе затрат на оплату в размере, не превышающем 3% суммы расходов на оплату труда (п. 24.1 ст. 255 НК РФ). Обратите внимание, что такая практика возможна только в отношении займов на  приобретение и (или) строительство жилых помещений.

Очевидно, организациям, компенсирующим своим работникам проценты по займам (кредитам) на покупку земельных участков для индивидуального жилищного строительства и земельных участков, на  которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них, а также проценты по заемным средствам, предоставленным банками, находящимися на территории РФ, в целях рефинансирования кредитов, придется столкнуться с вопросом возможности применения указанного выше порядка налогообложения НДФЛ, ЕСН и налогом на прибыль данных выплат. По  нашему мнению, приведенный порядок налогообложения не  распространяется на возмещение уплаченных процентов по таким займам.

Имущественный налоговый вычет

Согласно изменениям, внесенным в статью 220 НК РФ, с 1 января 2010  года налогоплательщики, дополнительно к имеющимся в настоящее время имущественным вычетам, получают право на вычет в сумме фактически произведенных расходов:

на приобретение на территории РФ земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства и  на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в  них; – на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от российских организаций или индивидуальных предпринимателей и фактически израсходованным на приобретение на  территории РФ земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства и на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них; – на погашение процентов по кредитам, полученным от банков, находящихся на территории РФ, в целях рефинансирования кредитов на новое строительство либо приобретение на территории России жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.

При приобретении земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, или доли (долей) в них имущественный налоговый вычет предоставляется после получения налогоплательщиком свидетельства о праве собственности на дом.

Для обоснования права на имущественный вычет налогоплательщик представляет документы, подтверждающие право собственности на земельный участок или долю (доли) в нем и на жилой дом или долю (доли) в нем (абз. 23 подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ). Одновременно Законом № 202-ФЗ уточняется, что право на получение имущественного вычета в  части фактически произведенных расходов на погашение процентов по  целевым займам (кредитам) распространяется на погашение процентов по  целевым займам (кредитам), полученным в том числе от индивидуальных предпринимателей.

Внесены дополнения в перечень фактических расходов на приобретение квартиры, комнаты или доли (долей) в них, которые учитываются при определении размера имущественного вычета. Указанные расходы также могут включать фактически произведенные затраты на оплату разработки проектно-сметной документации на проведение отделочных работ (абз. 11 подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ).

Общий размер имущественного вычета, предусмотренный подпунктом  2 пункта 1 статьи 220 НК РФ, остался прежним – 2 000 000 рублей. Однако список расходов физического лица в виде уплаченных процентов, которые не учитываются в указанном лимите вычета, дополнен:

– целевыми займами (кредитами), полученными от российских организаций или индивидуальных предпринимателей и фактически израсходованным на приобретение на территории РФ земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них; – кредитами, предоставленными банками, находящимися на территории РФ, в целях рефинансирования займов, полученных на  приобретение на территории России земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.

Одновременно увеличена сумма имущественного налогового вычета по НДФЛ в части сумм, полученных от реализации имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет (за исключением доходов от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет) с 125 000 рублей до 250 000 рублей. При этом указанный имущественный вычет по НДФЛ может быть предоставлен не  по каждому реализованному имуществу налогоплательщика в  отдельности, а в целом за налоговый период (календарный год).

Таким образом, до вступления предусмотренных Законом № 202-ФЗ поправок физические лица, реализующие имущество, находившееся в  собственности менее трех лет (за исключением доходов от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности физического лица менее трех лет), вправе воспользоваться вычетом в размере 125 000 рублей по каждому объекту реализованного имущества (письма Минфина РФ от 08.05.2008 г. № 03-04-05-01/156, 09.06.2007 г. № 03-04-05-01/192).

«Свободные» доходы

Закон № 202-ФЗ также расширяет список доходов, освобождаемых от  налогообложения НДФЛ. Так, в соответствии с новой редакцией абзаца 3 пункта 8 статьи 217 НК РФ, начиная с 1 января 2010 года наряду с  единовременной материальной помощью, оказываемой работодателями членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи, не  подлежит налогообложению НДФЛ единовременная материальная помощь в виде выплат работодателями членам семьи бывшего работника, работника, вышедшего на пенсию, или бывшему работнику, работнику, вышедшему на  пенсию, в связи со смертью члена (членов) его семьи.

Статья 217 НК РФ дополнена пунктом 17.1, в соответствии с которым не подлежат налогообложению НДФЛ доходы, получаемые физическими лицами от реализации легковых автомобилей, при условии, что до снятия с  регистрационного учета данные легковые автомобили были в соответст- вии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы на  указанных физических лиц в течение трех и более лет.

До вступления указанного дополнения в силу (до 1 января 2010 года) доход физических лиц от реализации легковых автомобилей, находившихся в собственности три года и более, подлежит налогообложению НДФЛ. Однако на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ физическое лицо имеет право на получение имущественного вычета при продаже имущества, находившегося в собственности три года и более, в  сумме, полученной при продаже указанного имущества. При этом физическое лицо, фактически имеющее право применить налоговый вычет и не уплачивать НДФЛ в бюджет, обязано на основании статьи 228 НК РФ представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию и документы, подтверждающие право на получение указанного имущественного вычета.

Налоговая декларация

В связи с внесенными дополнениями в статью 217 НК РФ физическое лицо, получившее доход от реализации легкового автомобиля, зарегистрированное на указанное физическое лицо в течение трех и более лет (до  даты снятия с регистрационного учета легкового автомобиля), налоговую декларацию в налоговый орган представлять не обязано. Соответствующие изменения также внесены в подпункт 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ.

Напомним, что до вступления указанных изменений в силу физическое лицо, осуществившее реализацию автомобиля, принадлежавшего ему на  праве собственности более 3 лет, обязано было представить в налоговый орган декларацию, даже если обязанность по уплате НДФЛ у физического лица не возникала.

Направление сведений налоговыми агентами

Пункт 4 статьи 226 НК РФ дополнен новым абзацем, в соответствии с которым обязанность налогового агента удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов (за счет любых выплачиваемых денежных средств) физического лица – налогоплательщика (либо по его поручению третьим лицам) при фактической выплате этого дохода (перечислению денежных средств) не распространяется на налоговых агентов, являющихся кредитными организациями, в отношении удержания и уплаты сумм НДФЛ с доходов, полученных клиентами указанных кредитных организаций (за  исключением клиентов, являющихся сотрудниками указанных кредитных организаций) в виде материальной выгоды, а именно:

– материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за  пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами (с учетом указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи  212  НК РФ исключений); – материальной выгоды, полученной от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к  налогоплательщику.

Указанные изменения могут привести к появлению налоговых рисков в  части наличия обязанности кредитных организаций удерживать исчисленную сумму НДФЛ, полученную клиентом в виде экономии на  процентах за пользование заемными (кредитными) средствами (с учетом указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 212 НК РФ исключений) с  выплачиваемых указанному физическому лицу иных доходов, например, процентов по  депозитному вкладу. В редакции пункта 4 статьи 226 НК РФ, вступающей в силу с 1 января 2010 года, такая обязанность у кредитных организаций  – налоговых агентов не предусмотрена.

Одновременно остается открытым вопрос относительно обоснований неприменения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных пунктом 4 статьи 226 НК РФ, по отношению к материальной выгоде, полученной от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско- правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми в отношении кредитных организаций.

При этом налоговые агенты, являющиеся кредитными организациями, при невозможности удержать исчисленную сумму НДФЛ с полученных клиентами (за исключением тех, которые являются их сотрудниками) доходов в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с  подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 212 НК РФ, обязаны сообщать об этом в  налоговый орган по месту своего учета только один раз в течение одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором клиенты получили указанные выше доходы. Соответствующие изменения внесены также в  пункт 2 статьи 230 НК РФ.

Напомним, что до 1 января 2010 года кредитные организации обязаны сообщать в налоговые органы о каждом случае получения вышеуказанных доходов физических лиц и невозможности удержать сумму НДФЛ в течение месяца после даты получения дохода, которая определяется, например, по  выданным займам (кредитам), как дата осуществления физическим лицом уплаты процентов по кредитам (займам) (в случае если установлена процентная ставка по займу (кредиту)) (в соответствии с  подпунктом 3 пункта 1 статьи 223 НК РФ) или как дата возврата (частичного возврата) заемных средств (для беспроцентных кредитов (займов)) (письма Минфина РФ от 14.04.2009 г. № 03-04-06-01/89, от 09.10.2008 г. № 03-04-06-01/301).

Формы указанных сведений и порядок их представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов на  магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникации.

Социальный налоговый вычет

Законом № 202-ФЗ изменен порядок предоставления социального налогового вычета по НДФЛ в части сумм, уплаченных в налоговом периоде пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и (или) добровольного пенсионного страхования.

В действующей редакции статьи 219 НК РФ указано, что социальные налоговые вычеты предоставляются только на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в  налоговый орган по окончании налогового периода.

В новой редакции статьи 219 НК РФ предусмотрено, что социальный налоговый вычет в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и добровольного пенсионного страхования может быть также предоставлен ему до окончания налогового периода при обращении к  работодателю. Правда, при условии, что взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения и (или) добровольному пенсионному страхованию удерживались из выплат в пользу налогоплательщика и перечислялись в соответствующие фонды работодателем. Данное положение распространяется на правоотношения, возникшие с  1 января 2009 года.

Налоговые льготы

Статья 233 НК РФ, согласно которой налоговые льготы, предоставленные законодательными (представительными) органами субъектов РФ в части сумм налога, зачисляемых в их бюджеты, признана утратившей силу с 1 января 2010 года.

Налог на прибыль организаций

Расходы на добровольное страхование

Закон № 202-ФЗ расширил перечень расходов на добровольное страхование имущества. Так, пункт 1 статьи 263 НК РФ дополнен подпунктом  9.1, в соответствии с которым расходы на добровольное страхование имущественных интересов, связанных с обращением банковских карт, выпущенных (эмитированных) налогоплательщиком, в случаях возникновения убытков страхователя в результате проведения третьими лицами операций с использованием поддельных, утерянных или украденных у  держателей банковских карт, списания денежных средств на основании подделанных слипов или квитанций электронного терминала, подтверждающих проведение операций держателем банковской карты, проведения иных незаконных операций с банковскими картами подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организации.

Проценты по долговым обязательствам

Изменения коснулись и особенностей отнесения процентов по  долговым обязательствам к расходам организаций (ст. 269 НК РФ).

Ранее Федеральным законом от 26.11.2008 г. № 224-ФЗ было приостановлено действие абзаца 4 пункта 1 статьи 269 НК РФ до 31 декабря 2009  года. При этом установлено, что в период приостановления действия указанного абзаца при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,5 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22% – по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Необходимо отметить, что в связи с приостановлением действия абзаца 4 пункта 1 статьи 269 НК РФ и вступлением в силу нового положения, предусмотренного статьей 8 Закона № 224-ФЗ, у налогоплательщиков возникли вопросы. Так, приостановление действия абзаца 4 пункта 1 статьи  269  НК РФ начинается с 01.01.2009 г., в то время как установленное статьей 8 Закона № 224-ФЗ новое правило расчета предельной величины процентов по долговым обязательством распространяется на  правоотношения, возникшие с 01.09.2008 г.

Однако, согласно комментариям Минфина, вышеуказанный порядок также распространяется на период с 01.09.2008 г. по 31.12.2009 г. (письма Минфина РФ от 02.07.2009 г. № 03-03-06/2/129, от 21.05.2009 г. № 03-03-06/2/104, 29.12.2008 г. № 03-03-06/1/725).

Таким образом, налогоплательщики должны были применять положение статьи 8 Закона № 224-ФЗ фактически до вступления его в законную силу.

Учитывая, что датой подписания указанного Закона № 224-ФЗ является 26.11.2008 г., налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи из фактически полученной прибыли, для которых отчетными периодами признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до  окончания календарного года, столкнулись с проблемой недостоверного отражения сведений направленных ими ранее налоговых деклараций по  налогу на  прибыль за отчетный период январь – сентябрь 2009 года (январь – октябрь 2009 года), имели право внести необходимые изменения в соответствующие декларации и заявить о переплате суммы налога на прибыль.

Несмотря на то, что вышеуказанный порядок применяется к правоотношениям, возникшим с 01.01.2009 г., федеральные органы в своих письменных разъяснениях указали, что организации также вправе применять данный порядок и к долговым обязательствам, оформленным в том числе до 01.09.2008 г.

То есть новая предельная величина распространяется на проценты, признанные расходами в целях исчисления налога на прибыль за период с 01.09.2008 г. по 31.12.2009 г., независимо от того, что кредит был получен до 01.09.2008 г.

Одновременно изменения, вносимые Законом № 224-ФЗ, породили множество налоговых споров касательно невключения в приведенную норму права выбора налогоплательщика принимать в целях налогообложения прибыли при наличии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, предельную величину процентов, признаваемых расходом, и принимаемой равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,5 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22% – по долговым обязательствам в иностранной валюте.

В своих разъяснениях Минфин РФ пояснил, что положения статьи  8 Закона № 224-ФЗ, согласно которой предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,5 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22% – по долговым обязательствам в иностранной валюте, могут применяться как при отсутствии, так и при наличии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях (письма Минфина РФ от 21.05.2009  г. № 03-03-06/2/104, от 21.05.2009 г. № 03-03-05/91).

Статья 3 Закона № 202-ФЗ признает утратившим силу пункт 22 статьи  2, статью 8 и часть 7 статьи 9 Закона № 224-ФЗ, устанавливающие в  период приостановления действия абзаца 4 пункта 1 статьи 269 вышеуказанный порядок, и вводит в действие новый порядок (статья 2, статья 4, статья 5, части 3, 4 и 5 статьи 6), который внес на законодательном уровне в налоговое законодательство указанное выше право выбора налогооплательщика, а именно  – в период приостановления действия абзаца 4 пункта 1 статьи  269  НК РФ при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по  выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в  условных денежных единицах по  установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,5 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22% – по долговым обязательствам в иностранной валюте. Указанное положение распространяется на  правоотношения, возникшие с 1 сентября 2008 года.

По порядку правильного применения указанного выше подхода признания расходов в идее процентов по долговым обязательствам в случае изменения ставки рефинансирования ЦБ РФ необходимо отметить следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 269 НК РФ в целях определения предельного значения расходов в виде процентов по долговым обязательствам, не содержащим условие об изменении процентной ставки в  течение всего срока действия долгового обязательства, применяется ставка рефинансирования ЦБ РФ, действовавшая на дату привлечения денежных средств, а  по прочим долговым обязательствам – ставка рефинансирования, действующая на дату признания расходов в виде процентов.

В основном у налогоплательщиков не возникает вопросов по поводу применения вышеуказанного порядка определения расходов в отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства.

Однако определение расходов в виде процентов в отношении «прочих долговых обязательств» вызывает ряд вопросов со стороны организаций. Постараемся разрешить данные вопросы.

В отношении прочих долговых обязательств, содержащих условие об изменении процентной ставки, применяется ставка рефинансирования Центробанка, действующая на дату признания расходов в виде процентов.

Согласно пункту 8 статьи 272 НК РФ по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях главы 25 НК РФ расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец отчетного периода.

Следовательно, при определении налоговой базы за отчетный период величина расходов в виде процентов определяется как сумма расходов в  виде процентов, рассчитанная за предыдущий отчетный период, увеличенная на сумму расходов в виде процентов, начисленных в следующем за предыдущим отчетным периодом.

При этом, по нашему мнению, в случае изменения ставки рефинансирования Центробанка во втором отчетном периоде (для приведенного примера – в период с апреля по июнь) пересчет расходов в виде процентов за первый отчетный период (для приведенного примера в первом квартале) не производится. Аналогичной позиции придерживается Минфин РФ в  своем письме от 02.07.2009 г. № 03-03-06/2/129.

Стоит обратить внимание, что даже при заключении договора, содержащего условие об изменении процентной ставки в течение срока действия долгового обязательства (при этом процентная ставка не изменялась), для определения предельной величины признаваемых в целях налогообложения расходов в идее процентов по долговым обязательством следует также учитывать ставку рефинансирования ЦБ РФ, действующую на дату признания расходов в виде процентов (письмо Минфина РФ от 11.08.2008  г. № 03-03-06/1/453).

Одновременно в период с 1 августа по 31 декабря 2009 года указанная предельная величина по признанию расходов в виде процентов по  долговым обязательствам, выраженным в рублях, подлежит увеличению. Таким образом, предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 2 раза, – при оформлении долгового обязательства в рублях.

Подводя итог, можно отметить, что вышеперечисленные изменения направлены на улучшение социального обеспечения населения и  благоприятно скажутся на развитии бизнеса в России.

Начать дискуссию