Узнает ли Россия швейцарскую банковскую тайну?

На прошлой неделе чиновники заявили, что хотели бы получить информацию о банковских счетах россиян в Швейцарии. Но сказано это было как-то уж очень деликатно. Так стоит ли чего-то опасаться российским обладателям швейцарских банковских счетов?
Узнает ли Россия швейцарскую банковскую тайну?
На фото Эдуард Савуляк, директор московского офиса международной консалтинговой компании Tax Consulting U.K

На прошлой неделе чиновники заявили, что хотели бы получить информацию о банковских счетах россиян в Швейцарии. Но сказано это было как-то уж очень деликатно. Так стоит ли чего-то опасаться российским обладателям швейцарских банковских счетов?

Русские деньги в Швейцарии было принято искать всегда. В 1917 году там искали деньги царя, в 1990-х – золото партии. Правда, результат этих поисков был всегда одинаковым – ничего никогда не находили. Будет ли отличаться результат «поисков» этой осени от всех предыдущих? Вряд ли. И причина здесь даже не в том, что «Швейцария ничего не расскажет». Скорее, дело все-таки в другом.  Для того, чтобы Швейцария даже теоретически пошла навстречу интересантам из России, необходимо провести какую-никакую «подготовительную» работу.

С одной стороны, Швейцария, как всегда, стоит на своем: из заявления ее Президента Ханса-Рудольфа Мерца следует, что «банковская тайна может быть открыта в случаях, когда владельцам счетов предъявлены административно признанные претензии». С другой стороны, потирать в предвкушении руки российским фискальным органам (для которых, очевидно,  «предъявить претензии» проще простого!) все-таки очень рано.

То, как теоретически может работать обмен информацией по налоговым правонарушениям со Швейцарией, предлагаю рассмотреть на примере более целеустремленных, чем Россия, стран. Например, на текущий момент у Швейцарии заключено уже 14-ть Соглашений «Об обмене информацией…» с разными странами. А именно с Финляндией, Великобританией, Германией, США, Данией, Польшей, Японией, Норвегией, Францией, Мексикой, Люксембургом, Нидерландами, Катаром, Сингапуром.

Так вот, для того, чтобы, например, налоговые органы Финляндии узнали от Швейцарии информацию о финском налогоплательщике, у которого есть счет в швейцарском банке, необходимо:

  1. Чтобы Соглашение «Об обмене…» ратифицировала отдельным Законом Финляндия.
  2. Чтобы Швейцария вынесла на референдум своим гражданам вопрос  «Следует ли ратифицировать подобные Соглашения «Об обмене…» или нет?»
  3. Чтобы большинство граждан Швейцарии, участвующих в референдуме, ответили положительно.
  4. Чтобы Соглашение «Об обмене…» ратифицировала отдельным Законом Швейцария.
  5. Чтобы фискальные органы Финляндии, ответственные за международный обмен информацией, направили в соответствующий орган Швейцарии запрос, содержащий информацию:

а) о полной и детальной информации о лице, в отношении которого проводится расследование, позволяющей однозначно идентифицировать такое лицо;

б) детальное описание требуемой информации, а также формы и способы, которыми ее желательно получить;

в) цели, в которых требуется получение такой информации (они должны носить именно налоговый характер);

г) причины, по которым запрашивающая сторона полагает, что налоговые органы (или лицо, постоянно пребывающее в Швейцарии) располагают такой информацией;

д) точное имя и адрес лица, которое, якобы, располагает такой информацией;

е) декларацию о том, что запрашивающая сторона использовала все имеющиеся в ее распоряжении способы и средства для получения такой информации в собственной стране.

  1. Чтобы ответственные органы в ФНС Швейцарии не нашли никаких ошибок и противоречий в запросе коллег из Финляндии и не отправили запрос на доработку.
  2. Чтобы ответственные органы в ФНС Швейцарии отправили запрос финских коллег в Верховный Суд Швейцарии на рассмотрение.
  3. Чтобы Верховный Суд Швейцарии, ознакомившись со всеми материалами дела, согласился с изложенными доводами и принял положительное решение на раскрытие запрашиваемой информации и вызвал для дачи показаний, указанных в запросе лиц.
  4. Чтобы в 90-дневный срок лица, указанные в запросе, явились в Суд и дали показания.
  5. Чтобы на протяжении всего этого процесса лица, по которым должна быть раскрыта информация, не подали встречный иск в Верховный Суд Швейцарии о том, что существуют причины, по которым запрашиваемая информация раскрыта быть не может (очевидно, они будут указывать на недостаточность или неверность указанных в запросе сведений).
  6. Чтобы (и теперь – самое главное!) указанный в запросе гражданин Финляндии не использовал «номинальный сервис».  Другими словами, чтобы в компании, скажем, Панамы (которая, якобы, принадлежит этому финну), имеющей счет в Швейцарском банке с остатком в 100 млн. евро, в качестве директора/акционера или бенефициара не числился банальный панамец. Которого, кстати, как мы понимаем, пригласить для дачи показаний в Верховный Суд Швейцарии будет очень не просто.

Как видим, всевозможных «чтобы» и «если» на тернистом пути обмена информацией между странами очень много. Но для России этот путь еще и не начался!

И для того, чтобы что-то просить у Швейцарии, потребуется, как минимум, перед 11-ю описанными пунктами еще и оформить желаемые пункты «Об обмене информацией…» Протоколом к уже заключенному Соглашению «Об избежании двойного налогообложения…» между РФ и Швейцарией.

Но, очевидно, даже это будет сделать совсем не просто!

Ведь Швейцария была столь «лояльна» в отношении описанных выше стран лишь по одной единственной причине – ей необходимо было ВЫЙТИ из «серого списка» ОЭСР, для чего необходимо было заключить 12-ть подобных Соглашений.

Сейчас, когда целых 14-ть Соглашений Швейцарией «набрано» и формально она критериям ОЭСР соответствует, абсолютно ни что ей не мешает не заключать больше никаких соглашений с кем бы то ни было (а Россия, к тому же, даже не член ОЭСР).

Но не следует все списывать только на «плохую» Швейцарию. Реальную цену желаниям российских чиновников узнать тайны налоговых правонарушений наглядно демонстрирует ситуация с Кипром. Россия тоже настаивала на «обмене» с Кипром начиная с 2004 года и даже согласовала соответствующий Протокол в апреле текущего года. Но теперь, когда Протокол осталось лишь ратифицировать, в силу каких-то причин не делается ничего...

Начать дискуссию