На прошлой неделе чиновники заявили, что хотели бы получить информацию о банковских счетах россиян в Швейцарии. Но сказано это было как-то уж очень деликатно. Так стоит ли чего-то опасаться российским обладателям швейцарских банковских счетов?
Русские деньги в Швейцарии было принято искать всегда. В 1917 году там искали деньги царя, в 1990-х – золото партии. Правда, результат этих поисков был всегда одинаковым – ничего никогда не находили. Будет ли отличаться результат «поисков» этой осени от всех предыдущих? Вряд ли. И причина здесь даже не в том, что «Швейцария ничего не расскажет». Скорее, дело все-таки в другом. Для того, чтобы Швейцария даже теоретически пошла навстречу интересантам из России, необходимо провести какую-никакую «подготовительную» работу.
С одной стороны, Швейцария, как всегда, стоит на своем: из заявления ее Президента Ханса-Рудольфа Мерца следует, что «банковская тайна может быть открыта в случаях, когда владельцам счетов предъявлены административно признанные претензии». С другой стороны, потирать в предвкушении руки российским фискальным органам (для которых, очевидно, «предъявить претензии» проще простого!) все-таки очень рано.
То, как теоретически может работать обмен информацией по налоговым правонарушениям со Швейцарией, предлагаю рассмотреть на примере более целеустремленных, чем Россия, стран. Например, на текущий момент у Швейцарии заключено уже 14-ть Соглашений «Об обмене информацией…» с разными странами. А именно с Финляндией, Великобританией, Германией, США, Данией, Польшей, Японией, Норвегией, Францией, Мексикой, Люксембургом, Нидерландами, Катаром, Сингапуром.
Так вот, для того, чтобы, например, налоговые органы Финляндии узнали от Швейцарии информацию о финском налогоплательщике, у которого есть счет в швейцарском банке, необходимо:
- Чтобы Соглашение «Об обмене…» ратифицировала отдельным Законом Финляндия.
- Чтобы Швейцария вынесла на референдум своим гражданам вопрос «Следует ли ратифицировать подобные Соглашения «Об обмене…» или нет?»
- Чтобы большинство граждан Швейцарии, участвующих в референдуме, ответили положительно.
- Чтобы Соглашение «Об обмене…» ратифицировала отдельным Законом Швейцария.
- Чтобы фискальные органы Финляндии, ответственные за международный обмен информацией, направили в соответствующий орган Швейцарии запрос, содержащий информацию:
а) о полной и детальной информации о лице, в отношении которого проводится расследование, позволяющей однозначно идентифицировать такое лицо;
б) детальное описание требуемой информации, а также формы и способы, которыми ее желательно получить;
в) цели, в которых требуется получение такой информации (они должны носить именно налоговый характер);
г) причины, по которым запрашивающая сторона полагает, что налоговые органы (или лицо, постоянно пребывающее в Швейцарии) располагают такой информацией;
д) точное имя и адрес лица, которое, якобы, располагает такой информацией;
е) декларацию о том, что запрашивающая сторона использовала все имеющиеся в ее распоряжении способы и средства для получения такой информации в собственной стране.
- Чтобы ответственные органы в ФНС Швейцарии не нашли никаких ошибок и противоречий в запросе коллег из Финляндии и не отправили запрос на доработку.
- Чтобы ответственные органы в ФНС Швейцарии отправили запрос финских коллег в Верховный Суд Швейцарии на рассмотрение.
- Чтобы Верховный Суд Швейцарии, ознакомившись со всеми материалами дела, согласился с изложенными доводами и принял положительное решение на раскрытие запрашиваемой информации и вызвал для дачи показаний, указанных в запросе лиц.
- Чтобы в 90-дневный срок лица, указанные в запросе, явились в Суд и дали показания.
- Чтобы на протяжении всего этого процесса лица, по которым должна быть раскрыта информация, не подали встречный иск в Верховный Суд Швейцарии о том, что существуют причины, по которым запрашиваемая информация раскрыта быть не может (очевидно, они будут указывать на недостаточность или неверность указанных в запросе сведений).
- Чтобы (и теперь – самое главное!) указанный в запросе гражданин Финляндии не использовал «номинальный сервис». Другими словами, чтобы в компании, скажем, Панамы (которая, якобы, принадлежит этому финну), имеющей счет в Швейцарском банке с остатком в 100 млн. евро, в качестве директора/акционера или бенефициара не числился банальный панамец. Которого, кстати, как мы понимаем, пригласить для дачи показаний в Верховный Суд Швейцарии будет очень не просто.
Как видим, всевозможных «чтобы» и «если» на тернистом пути обмена информацией между странами очень много. Но для России этот путь еще и не начался!
И для того, чтобы что-то просить у Швейцарии, потребуется, как минимум, перед 11-ю описанными пунктами еще и оформить желаемые пункты «Об обмене информацией…» Протоколом к уже заключенному Соглашению «Об избежании двойного налогообложения…» между РФ и Швейцарией.
Но, очевидно, даже это будет сделать совсем не просто!
Ведь Швейцария была столь «лояльна» в отношении описанных выше стран лишь по одной единственной причине – ей необходимо было ВЫЙТИ из «серого списка» ОЭСР, для чего необходимо было заключить 12-ть подобных Соглашений.
Сейчас, когда целых 14-ть Соглашений Швейцарией «набрано» и формально она критериям ОЭСР соответствует, абсолютно ни что ей не мешает не заключать больше никаких соглашений с кем бы то ни было (а Россия, к тому же, даже не член ОЭСР).
Но не следует все списывать только на «плохую» Швейцарию. Реальную цену желаниям российских чиновников узнать тайны налоговых правонарушений наглядно демонстрирует ситуация с Кипром. Россия тоже настаивала на «обмене» с Кипром начиная с 2004 года и даже согласовала соответствующий Протокол в апреле текущего года. Но теперь, когда Протокол осталось лишь ратифицировать, в силу каких-то причин не делается ничего...
Начать дискуссию