24 июля 2009 года Президентом РФ подписаны два федеральных закона, которые вводят новую систему уплаты страховых взносов и отменяют единый социальный налог.
Казалось бы, при чем тут «упрощенцы»? Ведь согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ они не являются плательщиками ЕСН. Но с 2010 года все будет иначе, и «упрощенцы» станут платить страховые взносы наравне с теми, кто применяет общий режим налогообложения. Законам, которые внесли такие поправки в НК РФ, мы посвятим серию статей, поскольку законы эти, кроме того что значительны по сути, просто велики по объему. Оставив в стороне рассуждения об увеличении налоговой нагрузки на бизнес (хотя так оно и есть), рассмотрим те новшества, которые необходимо знать бухгалтеру, чтобы работать в 2010 году. Начнем с самых общих положений, а в следующих номерах журнала остановимся на частностях.
Новые законы
С 1 января 2010 года вступают в силу два новых закона (отдельные положения вступают в иные сроки):
– Федеральный закон от 24.07.2009 № 212 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212 ФЗ);
– Федеральный закон от 24.07.2009 № 213 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 213 ФЗ).
Закон № 212 ФЗ регулирует уплату страховых взносов, а идущий в связке с ним Закон № 213 ФЗ вносит в большое количество законодательных актов изменения, обусловленные принятием Закона № 212 ФЗ. Мы остановимся на изменениях в тех нормативных документах, которые наиболее важны для бухгалтера:
1) федеральных законах:
– от 19.05.1995 № 81 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
– от 01.04.1996 № 27 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27 ФЗ);
– от 24.07.1998 № 125 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
– от 16.07.1999 № 165 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
– от 15.12.2001 № 167 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
– от 29.12.2006 № 255 ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее – Закон № 255 ФЗ);
2) Налоговом кодексе;
3) Кодексе об административных правонарушениях;
4) Трудовом кодексе.
Кроме того, признан утратившим силу Федеральный закон от 31.12.2002 № 190 ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан».
Самым революционным изменением, внесенным Законом № 213 ФЗ, является отмена гл. 24 НК РФ «Единый социальный налог». Также серьезные коррективы внесены в Закон № 255 ФЗ.
Что ждет «упрощенцев» с 2010 года?
Из поправок следует, что с 2010 года «упрощенцы» являются плательщиками страховых взносов, которые уплачиваются на основании Закона № 212 ФЗ. Эти взносы будут учитываться при расчете налоговой базы при объекте налогообложения «доходы минус расходы» в расходах, а при объекте налогообложения «доходы» – при расчете суммы налога к уплате.
Целесообразность увеличения налоговой нагрузки на «упрощенцев» очень сомнительна, но правила установлены – приходится по ним играть.
«Упрощенцам» будет интересно узнать, что с 1 января 2010 года применение УСНО организациями не предусматривает их освобождение от обязанности по уплате ЕСН. Также утрачивает силу положение, согласно которому организации, применяющие УСНО, уплачивали страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ (ст. 346.11 НК РФ).
Аналогичные изменения внесены для индивидуальных предпринимателей. Изменена формулировка пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ; теперь при определении налоговой базы при объекте «доходы минус расходы» в расходах учитываются расходы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Для «упрощенцев», применяющих объект налогообложения «доходы», важным изменением является то, что сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50%.
Аналогичные изменения внесены в ст. 346.25.1 НК РФ для индивидуальных предпринимателей, применяющих патент: оплата оставшейся части стоимости патента производится налогоплательщиком не позднее 25 календарных дней со дня окончания периода, на который был получен патент. При этом при оплате оставшейся части стоимости патента она подлежит уменьшению на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
С 1 января 2011 года вступают в силу изменения в ст. 346.22 «Зачисление сумм налога» НК РФ. Согласно им будут исключены слова «и бюджеты государственных внебюджетных фондов». То есть суммы налога, уплачиваемого при УСНО, будут зачисляться на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней в соответствии с бюджетным законодательством РФ, а в государственные внебюджетные фонды распределяться не будут. С 2011 года «упрощенцы» будут уплачивать взносы во внебюджетные фонды самостоятельно и в полном объеме.
Новшества Закона № 212-ФЗ
Правовое поле. Данный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов:
– в ПФР на обязательное пенсионное страхование;
– в ФСС на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
– в ФФОМС на обязательное медицинское страхование;
– в ТФОМС на обязательное медицинское страхование.
Отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, также регулируются данным законом. При этом действие Закона № 212 ФЗ не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Вдобавок к основному закону особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования будут устанавливаться федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В целях единообразного применения Закона № 212 ФЗ соответствующие разъяснения будут даваться в порядке, определяемом Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 14.09.2009 № 731 право издавать соответствующие разъяснения предоставлено Министерству здравоохранения и социального развития. Так что кроме писем Минфина теперь бухгалтер должен будет изучать разъяснения Минздравсоцразвития, а также письма ПФР и ФСС.
Органы контроля за уплатой страховых взносов. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют:
– ПФР и его территориальные органы – в отношении страховых взносов на ОПС, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в ФФОМС и ТФОМС;
– ФСС и его территориальные органы – в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС.
Таким образом, с 2010 года проверки страховых взносов будут проводить не налоговые органы, как сегодня, а Пенсионный фонд и ФСС соответственно их полномочиям. За ФСС остается право контролировать правильность выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством согласно Закону № 255 ФЗ.
До введения Налогового кодекса Пенсионный фонд осуществлял контроль и проводил проверки по взносам в ПФР, но затем эти функции передали налоговикам. За последние годы все налогоплательщики к этому порядку привыкли, да и у ПФР сегодня нет соответствующих служб. На практике такие нововведения создадут достаточно проблем. Сейчас идет работа над передачей сведений по налогоплательщикам из налоговой инспекции в ПФР и ФСС. Поэтому представляется целесообразным сделать акты сверки с налоговой по взносам в ПФР на обязательное пенсионное страхование, выверить все платежи и начисления.
Плательщики страховых взносов. Плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
– организации;
– индивидуальные предприниматели;
– физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию, то есть индивидуальный предприниматель, производящий выплаты физическим лицам, уплачивает страховые взносы по двум основаниям – за физических лиц и за себя.
Объект обложения страховыми взносами. Объект обложения страховыми взносами и база для их начисления для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, близки по содержанию к объекту и базе, которые были предусмотрены гл. 24 НК РФ, но, естественно, они расширены.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, осуществляющих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (п. 1 ст. 7 Закона № 212 ФЗ).
База для начисления страховых взносов. База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, осуществляющих выплаты физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 7 Закона № 212 ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, которые не облагаются согласно ст. 9 Закона № 212 ФЗ.
Как и по ЕСН, база для начисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. При этом принципиально новым является ограничение размера для облагаемой базы – в отношении каждого физического лица оно устанавливается в сумме, не превышающей 415 тыс. руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 тыс. руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы взиматься не будут. Никакой регрессивной шкалы, действующей на сегодняшний день, не предусмотрено. Величина 415 тыс. руб. подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в РФ, но только с 1 января 2011 года.
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определены в ст. 9 Закона № 212 ФЗ. Если их сравнить с не облагаемым ЕСН перечнем (ст. 238 НК РФ), то, например, с 2010 года будут облагаться страховыми взносами:
– компенсация за неиспользованный отпуск;
– материальная помощь, оказываемая членам семьи умершего работника;
– сумма единовременной материальной помощи работникам при рождении ребенка, имеющая размер более 50 000 руб., выплаченная после первого года жизни этого ребенка.
Не будет облагаться страховыми взносами материальная помощь работодателей своим работникам в сумме 4 000 руб. (привели в соответствие с нормами по НДФЛ).
При оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории РФ, так и за ее пределами не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.
При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ. Пока эти нормы не приняты.
Хотелось бы обратить внимание на то, что теперь не будет предусмотренного п. 3 ст. 236 НК РФ привычного деления на выплаты, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, и выплаты за счет прибыли (последние не облагались ЕСН). С 2010 года плательщики будут начислять страховые взносы с выплат и иных вознаграждений независимо от того, уменьшают указанные выплаты базу по налогу на прибыль или нет.
Расчетный период. Расчетным периодом по страховым взносам, как и по ЕСН, признается календарный год.
Тарифы страховых взносов. Самое важное изменение – это тарифы страховых взносов. 2010 год согласно ст. 57 Закона № 212 ФЗ будет для «упрощенцев» переходным периодом, они будут платить страховые взносы по таким ставкам:
– в ПФР – 14%;
– в ФСС, ФФОМС и ТФОМС – 0%.
Но уже с 2011 года тарифы страховых взносов следующие:
– в ПФР – 26%;
– в ФСС – 2,9%;
– в ФФОМС – 2,1%;
– в ТФОМС – 3%.
Итого – 34%.
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд. Количество платежек при выплате зарплаты у «упрощенцев» явно увеличится.
Сумма, подлежащая уплате в ФСС, уменьшается на сумму произведенных расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ.
Исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам производится ежемесячно нарастающим итогом: чтобы рассчитать сумму за июнь, надо рассчитать сумму за январь – июнь, затем из нее вычесть сумму, исчисленную за январь – май.
Как и сегодня, ежемесячный обязательный платеж нужно внести не позднее 15 го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется этот платеж.
В отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты, необходимо вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним. При построении и ведении данного учета с 01.01.2010 формы, утвержденные Приказом МНС РФ от 27.07.2004 № САЭ-3-05/443, которые в настоящий момент используют многие налогоплательщики, применять будет нельзя, поскольку утрачивает силу гл. 24 НК РФ и все функции по администрированию страховых взносов переходят к ПФР и ФСС. На сегодняшний момент форма и порядок нового учета не установлены. Остается надеяться, что в предновогодней суматохе законодатели не забудут разработать и утвердить такой порядок, ликвидировав тем самым еще один пробел в законодательстве.
Отчетность. Отчетными периодами являются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:
– в ПФР – расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на ОМС в фонды обязательного медицинского страхования (до 1 го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом);
– в ФСС – расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (до 15 го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом).
Формы отчетности будут утверждены федеральным органом.
С 1 января 2011 года плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в чью пользу производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, представляют указанные расчеты в электронной форме с электронной цифровой подписью в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 1 ФЗ «Об электронной цифровой подписи». При этом уже в 2010 году плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в чью пользу производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 100 человек, представляют расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля в электронной форме с электронной цифровой подписью.
Говоря про отчетность, нельзя пройти мимо изменений, внесенных в Закон № 27 ФЗ, который определяет порядок персонифицированного учета. Отчетными периодами в 2010 году признаются полугодие и календарный год. Страхователи за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляют сведения, предусмотренные Законом № 27 ФЗ, до 1 августа 2010 года, за второй отчетный период 2010 года (календарный год) – до 1 февраля 2011 года. С 2011 года отчетными периодами, за который страхователь представляет в территориальный орган ПФР сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, будут I квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
Страховые взносы года для индивидуальных предпринимателей. Для индивидуальных предпринимателей остается понятие стоимости страхового года, исходя из которой они уплачивают соответствующие страховые взносы в ПФР и ФОМС, но в новом значении. Взносы в ФСС предприниматели за себя не исчисляют и не уплачивают, но могут добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы по указанному виду обязательного социального страхования в ФСС.
Стоимость страхового года определяется как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз.
В 2010 году индивидуальными предпринимателями применяются следующие тарифы страховых взносов: в ПФР – 20%, в ФФОМС – 1,1%, в ТФОМС – 2%. Исходя из действующего МРОТ в 2010 году индивидуальные предприниматели за себя будут платить: 12 003 руб. (МРОТ х (20% + 1,1% + 2%) х 12 = 4 330 руб. х 23,1% х 12).
Каким будет МРОТ в 2010 году, неизвестно – соответственно, сумма платежей может вырасти. Кроме того, напомним, с 2011 года общие тарифы для индивидуальных предпринимателей будут равны 34%.
Таким образом, теперь с 2010 года индивидуальные предприниматели за себя будут уплачивать фиксированные платежи не только в Пенсионный фонд, но и в фонды медицинского страхования (федеральный и территориальный). Взносы в ФСС они по прежнему платят, если нанимают работников, никаких фиксированных взносов в ФСС нет.
Расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, индивидуальные предприниматели производят самостоятельно.
Уплачиваются страховые взносы не позднее 31 декабря текущего календарного года. Уплата страховых взносов осуществляется так же, как для всех плательщиков: по отдельным расчетным документам, направляемым в ПФР, ФФОМС и ТФОМС.
Индивидуальные предприниматели представляют в соответствующий территориальный орган ПФР расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, по установленной форме.
Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов. Этим вопросам (взысканию недоимки в досудебном и судебном порядке, за счет денежных средств на счетах и за счет имущества плательщика страховых взносов) посвящена гл. 3 Закона № 212 ФЗ. Также прописаны обязанности банков по сообщению сведений о счетах организаций и предпринимателей. Не забыли и про пени, которые начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной 1/300 действующей в эти дни ставки рефинансирования ЦБ РФ. Также прописан порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов.
Контроль за уплатой страховых взносов. Органы контроля проводят следующие виды проверок плательщиков страховых взносов:
– камеральная проверка;
– выездная проверка.
Целью этих проверок является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Осуществлять выездные проверки плательщиков страховых взносов ПФР и ФСС будут совместно на основании ежегодных планов выездных проверок.
Порядок проведения данных проверок очень напоминает порядок проведения налоговых проверок, определенный в НК РФ.
Как завершить расчеты за 2009 год? Плательщики страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не позднее 30 марта 2010 года представляют в налоговые органы декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 год по форме, утвержденной Минфином.
После проведения налоговыми органами камеральных проверок этих деклараций информация о результатах таких проверок передается налоговыми органами в органы ПФР в электронной форме в определенном порядке.
Недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона № 212 ФЗ. Взыскание этой недоимки осуществляется органами ПФР в порядке, установленном данным законом.
Суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31 декабря 2009 года включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном Законом № 212 ФЗ.
Комментарии
9Ну, зачем же так пугать людей?