Источник: ИКГ «АйСи Групп»
Организация покупает здание. Или получает его от своего учредителя. С какого момента получающая сторона должна платить налог на имущество?
Объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (п.1 ст.374 НК РФ).
Порядок уплаты налога на имущество организацией-покупателем вызывает массу вопросов. Во многом это объясняется тем, что сами чиновники не могут прийти к какому-то единому подходу. Минфин России менял свою позицию по этой проблеме несколько раз.
Последние разъяснения (см. письмо Минфина России от 26.12.2008 № 03-05-05-01/75) указывают на то, что в настоящее время чиновники считают, что организация, которая приобрела объект недвижимости по договору купли-продажи, должна уплачивать налог на имущество по этому объекту только после государственной регистрации перехода права собственности (при условии, что объект доведен до состояния, пригодного к эксплуатации). Казалось бы, подход совершенно законный и справедливый, учитывая, в том числе, и тот факт, что до момента государственной регистрации, по мнению Минфина России, налог на имущество продолжает платить продавец.
Однако налоговые органы на местах, как правило, придерживаются совершенно иного подхода, который заключается в следующем. Если организация получила приобретенный объект по акту приема-передачи и фактически ввела его в эксплуатацию, то она должна включить стоимость этого объекта в налоговую базу по налогу на имущество, независимо не только от факта государственной регистрации, но и от факта подачи документов на госрегистрацию права собственности. Причем под фактом ввода в эксплуатацию зачастую понимается не факт оформления акта о вводе в эксплуатацию, а факт начала использования объекта в деятельности, приносящей доход (пусть даже к этому моменту еще и не оформлены все необходимые для эксплуатации документы).
К сожалению, этот подход все чаще находит поддержку у судебных инстанций. Суды, принимая решения в пользу налоговых органов, исходят из того, что ни бухгалтерское, ни налоговое законодательство не увязывают момент принятия недвижимости в состав основных средств с фактом государственной регистрации права собственности. Если имущество фактически в организацию поступило (т.е. есть надлежаще оформленный акт приема-передачи) и используется в ее хозяйственной деятельности, то это имущество уже в полной мере обладает признаками основного средства и его стоимость должна быть учтена при определении налоговой базы по налогу на имущество (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 08.12.2008 № КА-А40/10120-08).
Очевидно, что такой подход может привести к тому, что одно и то же имущество в период с момента передачи по акту до момента государственной регистрации перехода права собственности попадет в налоговую базу по налогу на имущество у двух организации (у стороны, передавшей имущество, поскольку формально она еще является собственником, и у стороны, получившей это имущество).
Но, увы, даже этот факт не смущает судей. Например, ФАС Волго-Вятского округа рассматривал ситуацию, когда организация получила от своего учредителя недвижимость в качестве вклада в уставный капитал. Суд посчитал, что организация должна включить стоимость полученного имуществ в налоговую базу по налогу на имущество с момента начала использования этого имущества. При этом суд указал, что уплата оспариваемой суммы налога на имущество учредителем (заметим, что учредитель заплатил этот налог по требованию своей налоговой инспекции) не может служить основанием для неуплаты налога организацией, получившей имущество (Постановление от 09.07.2009 № А17-1833/2008).
Итак, если полученный организацией объект введен в эксплуатацию и используется в ее хозяйственной деятельности, то его стоимость нужно включать в налоговую базу по налогу на имущество, независимо от факта регистрации. В противном случае спор с налоговым органом практически неизбежен.
Если же объект в эксплуатацию не введен, то тогда оснований для включения его стоимости в налоговую базу по налогу на имущество нет, даже если право собственности на этот объект уже зарегистрировано (письмо Минфина России от 16.01.2006 № 03-03-04/2/7).
Например, очень часто организации приобретают объекты недвижимости, которые требуют проведения работ по доведению до состояния, пригодного к использованию в запланированных целях. И только после завершения таких работ приобретенный объект начинает использоваться в запланированных целях. В такой ситуации до момента завершения всех необходимых работ приобретенный объект учитывается на счете 08 и в налоговую базу по налогу на имущество не включается (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 24.06.2009 № Ф04-3692/2009(9215-А46-40), Московского округа от 24.12.2008 № КА-А41/12033-08).
Во избежание споров с налоговыми органами информацию о том, что для использования приобретенного объекта в запланированных целях требуется произвести определенные виды работ (с их указанием), необходимо отразить во внутренних документах организации (например, в решении руководителя о приобретении объекта).
По материалам книги «Основные средства»
Начать дискуссию