Позавчера наблюдательный восьмиклассник разглядел в мочке моего уха след от серьги. Одобрительно покивал. Чёрт, я вынул из уха серьгу, когда вступил в должность директора ставропольского отделения одного ныне покойного частного вуза (было это лет десять-одиннадцать назад), а след видно по сей день.
Для школьников всё имеет значение (кроме знаний), они реагируют на всё. Недавно пятиклассница спросила, почему я всё время хожу в джинсах. Не сразу сообразил, что ответить: а в чём ещё ходить? Столько лет уже хожу в джинсах, что о существовании других штанов как-то и забыл. То есть, в принципе помню, конечно, но не применительно к себе. Ходить на уроки в том, в чём я обычно хожу, нельзя. Яркие пятна на свитере, изобилие оранжевого, рисунки и надписи на толстовках - любой из этих деталей хватит, чтобы урок был сорван: дети будут не слушать, а разглядывать, обсуждать и задавать не относящиеся к уроку вопросы.
Никак не могу отучить своих учеников прерывать ход урока звонкими выкриками a la "Денис Николаевич, а он/она рисует, пишет не то, смотрит не туда, вертится, играет под партой, кинул в меня колпачком etc". Я им говорю: "Не ябедничайте, вы этим только мешаете, создаёте много лишнего шума". А они в ответ: "А имярек записки пишет!" Удивительно. Когда я учился в школе, в моём классе было 42 человека, и только одна девочка постоянно норовила сообщить учителю что-нибудь о происходящем вокруг. Её не любили, считали ябедой. Тут в классе из двадцати семи человек человек шесть, наверное, не жалуются мне на своих товарищей, остальные ябедничают ежесекундно. И, главное, не только в случаях, когда кто-то их в самом деле как-то задевает, а просто всякий раз, когда решают, что кто-то делает что-то неположенное. Поскольку неположенное делают почти все и всё время, жалобы выкрикиваются ежесекундно и гвалт стоит невозможный. Не понимаю этого. Неужели у нынешних детей нет представления о том, что ябедничать - дурной тон? Мы в своё время как-то предпочитали сами решать свои проблемы, желательно вовсе не впутывая взрослых и вообще посторонних. Вступиться за одноклассника перед учителем было ещё нормально, но кричать в ответ на замечание учителя: "А Настя/Саша/Маша/Паша/Лена тоже..." - такое было совершенно немыслимо. От крикнувшего подобное моментально отвернулись бы все и надолго. Вернее, сначала к нему бы все повернулись - с очень удивлёнными лицами.
А ещё ужасно, что нынешние школьники в абсолютном большинстве не умеют и не желают слушать друг друга. Если кто-нибудь отвечает (у доски, с места - не имеет значения), его не слушает никто, кроме меня. Всё время, пока один пытается говорить, ещё несколько человек орут: "Можно я?! Давайте, я расскажу!" Просишь их отнестись с уважением к своему товарищу и послушать его внимательно и тихо - кивают и сразу же опять начинают кричать, вскакивая с мест и маша руками: "Я! Можно я?! Спросите меня!" Или - в крайнем случае: "Меня после него!" При этом ответ "замолчи, пожалуйста" воспринимают как обещание вызвать их к доске и, стоит мне отпустить отвечавшего, немедленно вскакивают ещё двое или трое и начинают говорить одновременно (зачастую, не выключая при этом орущей в сотовых музыки). Когда прошу кого-нибудь прочитать что-нибудь вслух, почти непременно начинает читать кто-нибудь не тот. И часто тоже не один. Они перекрикивают друг друга, потом начинают друг друга посылать, потом вступает кто-то ещё... Исключение составляет девятый класс, где вообще на уроках работают (надо отдать должное - творчески и с интересом) четыре с половиной человека, а остальные тупо лежат на партах и либо болтают, либо слушают музыку в наушниках (эти в наушниках, да, тоже исключение). Половина класса вообще не носят на уроки ни учебников, ни тетрадей, а на попытки как-то с ними заговорить, огрызаются или вообще не оборачиваются, пока не обратишься персонально раз десять подряд. Ставил в журнал двойки - ноль реакции. Тренировочную ГИА написали - 60% "неудов". По-хорошему, для учителя это служебное несоответствие. Но, во-первых, я их принял уже такими, во-вторых - чёрт побери, я пошёл в школу учить русскому языку, а мне приходится тратить нервы и силы на попытки достучаться до десятков подростков, живущих в совершенно ином мире, в котором ценность знаний - ниже нуля. Для большинства девятиклассников не только знания, но и оценки ничего не значат.
В восьмом хорошие оценки любят, но единственное, на что половина класса ради них готова, это тупо толочься у доски, неся бред, а потом, допустив в три раза больше ошибок, чем это физически возможно, выпрашивать "пятёрку", кричать, умолять, устраивать истерики. "Только не четвёрку! Пятёрку! Пожалуйста! Умоляю!" Господи, какую пятёрку? Какую четвёрку, когда за это даже нуля много! И тоже ведь не слушают друг друга. Вызываю одного, он начинает что-то говорить - остальные орут с мест. Кто-то пытается ответить вместо вызванного, остальные просто орут, за компанию. Отвечающий обижается, матерится, машет рукой, уходит на место. "Не могу отвечать, - говорит, - когда все орут". Но, стоит к доске выйти кому-то другому, обидевшийся и сам начинает орать с места.
Всё это настолько дико, настолько за пределами цивилизованного поведения вообще, что всякие милые педагогико-методические штучки, которым меня учили в универе и которые описаны в разных методических руководствах, здесь не просто не работают, а элементарно невозможны.
Будь моя воля, в общем, я бы большую часть этих детей освободил от образования к чёртовой матери, а работал бы с теми, кому это хоть сколько-нибудь надо. Но воля не моя.
Школьный лытдыбр. Немного эмоциональный
Позавчера наблюдательный восьмиклассник разглядел в мочке моего уха след от серьги. Одобрительно покивал. Чёрт, я вынул из уха серьгу, когда вступил в должность директора ставропольского отделения одного ныне покойного частного вуза (было это лет десять-одиннадцать назад), а след видно по сей день.
Комментарии
23Ни один ученник, если он, конечно, не Ломоносов, учиться в школе никогда не хотел и не захочет. Интересно никому не бывает, тем более русский язык. Система образования построена так, как мы её сегодня видим: "В школу ходить надо, учиться в школе надо, сдать выпускные и вступительные экзамены надо, ну и дипломчик не мешало бы получить." А что в итоге мне надо я поняла только получая второе высшее образование. Я только в 20 лет села перечитывать, а порой и впервые прочитывать классические произведения литературы, потому что интересно и уже надо! Я только сейчас начала понимать, что если я пропущу нужную мне лекцию, то "обкраду сама себя". А когда в 8ом классе тебя мама кормит, папа одевает, дедушка мобильник дарит, что тебе ещё надо?????? Уважаемый Денис, а Вы вспомните себя. Что Вам было интересно в школе? Неужели Вы с радостью в глазах ходили на урок русского языка? Думаю, радость вызывала ну максимум физкультура.....