Интервью

Главный специалист Минфина по «упрощенке» рассказал, как ее применять

Начальник отдела специальных налоговых режимов Минфина России Александр КОСОЛАПОВ рассказал о тонкостях применения «упрощенки» в этом и следующем году.

Начальник отдела специальных налоговых режимов Минфина России Александр КОСОЛАПОВ рассказал о тонкостях применения «упрощенки» в этом и следующем году.

 

Коротко о важном
—Должны ли «упрощенщики» вести бухучет?
—Да.
—Смогут регионы снижать ставку с «доходов»?
—Возможно.
—Заявление о переходе может быть составлено в свободной форме?
—Да.

—Александр Ильич, хотелось бы начать разговор со спорных моментов. Как все-таки компаниям определять лимит по «упрощенке» за 2009 год — умножать сумму на последний коэффициент-дефлятор или на все предыдущие?

—Позиция, которую излагает в своих последних разъяснениях Минфин России по данному вопросу (письмо от 30 сентября 2009 г. № 03-11-09/331), не изменилась. Предельный размер доходов, превышение которого влечет утрату права применять «упрощенку», в 2009 году составляет 30,76 миллиона рублей. Рассчитывается он так: 20 млн руб. * 1,538 (коэффициент-дефлятор, установленный на 2009 год приказом Минэкономразвития России от 12 ноября 2008 г. № 395). Если по итогам отчетного или налогового периода доходы компании превысили 30,76 миллиона рублей, то налогоплательщик считается утратившим право на применение «упрощенки» с начала того квартала, в котором произошло превышение. Это следует из пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.

—Второй спорный вопрос: нужно ли вести бухучет предприятиям, работающим на «упрощенке»?

—По данному вопросу следует руководствоваться письмом Минфина России от 20 апреля 2009 г. № 03-11-06/2/67. Из него следует, что обязанность юридического лица составлять бухгалтерскую отчетность (независимо от его размера и применяемого к нему режима налогообложения) напрямую вытекает из Гражданского кодекса РФ, Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и других нормативных актов. В Гражданском кодексе РФ и федеральных законах об обществах различных организационно-правовых форм содержатся нормы об обязательном утверждении годовых отчетов и бухгалтерских балансов организации ее высшим органом управления.

Кроме того, только на основе информации бухгалтерского учета можно исполнить некоторые обязательства, прописанные в данных законодательных актах. В частности, обязанность сопоставлять чистые активы с величиной капитала организации, распределять прибыль, определять стоимость отчуждаемого имущества в результате крупной сделки, устанавливать доли участника общества при его выходе и т. п.

Законодательство о бухгалтерском учете устанавливает порядок ведения учета для всех юридических лиц. А федеральные законы об обществах различных организационно-правовых форм являются специальными для соответствующих организаций. Соответственно, общества с ограниченной ответственностью, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в общем порядке, установленном Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

—В Налоговом кодексе предусмотрены ограничения по численности и доходам для компаний, которые планируют перейти на «упрощенку». Скажите, как определять численность и величину доходов тем, кто в этом году совмещает обычный режим и ЕНВД?

—Ограничения по численности работников, стоимости основных средств и нематериальных активов определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности. А вот предельная величина доходов считается по видам деятельности на общем режиме налогообложения.

—По вашему мнению, чем нужно руководствоваться компании при выборе объекта налогообложения?

—В этом вопросе нужно руководствоваться исключительно выгодой для налогоплательщика. Организации, переходящие на «упрощенку», могут выбрать один из двух объектов налого- обложения: доходы со ставкой 6 процентов или доходы, уменьшенные на величину расходов, со ставкой 15 процентов. Исключение составляют компании, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом. Они могут применять в качестве объекта налогообложения только доходы, уменьшенные на величину расходов (п. 3 ст. 346.14 Налогового кодекса РФ).

Обращаю внимание: в некоторых субъектах РФ власти воспользовались возможностью снизить ставки по системе «доходы минус расходы». Поэтому, прежде чем выбирать объект налого-обложения, бухгалтерам стоит внимательно изучить региональное законодательство и взвесить все «за» и «против». Однако сейчас в Государственной думе РФ рассматривается законопроект, предоставляющий право субъектам Российской Федерации снижать налоговую ставку и по объекту в виде доходов.

—В какой форме подавать заявление о переходе на УСН? Рекомендованная ФНС форма официально не утверждена…

—Заявление о переходе на «упрощенку» целесообразно подавать по форме, рекомендуемой ФНС (приказ МНС России от 19 сен- тября 2002 г. № ВГ-3-22/495). Этот документ разработан для удобства налогоплательщиков и привычен для налоговых инспекторов. Однако заявление, составленное в произвольной форме, не может служить основанием для отказа в применении «упрощенки».

—Сейчас из-за кризиса многие компании терпят убытки. Допустим, компания перейдет с 2010 года на «упрощенку», а по итогам 2008 и 2009 годов у нее есть убыток. Сможет ли она учесть его в 2010 году?

—Убыток, полученный налогоплательщиком при применении иных режимов налогообложения, не принимается при переходе на упрощенную систему налогообложения (п. 7 ст. 346.18 Налогового кодекса РФ).

Мнение редакции: «упрощенщики» уже сейчас вправе руководствоваться повышенными лимитами и не вести бухучет

Рекомендации дает Светлана Амплеева, эксперт журнала «Главбух»

—Мы считаем, что компании, применяющие «упрощенку», вполне могут рассчитывать лимит доходов по методике, подтвержденной Президиумом ВАС РФ. Напомним, что, по мнению судей, учитывать следует все коэффициенты-дефляторы, утвержденные на этот и предыдущие годы. Соответственно, предельный доход, позволяющий применять «упрощенку» в 2009 году, равен 57,9 млн руб. ФНС России в письме от 1 сентября 2009 г. № ШС-22-3/684@ обязало налоговых инспекторов руководствоваться именно этой позицией.

Что касается позиции Минфина по обязанности вести бухучет, то стоит отметить: это мнение до сих пор официально не доведено до инспекторов. Поэтому требовать от компаний, работающих по упрощенной системе, бухгалтерский учет и отчетность они скорее всего не будут. Ведь ФНС России в письме от 15 июля 2009 г. № ШС-22-3/566 четко указала: компании на «упрощенке» бухгалтерскую отчетность в налоговые органы представлять не должны.

Статья напечатана в журнале "Главбух" № 21, 2009

Начать дискуссию