Бухгалтерия

Аудиторы считают, что в законопроекте о бухучете есть риски споров с налоговиками

Нынешняя редакция законопроекта о бухучете позволяет руководителям финансовых служб и аудиторам влиять на формирование нормативных положений о бухучете. Они смогут разрабатывать, обсуждать, инициировать принятие и проводить экспертизу национальных стандартов бухгалтерского учета, которые по задумке законодателя должны прийти на смену всем ПБУ.

Нынешняя редакция законопроекта о бухучете позволяет руководителям финансовых служб и аудиторам влиять на формирование нормативных положений о бухучете. Они смогут разрабатывать, обсуждать, инициировать принятие и проводить экспертизу национальных стандартов бухгалтерского учета, которые по задумке законодателя должны прийти на смену всем ПБУ. Но с другой стороны, по словам аудиторов, в законопроекте есть такие нормы, которые могут слишком усложнить работу финансовых служб компаний и породить новые споры с налоговиками. Своими опасениями по этому поводу поделился Сергей Калинин, партнер и глава департамента бухгалтерских услуг компании «Грант Торнтон».

КСТАТИ. Текст новой редакции законопроекта о бухучете есть на сайте «УНП».

По словам Сергея Калинина, пристальное внимание у него, равно как и у большинства аудиторов, вызывает пункт проекта о предоставлении организациям, кроме бюджетников и органов власти, права на самостоятельное утверждение форм первичных учетных документов. Эта норма полностью изменяет статью 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», по которой к учету принимаются первичные документы, составленные только по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм.

Если законопроект примут в существующем виде, компании смогут выбирать: продолжать использование нынешних форм или начать разработку своих уникальных форм «первички». С одной стороны, это, конечно, не требует от компаний вплоть до запятой соблюдать унифицированные формы. Но с другой, считает Сергей Калинин, «если выбор будет сделан в пользу собственных форм, компания неминуемо столкнется с вопросом, как адаптировать бухгалтерское и торговое программное обеспечение».

Более того, сложности, по мнению аудитора, могут возникнуть у компаний в отношениях с налоговиками, в частности применение собственной «первички» выльется в возможные высокие риски при налоговых проверках. Ведь на инспекции может обрушиться большое количество самостоятельно разработанных форм первичных документов. «В итоге проведение проверок в принципе может быть парализовано», – добавляет Сергей Калинин.

Что бы вы изменили в законопроекте о бухучете?

Мария Андреева, главный бухгалтер центра маркетинга и рекламы Nice-Advice, г. Липецк:

– Законопроект предусматривает, что «первичку» можно составлять и в электронном виде. Это большой плюс – не надо распечатывать кучу документов. Но, по-моему, совершенно не регламентирован вопрос идентификации электронной подписи каждого ответственного сотрудника. Надо бы детализировать.

Александр Можегов, финансовый директор ОАО «КТК», г. Сыктывкар:

– Многие положения будущего закона о бухучете буквально пестрят ссылками на некие «иные федеральные законы и нормативные правовые акты». Но этот закон должен нести функцию основного правового акта в сфере бухучета и содержать исчерпывающие прямые требования. Не нужно этих ссылок.

Елена Деменюк, главный бухгалтер ЗАО «СК Грифон», г. Москва:

– Полагаю, что необходимо скорректировать норму о годовой бухгалтерской отчетности. Сейчас в проекте есть фраза, что годовой отчет – это только бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и приложения к ним. А как же, к примеру, пояснительная записка? Но в целом считаю законопроект неплохим.

Статья напечатана в газете "УНП" № 41, 2009

 

Начать дискуссию