Вчера было собрание по пятым классам. Пришли все работающие с ними учителя, учительница, которая тянула один из этих классов в начальной, психолог, логопед, директор, завучи. Узнал много нового и полезного, а ещё немного офигел от пары фактов: одному из моих пятиклассников четырнадцать лет. Ощутили? А теперь ощутите глубже: одной из моих пятиклассниц - шестнадцать.
Психолог об этом пятикласснике: "Зрительная память очень плохая, способность улавливать причинно-следственные связи почти на нуле, долговременная память очень плохая..." Сказали, что хотели сажать его в начальную школу, но, чёрт побери, четырнадцать лет! Плюс отличный от нулевого уровень агрессивности. Нельзя такого к малышам. Впрочем, он и в пятом классе не на своём месте. А беда в том, что своего места у этого ребёнка нет. Куда его ни посади, везде будет не на месте.
А шестнадцатилетняя пятиклассница, говорят, в прошлом году была в шестом. В начале этого года сама просила, чтобы её посадили в четвёртый. Просьбу, понятное дело, не удовлетворили: вы только представьте себе эту четвероклашку.
Она постоянно пытается заигрывать со своими одноклассниками, они же в силу возраста просто не понимают, чего она хочет, и считают, что она просто их обижает, из вредности. Когда я предлагаю им сочинить предложения с использованием каких-то конкретных конструкций, почти все сочиняют про неё:
Имярек вышла к доске и стала баловаться.
Имярек сама не учится и всем мешает.
Имярек громко разговаривала на уроке и не давала учиться.
И т.п.
Я не знаю, как так получилось, что эти дети в таком возрасте так плохо обучены и развиты. И что с ними делать, я тоже не знаю. Когда они не приходят по какой-либо причине на уроки, я откровенно этому рад: в такие дни я работаю с остальными пятиклассниками (каждый из которых в разы сообразительнее, чем эти двое вместе взятые) нормально, а не выдумываю, как и чем занять двоих детей, давно выпавших из принятых в нашей популяции темпов существования.
Да, вы сейчас скажете, что их надо сажать в класс коррекции. Правильно. Но это и есть класс коррекции. Только остальные дети в нём заметно помладше и заметно лучше развиты. Они не очень хорошо знают русский язык, но быстро учатся, ежедневно всё безнадёжнее оставляя этих двоих позади.
Мда... Пытаюсь вспомнить, каким я был в шестнадцать, что делал? Сочинял стихи, сюрреалистические рассказы, писал что-то в газету "Молодой ленинец", ходил на учредительное собрание "Народного фронта Ставрополья", посещал факультет философии в так называемой "малой академии", читал "Роман-газету", "Знамя", "Новый мир", "Наш совеременник", "Октябрь", "Волгу", мучился вопросом, пойти после школы в политех или на ЕГФ, регулярно вёл в собственном классе по просьбе учительницы уроки литературы... Ещё, правда, пил водку и портвейн и курил. То есть, понятно, подарком тоже не был, но... как бы сказать... в общем, я помню, как много всего произошло с моих десяти-одиннадцати до моих шестнадцати лет. Это ведь бездна времени, огромный отрезок жизни. Причём такое время, когда знания впитываешь, как губка. Куда ни посмотришь - видишь что-то новое, интересное, запоминаешь, удивляешься, анализируешь. Книги, журналы в этом возрасте глотаются сотнями и тысячами.
Ну, пусть даже не все приучены получать информацию из текстов, кто-то больше берёт из общения, ещё откуда-то, но как надо жить, чтобы в шестнадцать лет недотягивать до четвёртого класса? То есть, вычленить сюжет из коротенькой сказки - с трудом или никак, сформулировать законченное предложение - совсем никак. Ни одной книги в багаже, из фильмов - только телесериалы. Чем же занята голова столько лет? Что делали родители с этими детьми? Ну хорошо, игры в мобильниках у них, но ведь не круглые же сутки. У нас тоже были всякие электронные "Ну, погоди!" и даже, по-моему, тетрисы уже появлялись. А в четвёртом классе, помню, была адская мода на японские часы с мелодиями. А в седьмом на портативные магнитофоны. А потом кубики и "бочки" Рубика. Но всё равно - сколько можно вертеть руками какую-то яркую игрушку? Сколько можно нажимать на кнопки и радоваться исчезновению линий на экране? Ну, поиграл - хочется же ещё что-нибудь сделать. Ну, телевизор посмотрел, хорошо. Ну, неделю его посмотрел, даже месяц, не выключая, запоем, но ведь надоедает всё равно. Как ни крутись, ну обязательно рано или поздно попадётся учебник в руки. А там же интересно тоже. По истории про фараонов, по физике про проводники с магнитами. Это же фантастически всё интересно, все эти проводники, фараоны, большевики, квадратные корни. Более того, в детстве это всё занимает, волнует. Что нужно делать с ребёнком, чтобы он не интересовался совершенно ничем, ничего бы не знал и не умел? И что с ним делать потом, когда он уже вырос непонятным существом, нефункциональным инопланетянином, запертым в теле человека?
Да, конечно, дополнительные занятия, индивидуальные задания, но, если честно, это мёртвому припарки. Потому что каждое занятие с ними - как первое. Каждый раз с нуля.
К слову, в восьмом коррекционном классе тоже дети очень разного возраста, разной степени подготовленности и с разным уровнем понимания русской речи. С кем-то из них вполне можно тянуть на троечку (или даже на четвёрку) программу соответствующего класса, а кто-то просто с трудом понимает каждое десятое слово учителя (а остальные девять не понимает вообще).
Комментарии
13