Учет в туризме

Если турфирма – налоговый агент

Налоговым кодексом РФ установлены случаи, когда организация должна выступить в качестве налогового агента, то есть удержать налог из дохода, причитающегося другой компании или физическому лицу, и уплатить его в бюджет. Однако применение данных норм вызывает у бухгалтера немало вопросов.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Если у иностранной организации нет обособленного подразделения на территории России, ее доходы, полученные от реализации услуг, местом реализации которых является территория нашей страны, облагаются НДС.

Налог удерживается у источника выплаты налоговым агентом (турфирмой). 

Так, территория России признается местом реализации туристских услуг, если они оказаны непосредственно на ее территории (подп. 3 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ). Поэтому если турфирма приобретает у иностранца услуги по размещению, питанию, экскурсионному обслуживанию туристов за рубежом, то удерживать со своего партнера НДС не нужно.

Местом реализации услуг по перевозке признается территория РФ, если услуги оказываются российскими фирмами и пункт отправления или пункт назначения находятся на территории России. Это следует из подпункта 4.1 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ. То есть при оплате иностранной компании международной авиаперевозки обязанностей налогового агента у турфирмы также не возникает.

В отношении железнодорожного или автомобильного транспорта применяется подпункт 5 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ, из которого следует, что услуги считаются оказанными на территории России, если деятельность транспортной организации осуществляется на ее территории. Поэтому если у иностранной компании нет в России постоянного представительства, то услуги по перевозке пассажиров из России за границу и из-за границы в Россию не считаются оказанными на территории России и удерживать с иностранной компании НДС не нужно. А если у иностранного перевозчика открыто постоянное представительство в России, то он сам будет уплачивать НДС.

Что касается услуг по визовому обслуживанию, налоговые органы в ряде случаев пытаются доказывать, что у российской турфирмы возникают обязанности налогового агента, если в стоимость тура включено оформление визы. Однако услуги по получению визы являются вспомогательными по отношению к основным услугам, которые оказываются за рубежом. А согласно пункту 3 статьи 148 Налогового кодекса РФ, если реализация услуг носит вспомогательный характер, то местом их реализации признается то место, где реализуются основные услуги. Иными словами, территория иностранных государств.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

В некоторых случаях российская турфирма, являющаяся источником выплаты доходов иностранной компании, не имеющей постоянного представительства на территории РФ, должна выступить налоговым агентом по налогу на прибыль (п. 1 ст. 309 и п. 1 ст. 310 Налогового кодекса РФ).

Так, налогом на прибыль облагаются доходы иностранной организации от любых международных перевозок (подп. 8 п. 1 ст. 309 Налогового кодекса РФ), исключая перевозки за пределами России. Следовательно, турфирма является налоговым агентом иностранного юридического лица, оплачивая, например, перелет туристов рейсом международной авиакомпании, не имеющей представительства в России.

Ставка налога
Налог с доходов иностранца от международной перевозки удерживается по ставке 10 процентов (подп. 2 п. 2 ст. 284, п. 1 ст. 310 Налогового кодекса РФ). Налоговая база и сумма налога на прибыль исчисляются в той валюте, в которой иностранная организация получает доходы (п. 5 ст. 309 Налогового кодекса РФ).  

 

Пункт 3 статьи 310 Налогового кодекса РФ содержит крайне важную оговорку: налог может не удерживаться или удерживаться в меньшем размере в случае выплаты налоговым агентом доходов иностранной компании, зарегистрированной в государстве, с которым у России заключено международное соглашение (договор).

Речь идет о многочисленных двусторонних договорах (соглашениях, конвенциях), подписанных Россией с разными странами мира. Сегодня действует более 70 таких договоров, хотя заключено их намного больше. При применении соглашения необходимо обращать внимание на то, ратифицировано ли оно (подобные документы действуют не с момента подписания, а именно с момента ратификации). Например, подписаны, но не применяются конвенции с Саудовской Аравией, Чили.

Все действующие договоры предусматривают избежание двойного обложения налогом на прибыль. Поэтому, если иностранный партнер до даты выплаты ему дохода представит налоговому агенту документ, подтверждающий его постоянное местопребывание в стране, с которой у России действует договор об избежании двойного налогообложения, налог на прибыль с него не удерживается или удерживается по пониженной ставке. Основание – пункт 1 статьи 312 Налогового кодекса РФ.

Этот документ принято называть сертификатом постоянного местопребывания. В выдаваемом документе должен быть указан конкретный период (обычно календарный год), в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание. При этом указанный период должен соответствовать тому периоду, за который причитаются доходы, выплачиваемые иностранной организации.

Доходы от всех прочих услуг, которые турфирмы приобретают у иностранцев (экскурсии, питание, размещение, услуги переводчиков), по мнению некоторых налоговиков, можно отнести к подпункту 10 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса РФ как иные аналогичные доходы, облагаемые налогом. Однако с таким мнением можно и поспорить. Дело в том, что в пункте 1 статьи 309 Налогового кодекса РФ перечислены доходы, которые подпадают под налогообложение. При этом доходы, которые туроператоры и турагенты выплачивают иностранным компаниям, в этом перечне прямо не названы. А провести аналогию между доходами, перечисленными в подпунктах 1 – 9 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса РФ, и доходами от реализации туров, то есть признать последние «иными аналогичными доходами», нельзя.

Статья напечатана в журнале "Учет туристической деятельности" №11, ноябрь 2009 г.

 

Начать дискуссию