Учет в туризме

Посреднический договор с клиентом на подбор тура

Турагент может заключить с клиентом посреднический договор на подбор для него определенного тура, к примеру тура в выбранную туристом страну не дороже установленной им суммы. Рекомендации по составлению такого договора и его образец – в нашей статье.

УСЛОВИЯ ДОГОВОРА

Договор с туристом может быть заключен турагентом от собственного имени либо от имени туроператора, чей продукт турагент реализует и чьи интересы он представляет. Но, как правило, турагент действует от собственного имени. В этом случае помимо полного и сокращенного своего наименования, почтового и фактического адреса турагент должен указать в договоре информацию о том, что лицом (исполнителем), оказывающим туристу услуги по договору, является туроператор.

Рассмотрим подробнее некоторые условия договора.

Предмет договора

Информация о потребительских свойствах турпродукта (туристских услугах) относится к существенным условиям договора (ст. 10 закона о туризме). Поэтому чем более точно в договоре будут указаны пожелания туриста о характере и качествах поездки, тем меньше вероятности возникновения спора о соответствии выбранного тура пожеланиям туриста. Кроме того, подобная скрупулезность защитит турагента от злоупотреблений со стороны недобросовестных туристов.

Отметим, что услуги по заказу (бронированию) билетов, оформлению визы и т. д. могут быть как включены в основной договор оказания услуг, так и вынесены в отдельные договоры. Последний вариант предпочтительнее, поскольку он позволяет снизить риски турагента, связанные с возмещением туристу убытков в случае отмены тура.

Турист может отказаться от предлагаемых дополнительных услуг. В этом случае турагенту стоит взять с него соответствующую расписку, поскольку при возникновении разногласий доказывать получение (возможность получения) туристом от турагента той или иной информации придется турагенту.

Документы на поездку

Документы, подтверждающие выполнение турагентом поручения туриста, должны быть перечислены максимально полно.

Важным является указание момента вручения указанных документов туристу. Но помните: согласно пункту 19 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 г. № 452, эти документы должны быть переданы туристу не позднее 24 часов до начала путешествия. Представление указанных документов в более поздние сроки возможно лишь при наличии согласия потребителя.

Обязанности сторон

Зачастую турагент считает своей обязанностью известить туриста об изменениях условий тура только тогда, когда такие изменения ухудшают тур. Однако следует уведомить туриста в любом случае: во-первых, условия тура – существенные условия договора и их изменение как в худшую, так и в лучшую сторону, безусловно, затрагивает права потребителя, во-вторых, выбирая тур, турист может руководствоваться мотивами, неизвестными турагенту, вследствие чего представления турагента и туриста о качестве изменений могут разительно отличаться.

При замене услуг даже на более высокий уровень лучше заручиться письменным согласием туриста на такую замену, а может быть, даже оформить дополнительное соглашение к договору.

Поскольку момент представления туристом документов, необходимых для оформления тура и получения нужных разрешений, является существенным для качественного исполнения турагентом своих услуг, в договоре стоит установить срок представления туристом документов.

Стоимость услуг

Стоимость тура в договоре должна быть указана в рублях (ст. 10 закона о туризме). Причем, чтобы избежать споров сторон относительно стоимости неоказанной услуги, в договоре либо в приложении к нему общую стоимость тура лучше разбить на стоимость конкретных услуг и экскурсий, входящих в турпакет.

Также в договоре нужно предусмотреть порядок оплаты турпакета и услуг бронирования, к примеру, в виде предоплаты либо непосредственно после подтверждения заказанного тура, но до начала путешествия.

Возмещение убытков

Турагенту нужно знать, что при расторжении договора по инициативе туриста он обязан возместить турагенту расходы, имевшие место на момент отказа от тура. Будущие расходы компенсации не подлежат. К фактическим затратам на исполнение договора относятся: оплата бронирования в отеле, перевозочные документы, выписанные на имя туриста, оплата консульских сборов (если они входят в состав турпакета). Для подтверждения реальных расходов исполнителя турист может потребовать предоставить информацию, подтверждающую расходы исполнителя по конкретному договору.

Турист не обязан компенсировать турагенту штрафы, уплаченные контрагентам в связи с отказом от тура (например, гостиницам, перевозчикам, туроператору), поскольку подобные санкции являются убытками, а не расходами турагента.

Страхование и финансовое обеспечение

Поскольку в настоящее время ответственность туроператора подлежит страхованию, то в случае неисполнения им принятых на себя обязательств ответственным перед туристом становится именно туроператор. Убытки туриста компенсируются страховой компанией (банком-гарантом), застраховавшей ответственность туроператора, по заявлению туриста. Поэтому особенно важно включить в условия договора сведения о туроператоре и страховании его ответственности.

Что указать в договоре?
В договоре обязательно должен быть указан размер финансового обеспечения туроператора, номер, дата и срок действия договора страхования его ответственности или банковской гарантии, наименование, адрес (местонахождение) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение (ст. 10, 10.1 закона о туризме).

Более того, вполне вероятно, что страховая компания (банк-гарант), как и сам туроператор, откажет в возмещении расходов (убытков) турагенту, компенсировавшему туристу убытки, возникшие по вине туроператора, так что турагенту не стоит торопиться с возмещением убытков туриста «за свой счет», хотя, безусловно, это может испортить репутацию турагента. Поможет грамотное и вежливое обращение с туристом, оказание ему всякого содействия в подготовке документов к заявлению в страховую компанию (банк), полное информирование туриста о его правах в сложившейся ситуации.

Статья напечатана в журнале "Учет туристической деятельности" №11, ноябрь 2009 г.

Начать дискуссию