Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ, операции по реализации товаров на территории Российской Федерации являются объектом обложения НДС. В связи с этим операции по реализации государственного и муниципального имущества, в том числе физическим лицам, признаются объектом обложения данным налогом. Так считают специалисты главного финансового ведомства.
По мнению налоговиков, в пользу данного вывода говорит также следующий факт. Пунктом 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ определен перечень операций, не признаваемых объектами обложения НДС. В данный перечень включено выполнение работ, оказание услуг органами государственной власти и местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий (если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления).
Операции по реализации указанного государственного и муниципального имущества в перечне, указанном в пункте 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ, не предусмотрены.
Из этого следует, что операции по продаже данного имущества, не закрепленного за муниципальными бюджетными учрежде-ния-ми и составляющего муниципальную казну (соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования), подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
Бюджетное имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями, признается казной. В зависимости от того, за счет какого бюджета оно приобретено и содержится, это может быть казна: Российской Федерации, республики в составе России, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, городского, сельского поселения или другого муниципального образования. Кто выполняет налоговые обязательства
В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на добавленную стоимость признаются, в частности, организации.
Налоговики сделали акцент на том, что исключений из числа налогоплательщиков для органов, входящих в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, не предусмотрено.
Существуют случаи, когда налог на добавленную стоимость должны исчислить и уплатить в бюджет налоговые агенты. Однако при реализации (передаче) указанного имущества казны физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, НДС уплачивают в бюджет в общеустановленном порядке налогоплательщики. То есть лица, осуществляющие операции по продаже (передаче) названного имущества.
Таким образом, обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость возникает именно у органов мест-ного самоуправления, если они реализуют муниципальное имущество:
— не закрепленное за предприятиями и учреждениями и составляющее казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования;
— на территории Российской Федерации;
— физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.
Соответственно указанные юрлица должны исполнять обязанности плательщика НДС, связанные с выставлением счетов-фактур, ведением книг продаж, представлением в налоговые органы налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и т. п.
В указанном случае налоговая база при реализации товаров определяется как их стоимость, исчисленная исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них сумм НДС.
Основание — пункт 1 статьи 154 Налогового кодекса РФ.
При реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего казну, налог на добавленную стоимость обычно уплачивают налоговые агенты.
То есть покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Основание — пункт 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ.
Возможность уплаты НДС налоговыми агентами предусмотрена пунктом 1 статьи 24 Налогового кодекса РФ. В ней говорится, что на них могут быть возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ. Цена сделки
Установлено, что для целей налогообложения принимается цена товаров, установленная сторонами сделки (п. 1 ст. 40 Налогового кодекса РФ). Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
Начальная цена приватизируемого муниципального имущества устанавливается на основании отчета об оценке муниципального имущества, составленного в соответствии с законодательст-вом РФ об оценочной деятельности (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ).
Положениями Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что при совершении сделок купли-продажи используется рыночная стоимость, которая отражается в отчете об оценке объекта.
В рассматриваемой ситуации под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой имущество может быть отчуждено на открытом рынке в условиях конкуренции. При условии, что стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
На основании пункта 6 Федерального стандарта оценки, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. № 255, разумность действия сторон сделки в указанном случае означает следующее. Цена сделки принимается как наибольшая из достижимых по разумным соображениям цен для продавца и наименьшая —для покупателя.
Учитывая изложенное, чиновники пришли к выводу, что при определении налоговой базы по муниципальному имуществу, реализуемому физическим лицам —не индивидуальным предпринимателям, следует исходить из того, что цена, по которой этот товар реализуется, включает НДС.
Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №11, ноябрь 2009 г.
Начать дискуссию