Действительно, фактическое исполнение сторонами обязательств по заключенному контракту порой выходит за рамки установленной даты. Причины могут быть различными, но чаще всего это происходит из-за несвоевременного исполнения контрагентом своих обязательств (в том числе в части выставления учреждению документов на оплату). Подобное нарушение может вызвать определенные сложности.
Санкционирование оплаты денежных обязательств, согласно статье 219 Бюджетного кодекса РФ, осуществляется финансовым органом после проверки представленных учреждением необходимых подтверждающих документов (их перечень устанавливает финансовый орган). И довольно часто оплатить контракт можно только при условии, что соответствующие сведения о нем включены в реестр контрактов, где помимо всего прочего указывают и данные о сроке исполнения обязательств по сделке. Основание — пункт 6 части 2 статьи 18 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (далее — закон о госзакупках), а также Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2006 г. № 807.
Данный срок определяется как плановая дата завершения действий по контракту исходя из его условий.
Для наглядности рассмотрим конкретную ситуацию. Учреждение заключило с исполнителем контракт на оказание услуг — предоставление доступа в Интернет (срок истечения контракта — август 2009 года). Однако исполнитель выставил учреждению счет по факту оказания услуг и представил акт оказанных услуг только в октябре 2009 года. Как быть?
Само по себе окончание срока действия контракта не прекращает обязательств, если какая-либо из сторон не успела к этому моменту их исполнить (п. 3 ст. 425 Гражданского кодекса РФ). Иное — то есть прекращение обязательства по истечении срока — возможно, но только если это предусмотрено в законе или договоре.
Таким образом, если исполнитель оказал услуги в полном объеме, учреждение должно оплатить выставленный счет даже в том случае, когда срок действия контракта формально истек. Односторонний отказ учреждения от исполнения указанной обязанности, согласно статье 310 Гражданского кодекса РФ, не допускается.
Заключив контракт, учреждение обязано направить сведения о нем в реестр контрактов, который ведется на всех трех уровнях бюджетной системы: федеральном, субъектов РФ и местном (ст. 18 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ). Непредставление либо несвоевременное представление данной информации может повлечь административную ответственность должностного лица учреждения (в виде штрафа в размере 20 000 руб.) на основании статьи 19.7.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Напомним, что эта норма введена в действие с 22 августа 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 160-ФЗ.
В реестр включают сведения и об изменении, исполнении, расторжении контрактов. В чем сложность?
Вместе с тем несколько неудачная формулировка пункта 3 статьи 425 Гражданского кодекса РФ становится причиной следующего. Специалисты финансовых органов, осуществ-ляю-щих санкционирование оплаты денежных обязательств, требуют от учреждений заключать дополнительные соглашения к контракту о продлении сроков его действия (с соответствующим направлением сведений об этом в реестр контрактов). Но такое требование неправомерно…
Часть 5 статьи 9 закона о госзакупках по общему правилу не допускает внесения изменений в условия заключенного контракта. Несоблюдение данного требования может повлечь за собой административную ответственность должностного лица, заключившего от имени учреждения подобное соглашение. Виновного могут обязать уплатить штраф в размере 20 000 руб. (ч. 2 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Напомню, что постановление о привлечении к административной ответственности в данном случае может быть вынесено в течение одного года со дня совершения правонарушения. Решение принимает орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов (ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Следовательно, руководитель учреждения либо то лицо, которому руководителем переданы соответствующие полномочия, становится «заложником» такой ситуации: с одной стороны, оплатить фактически оказанные учреждению услуги (выполненные работы, доставленные товары) необходимо, но, с другой стороны, сделать это можно, только совершив административное правонарушение.
В данном случае стороны могут заключить соглашение, которое не внесет изменения в уже существующие условия. Но при этом оно будет содержать:
— констатацию факта оплаты заказчиком услуг (работ, товаров) за пределами срока действия контракта;
— причины поздней оплаты.
В большинстве возникающих ситуаций такого соглашения достаточно для совершения расхода.
Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №11, ноябрь 2009 г.
Начать дискуссию