Размер стоимости содержания ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, которую вносят родители, устанавливает учредитель (ст. 52.1 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»).
Для государственного дошкольного образовательного учреждения таковым признаются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, для муниципального - органы местного самоуправления.
Однако действующим законодательством предусмотрены и ограничения. Определено, что размер взимаемой платы не может превышать 20 процентов затрат на содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, а для родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - 10 процентов указанных затрат. Такое ограничение должно соблюдаться в отношении затрат каждого учреждения, а не от средних затрат по дошкольным учреждениям. Замечу, что плата с родителей не взимается за содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях.
Перечень затрат, учитываемых при установлении платы, определен постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 849 «О перечне затрат, учитываемых при установлении родительской платы…». В настоящий момент он является закрытым и в него входят следующие виды затрат:
- оплата труда и начисления на оплату труда;- приобретение услуг: связи, транспортных, коммунальных, услуг по содержанию имущества, арендной платы, прочих услуг;- прочие расходы;- увеличение стоимости основных средств;- увеличение стоимости материальных запасов, необходимых на содержание ребенка. Учитываем доходы
В соответствии с действующим законодательством рассматриваемые поступления признаются доходом от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Такие суммы относятся к неналоговым доходам бюджета (п. 1 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ). Указанные доходы после уплаты налогов и сборов в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов учреждения. И подлежат отражению в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
Если на основании закона о бюджете субъекта РФ средства, полученные учреждениями от приносящей доход деятельности, учитываются как таковые, а не как доходы бюджета, то рассматриваемые суммы отражаются по соответствующим кодам бюджетной классификации группы вида доходов 000 3 00 00000 00 0000 000 «Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности». В этом случае операции с указанными средствами осуществляются на счетах № 40603 «Счета организаций, находящиеся в государственной (кроме федеральной) собственности. Некоммерческие организации» и 40703 «Счета негосударственных организаций. Некоммерческие организации» с отражением их на лицевых счетах, открытых бюджетным учреждениям в органах Федерального казначейства или финансовых органах.
В случае, если финансовым органом субъекта РФ принято решение централизовать средства от приносящей доход деятельности в составе доходов бюджета данного субъекта, то указанные средства учитываются как неналоговые доходы по соответствующим КБК группы вида доходов 000 1 00 00000 00 0000 000 «Налоговые и неналоговые доходы». И зачисляются в установленном порядке на счет органа Федерального казначейства, открытый на балансовом счете № 40101. Об этом сказано в письме Минфина России от 2 июня 2009 г. № 02-04-10/2215. Налогообложение полученных сумм
Налоговыми доходами от коммерческой деятельности признаются доходы учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы. Так как учреждение оказывает услуги в сфере образования, за которые взимает плату, соответственно для целей налогообложения указанная плата признается доходом для приносящей доход деятельности.
Услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях не подлежат обложению НДС. Однако данная норма применима при наличии у учреждения соответствующей лицензии на ведение образовательной деятельности. При этом следует помнить, что в случае, если учреждение осуществляет операции как подлежащие, так и не подлежащие налогообложению, оно обязано вести их раздельный учет. Отражаем ситуацию в учете
В бухгалтерском учете операции по учету поступающих сумм, в качестве платы за содержание ребенка в детском саду, оформляют следующими записями:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Начислена задолженность | 2 205 03 560«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг» | 2 401 01 130«Доходы от оказания платных услуг» |
Внесена на расчетный счет учреждения родителями плата за содержание детей в детском саду | 2 201 01 510«Поступления денежных средств учреждения на счета» | 2 205 03 660«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг» |
Внесена сумма в кассу учреждения | 2 201 04 510«Поступления в кассу» | 2 205 03 660«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг» |
Сданы деньги в банк | 2 210 03 560«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств» | 2 201 04 610«Выбытия из кассы» |
Зачислены денежные средства на лицевой счет учреждения | 2 201 01 510«Поступления денежных средств учреждения на счета» | 2 210 03 660«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств» |
– 20 процентов на первого ребенка;– 50 процентов на второго ребенка;– 70 процентов на третьего ребенка и последующих детей.
Право на получение компенсации имеет только один из родителей. Порядок обращения за компенсацией и ее выплаты устанавливают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья напечатана в журнале "Учет в сфере образования" №11, ноябрь 2009 г.
Начать дискуссию