МВД внесло в Государственную думу законопроект о создании базы данных пассажиров, которым будет заказан полет на самолетах. Инициатива хорошая, но, как говорится, не перегнуть бы палку…
Авиакомпании с воодушевлением восприняли инициативу МВД о создании единой базы данных правонарушителей, кому необходимо ограничить вход в воздушные суда. Тянущиеся уже долгие годы разговоры о том, что пьяницы и дебоширы на борту – головная боль авиакомпаний, наконец-то начали обретать форму реального предложения. Неужели у нас будет закон и единая база? Скорее бы.
А пока авиакомпании вынуждены бороться с негативными явлениями самостоятельно, пресекая правонарушения силами бортпроводников и специальными наручниками. Пока меры, применяемые к нарушителям общественного спокойствия на борту воздушного судна, ограничиваются вынесением предупреждения или небольшим штрафом по Административному кодексу.
Предложение МВД усилить меру ответственности - вполне оправданная и логичная мера. Дебошир в автобусе на земле – одна ситуация. В воздухе нарушение правил поведения - совершенно другая история. Опасность выше, последствия тяжелее. Есть такая категория людей, которые не стоят перед выбором - пить или не пить. Для них есть только одно решение – пить, причем побольше. Раз ты в отпуске или из командировки возвращаешься, то чего ж себя любимого не побаловать. Вот такие вот, как они себя называют, «белые люди» потом и оказываются в черных списках авиакомпаний. Правда, пока только зарубежных. Но, надеюсь, что не далек тот час, когда в России будет единый, так называемый «черный список». Попавшим в такой списочек будет отказано в продаже авиабилетов на рейсы любой авиакомпании. Появится основание легально отказать правонарушителю в перевозке. И это будет делать не отдельно взятая авиакомпания, а государство в лице МВД, на которое возложено обеспечения безопасности полетов.
Все бы хорошо, но есть много вопросов по реализации такого механизма.
Коррупцию в России никто не отменял. Я очень хорошо себе представляю человека из «черного списка», страстно желающего полететь на Камчатку, и кассира агентства, страстно любящего деньги, которых всегда не хватает. Встретятся эти два одиночества на почве продажи авиабилета, и за мзду получит таки «невыездной» товарищ свой заветный билет и полетит белым лебедем греться в горячих источниках Камчатки. Вот тут-то необходимо предусмотреть меры ответственности как для кассира и агентства, продавшего билет, так и для авиакомпании, согласившейся, несмотря на запрет, перевезти такого красавца.
Системы бронирования авиакомпаний. Еще одна лазейка для любителей зеленого змия и приключений избежать запрета на полеты. Например, интернет сайты западных перевозчиков. Захотел в Европу, зашел на сайт Germanwings или Air Berlin, купил билет, оплатил банковской картой и с песней в Европу.
Возникает вопрос: а аэропорты будут задействованы в этой процедуре? Будут ли службы регистрации или авиационной безопасности получать или располагать информацией о таком пассажире? У меня есть большие сомнения. Думаю, что даже если такие данные и будут доступны, то только в центральных аэропортах Москвы. До регионов информация может и не добраться.
Еще один аспект – определение состояния пассажира перед вылетом и отстранение его от полета. Пока такой юрисдикцией обладает только командир воздушного судна. Вот если в полномочия транспортной милиции войдут проверка и ограничение доступа на воздушное судно, то и рейсы будут взлетать вовремя, и неприятностей с пьяными на борту будет меньше. Все проблемы должны решаться еще до посадки в самолет.
Крайне неприятный момент в этой истории может состоять в том, что в такую базу данных может попасть гражданин не только за пьянство и дебош на борту. Где гарантия, что такая база не будет использоваться для ограничения выезда лиц, подозреваемых в других правонарушениях, или, например, неблагонадежных с точки зрения их политических взглядов? Я не уверен в этом.
И последнее. Продажа алкоголя в аэропорту и на борту. Двух мнений быть не может -запретом продажи алкогольных напитков не достичь желаемого эффекта снижения хулиганских действий в полете. Культуру, а вернее бескультурье русского пития, запретами и ограничениям не исправить. От этих запретов пострадают только арендаторы аэропортов – магазины, кафе и рестораны, где выручка от алкогольных напитков составляет значимую часть в общих доходах, и авиакомпании, предлагающие на борту алкоголь за достаточно немалые деньги, что является своеобразным барьером для лиц, желающих упиться.
Повысить штрафы за противоправные действия во время полета, наделить дополнительными полномочиями органы внутренних дел или службы авиационной безопасности, поддерживать единый реестр нарушителей и собирать данные со всех авиакомпаний с последующей передачей данных в аэропорты страны для обеспечения безопасности – меры необходимые. Нарушил – езжай поездом. Натворил – год-два к самолету не подходи. Причинил ущерб авиакомпании или другому пассажиру – в суд и штраф посерьезнее. Только таким способом можно сделать полеты безопасными.
Комментарии
3