Добросовестность и осмотрительность
Согласно пункту 1 статьи 169 Налогового кодекса РФ, счет-фактура является документом, на основании которого покупатель принимает к вычету суммы НДС, предъявленные продавцом. Однако даже безупречно составленный счет-фактура еще не гарантирует предоставление налогового вычета. Причиной отказа часто становятся недобросовестные поставщики.
Как указал ВАС РФ, налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговый орган докажет, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему было известно о нарушениях, допущенных контрагентом (п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).
Как доказать добросовестность
Однако предприятию следует помнить, что доказывать факт неосмотрительности или недобросовестности предстоит не ему, а именно налоговикам. Налоговым законодательством не предусмотрена обязанность налогоплательщика проверять добросовестность своих контрагентов. Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. На это указал Конституционный суд РФ в своем определении от 25 июля 2001 г. № 138-О.
Различные судебные инстанции также не раз отмечали это. Так, из указанного выше постановления ВАС РФ следует, что факт нарушения контрагентом своих налоговых обязанностей сам по себе еще не является доказательством получения предприятием необоснованной налоговой выгоды.
Конституционный суд РФ также указал, что предприятие не несет ответственности за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет (определение КС РФ от 16 октября 2003 г. № 329-О).
Право налогоплательщика на возмещение НДС также не поставлено в зависимость от уплаты этого налога в бюджет его поставщиками (письмо УМНС России по г. Москве от 7 апреля 2004 г. № 11-11н/23795). Таким образом, отказывая в вычете НДС, налоговики должны располагать существенными доказательствами заведомой недобросовестности конкретных поставщиков и того факта, что предприятие знало об этом.
Все выявленные в ходе налоговой проверки нарушения налоговики обязаны фиксировать в акте (п. 4 ст. 100 Налогового кодекса РФ). Форма акта выездной налоговой проверки и требования к его составлению утверждены приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@.
Судебная и правоприменительная практика сформировала критерии недобросовестности налогоплательщика. К ним предприятия могут отнести, если:
– в ЕГРЮЛ отсутствует запись о поставщике;
– поставщик отсутствует по юридическому адресу, по месту госрегистрации;
– в налоговый орган поставщик сдает «нулевые» декларации либо не сдает отчетность;
– контрагент не ведет производственную деятельность;
– за руководителя организации подпись поставило лицо, которое не обладает такими полномочиями;
– у поставщика отсутствуют расчетные счета в банках либо он закрыл расчетный счет;
– расчетные счета организации и ее контрагентов находятся в одном банке;
– организации-посредники располагаются по одному юридическому адресу;
– поставщик не уплатил налог в бюджет;
– нет данных о месте оказания услуг;
– установлена аффилированность поставщика и покупателя;
– налогоплательщик систематически выбирает недобросовестных контрагентов;
– заключенный договор признан недействительным;
– у сделки отсутствует деловая цель.
ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ В АКТЕ
В отношении каждого отраженного в акте факта нарушения должны быть четко изложены вид нарушения, налоговый период, к которому оно относится, ссылки на первичные бухгалтерские документы и иные доказательства, подтверждающие данный факт.
А вот когда конкретные документы, исследованные в ходе проверки, не указаны, то это послужит одним из оснований для признания недействительным решения об отказе в вычете НДС. При этом сама по себе несистематизированная подборка документов не может являться подтверждением обстоятельств правонарушения (см. постановление ФАС Уральского округа от 28 августа 2008 г. № Ф09-6143/08-С3).
Арбитражные судьи также указывают, что все допущенные в акте неточности указывают на то, что выездная налоговая проверка проведена без тщательного изучения описанных в акте фактов (см. постановления ФАС Поволжского округа от 17 марта 2009 г. № А72-6890/2008 и ФАС Северо-Западного округа от 25 августа 2008 г. № А56-52164/2006).
Если предприятие не согласно с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте, то в течение 15 дней со дня его получения оно может представить в инспекцию письменные возражения в целом по акту или по отдельным его положениям (п. 6 ст. 100 Налогового кодекса РФ). Причем примечание о несогласии с актом можно сделать уже в момент его подписания. Для этого достаточно поставить в акте пометку «с возражениями».
Нерассмотрение возражений заявителя на акт проверки или несоблюдение процедуры их рассмотрения является безусловным основанием для отмены решения налоговиков о привлечении к налоговой ответственности (см. постановление ФАС Московского округа от 12 марта 2009 г. № КА-А41/1694-09).
Все перечисленные нарушения порядка оформления результатов налоговой проверки являются безусловным основанием для отмены акта и влекут недействительность решения об отказе в вычете НДС.
Тот факт, что на момент составления акта налоговики не получили ответов на запросы относительно встречных проверок контрагентов предприятия, не может служить основанием для отказа в предоставлении вычета по НДС. Такой вывод сделали судьи ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 19 сентября 2005 г. № Ф08-4287/2005-1703А.
Статья напечатана в журнале "Учет в производстве" №4, ноябрь 2009 г.
Начать дискуссию